родительское собрание февраль 2024г. Добавлено 12.03.2024г.
консультация (младшая группа)

Безрукова Елена Николаевна

родительское собрание февраль 2024г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол

Родительского собрания от 15.02.2024г.  в  1 младшей группе «Ягодка» СП «Золотая рыбка» МДОУ «Детский сад г. Стрежевой»

Тема: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Присутствуют: 18 человек      Отсутствуют: 4 человека

Цель родительского собрания:

Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками и их ролью в воспитании и развитии речи детей.

Повестка:

1.«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

    2. Разное

Ход собрания:

Выступила воспитатель группы Безрукова Е. Н. Она провела с родителями МК по теме собрания.

Воспитатель: ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ. ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ  В  МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ  И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение.              В своей работе я активно использую произведения устного народного творчества. Они помогают решать  воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию  детей.

Так что же относится к устному народному творчеству?

1.потешки -  коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове , дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например: «Водичка, водичка»,    «Еду, еду,к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и т.д.

2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поспешишь — людей насмешишь.

3.Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

4.Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

5Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Кошка с мышкою играла,

Мышка бегала, вздыхала,

Надо кошке угодить,

Кто устал - тому водить.

7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Воспитатель: - Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».

Давайте мы с вами разделимся на две команды (деление на 2 команды, название команды)

Игру проводит воспитатель Берзина С. Г.

Воспитатель: - Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 1 баллу,  если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.

- А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри (Представление жюри)

1. Конкурс пословиц.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8.Поспешишь - людей насмешишь  (подведение итогов)

2 конкурс. Допишите имена сказочных героев .(Раздаю листочки)

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … .(Горыныч)

(Подведение итогов)

2 конкурс «Сказочный»

задание: Я буду поочередно задавать командам вопросы.                      

 - Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

- Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)

Кукушка кукушонку купила капюшон.              

У четырех черепашек

 четыре черепашонка

Два щенка, щека к щеке

Щиплют щетку в уголке

 Шашки на столе

Шишки на сосне

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор         

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

3.Угадай сказку.

Без слов, с помощью мимики и жестов  показать сказку

так, чтобы другая команда догадалась. ( Колобок, Репка)

4.Конкурс скороговорок. 

Прочитать быстро скороговорку.

5.Конкурс считалок.

 Назовите как можно больше считалок.

6.Конкурс «Объяснялки» 

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• портки (штаны)

• косоворотка (рубаха с косым воротом)

• рать (войско)

• чело (лоб)

• изгородь (ограда)

• перст (палец)

• око (глаз)

• уста (рот, губы)

Родители объясняют значение слов (поведение итогов)

7. Конкурс  «Колыбельная песня» 

Спеть колыбельную песню.

8. конкурс: Частушки

 А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.

Говорят – частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

Родители исполняют частушки.

Подведение итогов.  

Награждение

Воспитатель: Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.

Умелое использование, которого позволяет установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

         

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую -  то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое,  я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

Воспитатель: Я надеюсь, что теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желам вам удачи!

  1. Разное.

Во второй части родительского собрания были обсуждены следующие вопросы:

  • Промежуточные результаты освоения детьми культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Было отмечено, что дети, несомненно, научились элементарным навыкам самообслуживания: они частично справляются с одеванием/раздеванием, умываются, все дети самостоятельно едят ложкой. Выступающая по данному вопросу, воспитатель Берзина С. Г. Напомнила родителям о необходимости совместной работы родителей и воспитателей в данном направлении.

  • Промежуточные результаты освоения детьми образовательной программы. Воспитатель Безрукова Е. Н. рассказала о том, чему дети научились за текущий учебный год и что еще предстоит освоить. Напомнила о необходимости совместных игр-занятий родителей с ребенком.

Проект решения собрания:

 Продолжать работу с детьми в выбранном направлении по образовательным задачам и способствовать полноценному развитию детей.

Председатель собрания                                                Е. Н. Безрукова

Секретарь собрания                                                            Вернигора А. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

17.04.2024г. Родительское собрание: «Гаджет – зависимость у дошкольников» с применением командообразования и модерации родителей.

Уважаемые педагоги! Родительские собрания – это важный инструмент взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями. Они помогают обсудить важные вопросы, связанные с образованием ...

Родительское собрание. Начало года. Младшая группа "Непоседы" 2023-2024г

Родительское собрание. Начало года. Младшая группа "Непоседы" 2023-2024г...

Итоговое родительское собрание в ясельной группе на тему «Чему мы научились за год» (2024г)

Цель собрания :• Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год;• определить перспективы на будущее.Задачи:Выявить индивидуальные пр...

Родительское собрание на тему " Возрастные особенности детей 5-6 лет", Сентябрь 2024г.

Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет); задачами воспитания и обучения; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе; целя...

Родительское собрание "Возрастные особенности детей 4-5 лет" средняя группа 09.2024г.

Родительское собрание "Возрастные особенности детей 4-5 лет"...

Родительского собрания 2024г.

Родительского собрания 2024г....