Конспект родительского собрания "Три острых вопроса для родителей выпускников"
методическая разработка
Школьные трудности у ребенка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных, на наш взгляд, стереотипов. Причина неудач может крыться не только в психологической незрелости ребенка, но и в слепой любви к нему со стороны родителей.
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит
научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodtelskoe_sobranie_tri_ostryh_voprosa_dlya_roditeley_vypusknikov_detskogo_sada.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г.Белинский
Родительское собрание
«Три острых вопроса для родителей выпускников детского сада»
Разработала и провела воспитатель
Коробова А.В.
Участники
Ведущий, родители.
Цель
Помочь родителям спокойно пройти период, когда их ребенок начнет ходить в школу, обрести уверенность и снять тревожность.
Задачи
Если в течение года вы не проводили с родителями подготовительной группы тематические встречи, то в ходе данного собрания расскажите об особенностях психофизического развития детей 6–7 лет, их возможностях, кризисе 7 лет. Познакомьте с результатами диагностики уровня сформированности у детей учебной мотивации. Также важно вызвать у родителей эмоциональную установку на доверительное общение. Оставьте время для ответов на вопросы родителей. При этом особое внимание следует уделить наиболее частым и острым вопросам родителей: готов ли ребенок к обучению в школе, как не навредить ему и справиться со своей тревожностью.
Примерное время
60 минут.
Вступительное слово. Приветствие
2 минуты
Ведущий
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мы пригласили вас сегодня вновь поговорить о ваших детях. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Хорошо, что я нашла (нашел) время прийти сюда и могу провести час с людьми, у которых есть дочки и сыночки – такие же, как у меня. Осталось совсем мало времени, и ваши дети станут школьниками. Впереди новые проблемы, но и новые успехи. И извечный вопрос: «Как будет учиться мой ребенок? Готов ли он к школе?» Сегодня мы поговорим об этом
Итак, начинаем с приветствия. Я предлагаю поприветствовать друг друга громкими хлопками, которые мы будем передавать по кругу.
Упражнение-разминка «Лимон»
5 минут
Цели: снять физическое и психическое напряжение, мотивировать на предстоящую работу.
Ведущий
Чтобы снять напряжение рабочего дня, предлагаю вам выполнить простое упражнение. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки.
Ведущий
Желаю вам хорошего настроения на предстоящий час нашего общения и на весь последующий вечер! А мы продолжаем. У многих из вас поступление ребенка в школу вызывает разные эмоции. И чаще всего это беспокойство и тревога. Задавали ли вы себе вопрос, что именно вас беспокоит? Следующее упражнение поможет вам это выяснить.
Упражнение «Беспокойство»
5 минут
Цели: выявить степень беспокойства родителей по поводу предстоящего поступления ребенка в школу; определить причины, которые вызывают беспокойство.
Ведущий
У вас на столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с тем, что ваш ребенок совсем скоро пойдет в школу: карточка синего цвета – сильное беспокойство, карточка желтого цвета – проявляется иногда, карточка зеленого цвета – отсутствует вообще.
Вопросы для анализа
Скажите, пожалуйста, в чем причина вашего беспокойства?
В чем вы видите проблему вашего беспокойства?
От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?
Ответы родителей.
Мини-лекция «Школьные трудности»
15 минут
Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Ведущий
Школьные трудности у ребенка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных, на наш взгляд, стереотипов. Причина неудач может крыться не только в психологической незрелости ребенка, но и в слепой любви к нему со стороны родителей.
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит
научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников и способах их коррекции.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть.
Он должен привыкнуть:
• к новому взрослому, к коллективу;
• к новым требованиям;
• к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
• интеллектуальный
• эмоциональный
• социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:
• наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности; • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления,
восприятия, воображения, речи и др.); сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" т е, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т. е. не работает с ним "один на один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости представлений.
Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что с взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом.
У ребенка должно быть желание учиться в школе.
Ребенок считается неготовым к школе, если он:
•Настроен исключительно на игру;
•недостаточно самостоятелен;
• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
• мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;
• имеет серьезные нарушения речевого развития;
• не умеет общаться со сверстниками;
• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.
Упражнение «Наши фразы»
5 минут
Вопрос 2. Как не навредить ребенку неосторожным словом?
Цели: развивать у родителей способность к анализу своих слов и действий; стимулировать применять правильные обороты речи, чтобы активизировать у детей желаемое поведение при подготовке к обучению в школе.
Ведущий
У вас на карточках написаны фразы, которые довольно часто употребляют родители будущих школьников, а также другие окружающие ребенка взрослые. Прочитайте их и прокомментируйте.
Примеры фраз родителей будущих школьников:
«Вот пойдешь в школу, там тебе…»,
«Ты, наверное, будешь двоечником»,
«Коля, ты мне обещаешь в школе не драться, не бегать, а вести себя тихо и спокойно?»,
«Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!»
Ведущий
Думаю, что по некоторым фразам вы узнали себя. По дороге в школу не следует читать ребенку нотации, угрожать, ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я буду очень ждать тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!»
Ведущий
Не менее важно умение ребенка управлять собой, своей двигательной активностью, чтобы он мог высидеть 35–40 минут на уроке. Это волевой аспект психологической готовности к школе. То есть ребенок должен уметь прилагать усилия для того, чтобы учиться. Современным детям свойственна быстрая утомляемость, которая снижает внимание, скорость выполнения заданий. В основном дети старшего дошкольного возраста имеют средний уровень работоспособности на занятиях.
Ведущий
Эмоциональный аспект психологической готовности – это умение правильно реагировать на оценки и замечания учителя, стремление общаться со сверстниками и взрослыми. Часто дети не могут различить эмоциональное состояние людей. В основном дошкольники различают эмоции радости, злости, страха. Поэтому, когда вы готовите ребенка к школе, создавайте у него положительный эмоциональный настрой, поддерживайте его, даже если вы уверены в его психологической готовности.
Ведущий
Больше проводите времени с ребенком. Читайте книги, обсуждайте их содержание. Тренируйте ребенка отвечать на вопросы по тексту, пересказывать короткие сюжеты. Любой учитель начальной школы уверенно назовет детей своего класса, которым читали и читают книжки в семье. У этих детей хорошо развита речь, они и сами будут любить читать и вслух, и про себя.
Ответы на вопросы родителей.
Ведущий
Впереди лето, оно дает много возможностей, чтобы оздоровить ребенка, физически его развивать. Ведь никто никогда не ставил на последнее место физическую готовность детей к школе. Здоровье ребенка – залог его успешного обучения. Нашу встречу я хочу закончить словами Л. Венгера: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит, уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться».
Рефлексия
5 минут
Ведущий
Перед вами силуэт кувшина. Это кувшин знаний, он заполнен тем, что вы узнали сегодня на собрании. Отметьте уровень ваших новых впечатлений, чувств, знаний линией и разукрасьте содержимое кувшина.
Вопросы родителям
Какое у вас сейчас настроение, что вы чувствуете?
Какие упражнения вам запомнились, что заставило вас задуматься?
Считаете ли вы эти упражнения полезными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Острые вопросы детей
Думая, отвечать ли на связанные с полом вопросы детей и как это делать, взрослые, по существу, решают проблему отношения к половому просвещению в этом возрасте. Помните, что дети не вкладывают в эти в...
Конспект родительского собрагия "Здоровый ребенок - счастье родителей!"
Цель:Формирование у родителей адекватной оценки собственного здоровья, мотивации здорового образа жизни, ответственности за здоровье своих детей....
Конспект родительского собраня "Мы и наши родители"
Конспект посвящен детско - родительским отношениям порождающим тревожность...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам формирования экологических представлений»
В конспекте данно полное обоснование необходимости взаимодействия семьи и ДОУ в формировании экологической субкультуры ребёнка....
Конспект родительского собрания «Весенние встречи» для родителей подготовительной к школе группы.
Тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Форма проведения: групповая дискуссия с игровыми элементами.Цель собрания: Актуализация знаний родителей по проблеме психологической готовности к шко...
План-конспект родительского собрания, проводимого совместно с родителями по правилам дорожного движения
Привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью закрепления у детей представлений о назначении светофора и его сигналов, о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, в...
Конспект родительского собрания «Валидация в общении родителей с ребенком»
По мнению многих психологов детско-родительские отношения играют черезвычайно важную роль и имеют решающее значение в развитии личности ребенка.На сегодняшний день проблема отношений родителей и детей...