Конспект родительского собрания «Весенние встречи» для родителей подготовительной к школе группы.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Косенкова Виктория Викторовна

Тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Форма проведения: групповая дискуссия с игровыми элементами.

Цель собрания: Актуализация знаний родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи собрания:

1.     Дать представление о понятии "Готовность к школе".

2.     Представить примерную "Модель личности первоклассника".

3.     Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

4.     Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника.

Предварительная работа:

1.     Подготовка именных приглашений участникам собрания.

2.     Разработка памятки для родителей.

3.     Проведение психологической диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе.

4.     Разработка индивидуальных рекомендаций.

5.     Подготовка презентации «Наши успехи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_sobr_gotovnost_k_shkole.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Весенние встречи» для родителей подготовительной к школе группы.

Тема: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Форма проведения: групповая дискуссия с игровыми элементами.

Цель собрания: Актуализация знаний родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи собрания:

  1. Дать представление о понятии "Готовность к школе".
  2. Представить примерную "Модель личности первоклассника".
  3. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
  4. Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника.

Предварительная работа:

  1. Подготовка именных приглашений участникам собрания.
  2. Разработка памятки для родителей.
  3. Проведение психологической диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе.
  4. Разработка индивидуальных рекомендаций.
  5. Подготовка презентации «Наши успехи».

(Звучит весенняя мелодия).

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас в эти весенние мартовские дни на нашей традиционной встрече. Наша сегодняшняя «Весенняя встреча» посвящена обсуждению проблемы психологической готовности ребёнка к школе. 

А для начала мы посмотрим, какими были ваши дети в самом начале посещения детского сада. И каких успехов они достигли к концу дошкольного периода. (Презентация «Наши успехи»).

Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции? (слайд 1.)

Помните, в начале этого учебного года на нашей «Осенней встрече» я рассказывала вам о принятии нового закона в дошкольном образовании, который называется «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». (слайд 2.)

Согласно новом закону, во главе угла ставится – развитие детей, посредством доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь образовательный процесс встроен в игру и дети сами того не замечая обучаются.

Изменения касаются также позиции педагога. Педагог взаимодействует с ребёнком, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте я в группе, я контролирую, делаю замечания и т. д., а взаимодействие в форме партнёрства. Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе. Мы в этом году уже использовали такое партнёрство в совместных проектах и детских проектах. (Детские проекты получились очень познавательными. Детям было интересно).

В новом законе также определяется психологическая подготовка детей к школе, которая включает:

  1. интеллектуальную готовность;
  2. мотивационную готовность;
  3. эмоционально-волевую готовность;
  4. коммуникативную готовность. (слайд 3.)

Интеллектуальная готовность (слайд 4.)предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов;
  • уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Давайте сейчас выступим с вами в роли будущих первоклассников и проверим наши способности.

1. Развитие внимания.

В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать.

Игра «Найди отличия» (слайд 5.)

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Родители должны найти и показать эти различия.

2. Развитие памяти.

Память – это волшебная шкатулка. Которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, которые хранятся в памяти всю жизнь. От развития памяти зависят и другие познавательные функции и качества личности. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности, но игра занимает ведущее место.

Игра «Доскажи словечко».

   Родителям дается инструкция : «Сейчас я назову пары слов, а вы постарайтесь их запомнить».

(Слова называть медленно)

Кукла – играть                                                        щетка - зубы

Курица – яйцо                                                       лампа - вечер

Солнце – лето                                                        груша – компот

Корова – молоко                                                   мышка – норка

Книга – читать                                                      бабочка – цветок

Теперь я буду называть только первое слово каждой пары, а вы называйте второе.

3. Развитие мышления.

Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения.

Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов или фантазий.

Игра «Заполни пропуск». Поиск закономерностей. (слайд 6.)

Мотивационная готовность (слайд 7.)подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет». Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Важной стороной психологической готовности к школе является  эмоционально-волевая готовность: (слайд 8.)способность управлять своим поведением, умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. 

Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя. И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка: способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности,

наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Поиграем в игру на развитие способности управлять своими движениями «Запрещенное движение».

   Я буду показывать движения, а вы их повторяйте. Запрещенное движение будет - руки вперед. Если я покажу руки вперед, то вы должны спрятать руки за спину.

Коммуникативная готовность. (слайд 9.)

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Я хочу предложить вам интересную игру на развития коммуникативной компетентности и внимания «Солнечный круг», которая помогает при знакомстве. (слайд 10.)

Вот такие требования к будущим первоклассникам предъявляет современная школа. Я думаю, что все дети нашей группы соответствуют данным требованиям.

От себя мы хотим лишь добавить, что ребёнку будет намного легче учиться если у него будет воспитана самостоятельность.

Научите ребёнка ухаживать за собой, убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью

Правила детского общежития которые вы с ребенком должны проговаривать: (слайд 11.)

  • Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
  • Не дерись без обиды
  • Не обижайся без дела
  • Сам ни к кому не приставай
  • Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
  • Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
  • И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
  • Дорогу переходи внимательно, не торопись

И на последок формулы вербального общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста. (слайд 12.)

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

Взрослые, помните!

Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСАМ: (слайд 13.)

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Итог:

 Все эти правила мы поместили в памятку для вас, они помогут вам на первых порах, а дальше - учитель уже будет учить и советовать вам, как нужно действовать, чтобы ваш ребёнок был успешен и счастлив в школе. (Раздача памяток).

Рефлексия: (Звучит весенняя мелодия). А теперь я предлагаю на память о нашей «Весенней встрече» сделать весеннее солнышко, чтобы всем стало теплее и радостнее, а лучиками будут 4 аспекта психологической готовности ребёнка к школе. Вспомните их, пожалуйста, и напишите на солнечных лучиках.

(Родители пишут маркерами на лучиках:

1.        интеллектуальная;

2.        мотивационная;

3.        эмоционально-волевая;

4.        коммуникативная.

И размещают большое солнце на магнитной доске).

До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский форум «Воспитываем добротой» для родителей подготовительной к школе группы.

Родительское собрание по вопросам нравственного воспитания и развития эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста...

Конспект совместного развлечения для детей и родителей подготовительной к школе группы "Морское путешествие к дальним островам"

Данный конспект будет полезен воспитателям подготовительных к школе групп как итоговое мероприятие в рамках проведения проектной недели "для чего нужна математика?"...

Конспект родительского собрания "Азбука дорожных наук" в подготовительной к школе группе

Конспект родительского собрания "Азбука дорожных наук" в подготовительной группе...

Родительское собрание ( с присутствием детей) в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу».

Родительское собрание ( с присутствием детей) в подготовительной к школе группе на тему «Скоро в школу».    План подготовки и проведения родительского собрания.Беседы с...

Родительское собрание «Уроки патриотического воспитания» в подготовительной к школе группе

Родительское собрание «Уроки патриотического воспитания» в подготовительной к школе группена тему: «Уроки патриотическоговоспитания» в подготовительной к школе группе.Пове...

Конспект экскурсии в весенний парк с детьми подготовительной к школе группы

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной.Задачи:• закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано;• формировать знания детей о временах года, о деревья...

Родительское собрание «Содержание коррекционной работы в подготовительной к школе группе детей с ОНР»

Родительское собрание«Содержание коррекционной работы в подготовительной к школе группе детей с ОНР»...