Конспект родительского собрания «Валидация в общении родителей с ребенком»
консультация по психологии
По мнению многих психологов детско-родительские отношения играют черезвычайно важную роль и имеют решающее значение в развитии личности ребенка.
На сегодняшний день проблема отношений родителей и детей является важным фактором детского психического благополучия.
Психическое развитие ребенка опосредованно взаимодействием и общением со взрослыми, родителями. Прежде всего в семье ребенок получает свой первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Именно поэтому особую важность несет валидация в общении родителей с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Валидация в общении родителей с ребенком»
Вводная часть:
По мнению многих психологов детско-родительские отношения играют черезвычайно важную роль и имеют решающее значение в развитии личности ребенка.
На сегодняшний день проблема отношений родителей и детей является важным фактором детского психического благополучия.
Психическое развитие ребенка опосредованно взаимодействием и общением со взрослыми, родителями. Прежде всего в семье ребенок получает свой первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Именно поэтому особую важность несет валидация в общении родителей с ребенком.
Валидация- это способ принимать свои чувства или чувства окружающих. Валидация – не значит согласие или одобрение, это признание и принятие мыслей, эмоций, чувств и поступков как понятных.
Основная часть:
Грамотно выстроенные детско-родительские отношения являются одним из факторов успешного развития ребенка.
Важно помнить, что низкая валидация это лучший предиктор семейных разногласий. А если над этим вовремя не начать работу, низкая валидация может быть одним из главных педикаторов для алкоголя, наркотиков, постепенно трансформируясь в один из лучших предикторов пограничной личности.
Таким образом валидация является одним из главных компонентов в детско-родительских отношений.
Вот несколько фраз, которые можно использовать при валидации в детско-родительских отношениях:
-Я рядом, я готова выслушать
-Я вижу, что тебе больно (стыдно, обидно)
-Как я могу тебе помочь
- Хочешь ли ты, об этом поговорить
-Нормализация
- Полная искренность
Обратная сторона валидации- инвалидация.
Инвалидация- обесценивание чувств ребенка. Подобные реакции воспринимаются ребенком как отвержение и формируют у него ощущение собственной неадекватности и ненормальности.
Обесценивание – это разновидность психологического (эмоционального) насилия. Оно может проявляться в виде:
- Непринятия чувств всерьез: «Нашел из-за чего грустить»
- Обобщения: «Ты опять …»
- Запрета на чувства: «Не грусти»
- Сравнения: «А вот у Маши дочка худее»
- Запрета на желания: «Мало ли чего ты хочешь»
- Непрошенных советов: «Я бы на твоем месте поступила бы вот так …»
Важно помнить, что если родитель выбирает противоположную валидации сторону,то неизбежна компенсация неблагоприятных условий, каждая из которых имеет свои негативные последствия с формированием целостной личности ребенка.
Практическая часть:
Предлагаю рассмотреть несколько примеров использования валидации в системе детско-родительских отношений. Аудитория делится на две части, им выдаются карточки с репликами родителей и ребенка, задача проиграть ситуацию и выбрать правильный ответ ребенка на реплику одного из родителей.
Задания:
1. Ребенок совершил ошибку, но показал искреннее сожаление. Как родитель, как Вы отреагируете?
Вариант 1: Наказать ребенка и выразить разочарование в его поступке.
Вариант 2: Признать, что ребенок осознал свою ошибку и выразить ему поддержку и понимание.
2. Ребенок испытывает страх перед темнотой и не хочет спать один в своей комнате. Как родитель, как Вы подойдете к этой ситуации?
Вариант 1: Понять и признать страхи ребенка, предложить ему способы справиться с ними.
Вариант 2: Принудить ребенка заснуть в своей комнате и сказать, что его страхи нереальны.
Продолжаем нашу тренировку в валидации. Давайте пройдем небольшой устный тест:
Ситуация 1: Ребенок пришел домой из школы и рассказывает о том, что его одноклассники издеваются над ним.
Вариант 1: "Просто игнорируй их, и они перестанут тревожить тебя."
Вариант 2: "Ты должен ответить им тем же самым, чтобы они поняли, что не следует с тобой связываться."
Вариант 3: "Я понимаю, что это неприятно для тебя. Расскажи мне больше о том, что происходит, и мы вместе найдем решение."
Ситуация 2: Ребенок совершил ошибку и испытывает чувство вины.
Вариант 1: "Я понимаю, что ты чувствуешь себя виноватым. Все мы совершаем ошибки, и это нормально. Давай попробуем исправить ситуацию вместе."
Вариант 2: "Не переживай, это всего лишь мелкая ошибка. Не стоит об этом беспокоиться."
Вариант 3: "Ты всегда делаешь ошибки. Тебе нужно быть более внимательным."
Ситуация 3: Ребенок испугался громкого звука и начал плакать.
Вариант 1: "Не плачь, это глупо. Ничего страшного не произошло."
Вариант 2: "Я понимаю, что ты испугался. Это нормальная реакция на громкий звук. Я здесь, чтобы тебя утешить."
Вариант 3: "Ты должен быть смелым и не плакать из-за таких мелочей."
(После всех практических заданий идет обсуждение ситуаций и выбранных ответов.)
Рефлексия.
Хочется спросить:
- На сколько была сложна тема?
- Правильно ли Вы отвечали на представленные ситуации используя навык валидации?
- Что может быть главным (важным) в построении самовалидации?
- На сколько важно обладать навыками самовалидации в детско-родительских отношениях и почему?
На этом данная тема подходит к концу. Очень надеюсь, что полученная информация была полезна и несла определенную ценность для Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему "Как заслужить доверие ребенка"
Заложить основы доверия между родителями и педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса. Развивать конструктивные представления о детях.Формировать адекватное отношение родителей к индиви...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Конспект родительского собрания. «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка».
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотнош...
План-конспект родительского собрания на тему "Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя"
Данная работа содержит рекомендации воспитателям и педагогам по проведению родительского собрания о роли игр и игрушек в жизни ребенка-дошкольника в форме собрания-совещания....
Конспект родительского собрания "Что я знаю о своем ребенке"
Форма проведения: конкурс.Участники: родители, воспитатели, старший воспитатель, педагог-психологЦели:- Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активно...
Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.
Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе. "Как подготовить ребенка к школе – советы родителям будущих первоклассников"
Родительское собрание"Как подготовить ребенка к школе – советы родителям будущих первоклассников"Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем собрании. Этот год...