Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам формирования экологических представлений»
материал (старшая группа) по теме
В конспекте данно полное обоснование необходимости взаимодействия семьи и ДОУ в формировании экологической субкультуры ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Краснодара «Детский сад № 39 «Ромашка»
Конспект родительского собрания в старшей группе
на тему
«Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам формирования экологических представлений»
Составила: воспитатель 1 категории
МБДОУ МО г.Краснодар
«Детский сад №39»
Бондарева Оксана Валентиновна
Время проведения: апрель.
Участники: родители, педагоги.
Задачи:
1. Объяснить родителям необходимость экологического воспитания в дошкольном детстве;
2. Создание позитива в отношениях детский сад-ребенок-семья;
3.Обучить родителей навыкам организации различных форм
деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
4.Дать методические рекомендации по организации эколого-развивающей среды в домашних условиях;
5. Продолжать вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Подготовка к родительскому собранию:
1. Оформление памяток для родителей;
2. Провести анкетирование родителей;
3.Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр по
экологическому воспитанию;
4. Подобрать загадки для игры «Викторина для родителей»
5. Подготовить презентацию по теме собрания.
Ход собрания
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А.Сухомлинский)
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.
Сначала разберёмся с вами что же такое экология? Экология — это наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.
Почему же важно экологическое воспитание именно в дошкольном детстве?
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Идея экологического развития нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», « Положения o дoшкольном обpазовательном учреждeнии».
Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Поэтому на нас, взрослых, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка ложится большая ответственность. Общепризнанным является тот факт, что семья играет решающую роль в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте»
Сейчас многие семьи соответствуют модели, где ценностям природы и экологии предпочитают экономические и личностные интересы.
Понятно, что человеку, воспитанному на идеях прагматизма, когда природа рассматривалась лишь с позиций пользы и вреда, сложно в одночасье перестроить свое сознание, взрастить в себе такое качество личности как экологическая субкультура.
Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Но мы в состоянии совместно с вами воспитать человека экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы
Экологические знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.
Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни. Здесь очень важно показать роль человека в удовлетворении некоторых потребностей живых организмов, на основе этого прививать детям чувство ответственности по отношению к ним. Как можно чаще мы должны давать детям возможность заботиться о животных, растениях. При контакте с животными мы должны показать их красоту, обратить внимание на то, какие они забавные, как они любят нас - людей. Дать понять детям, что животные - наши друзья. Необходимо научить ребенка любоваться родной природой и получать от этого удовольствие. Кормите домашних питомцев вместе с ребенком, пусть дети вам помогают ухаживать за растениями, предлагайте им работать вместе на дачном участке (посадить овощи, полить).
В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений к окружающему миру, специфическое мировоззрение и система воздействий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.
Если родитель, начав день со взгляда в окно, радуется вместе с малышом хорошей погоде, обращает его внимание на приметы сезона, отмечает особую красоту именно этого момента, и даже в тоскливую сырую погоду находит чему удивиться и порадоваться, то и ребенок с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления, стремиться к общению с природой и накоплению экологического опыта. Если же высказывания родителей сводятся к запугиванию ребенка холодом, ветром, «вредными» животными и растениями, то у ребенка появляется ощущение того, что от природы исходит какая-то угроза.
При организации экологического общения с детьми родителям необходимо придерживаться следующих положений:
Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально-чувственному опыту ребенка.
Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем четче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
Учет жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе. Работу по становлению экологической субкультуры детей необходимо строить с учетом того жизненного опыта, который есть у ребенка, а также с учетом познавательных интересов и способностей малыша.
В качестве приобщении детей к природе как к сложному, многофункциональному и многокомпонентному явлению предлагаем вам следующие направления работы с детьми:
- знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, использования литературных произведений и периодических изданий;
- формирование созидательных начал у детей в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;
- формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая «книга жизни».
Организация эколого-развивающей среды в домашних условиях должна включать:
- уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
- уголок «выращивания», оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;
- уголок природного материала;
- фотографии на тему «природа», журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.
Все это поможет ребенку познать удивительный мир природы, полюбить его и научит жить с природой в дружбе.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Ведь только в семье возможно «подарить детям радость выбегать босиком из дома на траву, бродить по чистому, живому, любимому лесу, строить шалаши в кустах на краю огорода, есть все, что в изобилии растет и зреет на деревьях и грядках, – словом, жить по-настоящему красиво, потому что вокруг действительно пронзительная красота – эти склоны, этот лес, это небо… » (Т.А. Николаева).
А теперь уважаемые родители мы проверим вашу экологическую грамотность.
Вопросы викторины
1. О каком цветке идет речь?
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике. (Одуванчик.)
2. Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник).
3. Есть ли у улитки зубы? (Да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке. Каждый содержит 105, а в сумме 14175).
4. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка).
5. Детеныш не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок).
6. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).
7. Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, смородины, плоды шиповника).
8. О каком цветке идет речь?
Я и в поле, и в саду,
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками проросла. (Ромашка).
9. Цветок и приправа к мясным и овощным блюдам. (Гвоздика).
10. Кто из пернатых всегда ходит с мешком ? (Пеликан, пелика - по- гречески мешок).
11. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).
12. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов).
13. У кого уши на ногах? (Кузнечик).
И в завершении нашей встречи хотелось бы прочитать стихоторнеий.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Раздача памяток для родителей «Приобщаем детей к природе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»
Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, расск...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»
Цель: Знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом, ...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста: «Адаптация детей к детскому саду»
адаптация...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»
Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.Задачи: создать условия для знакомства родителей друг с другом,...
Конспект проведения нетрадиционного родительского собрания в старшей группе на тему «Взаимодействие родителей с детьми посредством театрализованной деятельности»
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, пред...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»
Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания. Информация об адаптации актуальна для родителей, которые впервые устраивают своего ребёнка в детский сад. Содействовие проявлению искренней з...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду».
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду»...