Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Дошкольный период - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, культуре, обществе. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценноостей и принятых в обществе правил, норм поведения. Важным направлением работы с детьми дошкольного возраста является краеведение - ознакомление с малой родиной, родной страной, культурным и историческим наследием России. Нравственные чувства формируются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_duhovno.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно – нравственной культуры личности дошкольника в условиях ФГОС ДО
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
«Дети - наше будущее». И каким будт наше будущее, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.
Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены пять основных направлений по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей:
- воспитание гражданственности - это патриотизм, любовь к Родине, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, представление о символах государства – флаге, гербе. Представление о народах России, о судьбе и единстве народов нашей страны. Представления о национальных героях. Интерес к государственным праздникам. Любовь к своему детскому саду, уважение к старшим, умение отвечать за свои поступки.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания - представление о правилах поведения в детском саду, дома, на улице. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым. Уважительное отношение к родителям, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное и гуманное отношение ко всему живому. Знание правил этики, культуры речи.
- трудовое воспитание – это воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Представление о ведущей роли труда в жизни человека, об основных профессиях. Представление о роли знаний, науки, современного производства. Бечужим вещам. Умение соблюдать порядок.
- экологическое воспитание - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе. Ценностное отношение к природе. Бережное отношение к растениям и животным. Элементарный опыт природоохранительной деятельности.
- эстетическое воспитание - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Представление о душевной и физической красоте человека, интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, интерес к занятиям художественным творчеством, стремление к опрятному внешнему виду. Уметь видеть красоту природы, труда и творчества.
В дошкольном учреждении решение задач по духовно – нравственному воспитанию реализуется в различных видах деятельности:
- театрализованной. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
- песочная анимация и терапия. Песочная анимация и терапия не только интересное занятие для детей, но и открытие нового увлекательного мира песочных сказок.
- музыкальной деятельности, так как музыка детства –хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции. Народные развлечения, праздники помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.
- игровая деятельность. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Игра, учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Дидактические, сюжетно-роевые игры учат детей умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
В духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, прививают детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.
Ежегодно в детском саду проводятся государственные праздники, посвящённые Дню Победы, Дню Защитника Отечества, Женскому дню 8марта.
На прогулках и экскурсиях проводятся наблюдения за природным миром. С первой младшей группы воспитывают в детях бережное отношение, любовь к родной природе, чувство ответственности за сохранение природы родного края. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в том числе и любовь к Родине.
Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней. Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.
Хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, – все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, – можно только мечтать и надеяться. Но тем больше гордость и радость, когда видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.
Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.
Любите детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни!
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Поэтому, воспитание человека, формирование в нем качеств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - есть важнейшее условие успешного развития России. Дошкольный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Это дает реальные возможности актуализировать педагогический потенциал отечественных традиций воспитания, выверенных веками, и изменить нравственное состояние общества к лучшему.
Поэтому задача нас, взрослых - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Курс Программы предполагает трехгодичное обучение...
Аналитическая справка о систематичности и результативности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева...
«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».
«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Дорогие родители одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. В настоящее время проблем...
«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...
"Моя семья" Проект проведен в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Семья для человека важнее всего. Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил...
Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине....
- Мне нравится (1)