Аналитическая справка о систематичности и результативности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему
Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_po_tem.kont_.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
о систематичности и результативности работы по духовно-нравственному развитию
и воспитанию детей дошкольного возраста
Структурное подразделение детский сад «Ромашка»
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
Тематическая проверка в ДОУ проводится в соответствии с годовым планом. Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения осуществлялось в течение учебного года.
Цель проверки: определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.
Задачи:
1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей
2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию
(развивающая среда, программно-методическое обеспечение).
3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей нравственных качеств
4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей.
4. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по нравственному воспитанию детей.
Основные формы и методы контроля
1. Анализ календарного планирования воспитателей.
2. Просмотр мероприятий по развитию у детей нравственных качеств.
3. Обзорное изучение развивающей среды в группах
Оценочный инструментарий
1. Грамотность написания планов работы.
2. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.
3. Творческое построение работы с родителями.
Выводы:
В результате проведённого посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования.
Педагоги опираются на следующие нормативные документы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации общеобразовательной программы.
2.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
3. Перспективное и календарно-тематическое планирование.
Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей
Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, организуются вечера загадок, изобразительная деятельность. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах
В каждой группе создан национальный уголок, где дети могут познакомиться с символами народов Поволжья. Имеется большое количество дидактических игр. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели старшей группы периодически организуют выставки книг одного писателя. Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью. В детском саду создан музей народных традиций силами педагогов и родителей. Средства музейной педагогики помогают развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества. Созданная в детском саду развивающая среда способствует познавательному развитию. Она построена на принципах гендерного подхода, учета возрастных особенностей дошкольников, обеспечения возможностей для организованной и самостоятельной деятельности детей.
Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей нравственных качеств
Приобщая детей к национальной культуре, педагоги рассказывают разные народные сказки, слушают в аудиозаписи песни, заучивают народные потешки, пословицы и поговорки, разучивают народные игры и хороводы, знакомят детей с предметами народно-прикладного искусства: дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими, городецкими, гжельскими изделиями с их неповторимыми росписями. Как и во время НОД, так и в совместной деятельности воспитатели используют тематические презентации, что также способствует лучшему усвоению материала.
Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, нравственных качеств оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков); - продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада).
На непосредственно образовательной деятельности речевое развитие в старшей группе была проведена ситуативная беседа о государственных символах. Из беседы дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов есть свои символы. Так дети познакомились с гербом своего села. Также дети узнали, что у страны есть главная песня – гимн. В ходе беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский флаг, из каких цветов он состоит. Полученные во время беседы и игры знания дети легко выражали это в художественно-творческой деятельности, в чтении художественной литературы. Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы с детьми в детском саду подготавливаются литературно-музыкальные праздничные выступления с приглашением в детский сад ветеранов войны и труда, которые рассказывают детям о своей жизни. Расширяя знания детей о понятии Родина, воспитатели подводят детей к тому, что это не только село, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем нашу область и нашу Россию. Так на непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие формирование целостный картины мира по теме «Наша Родина – Россия» дети подготовительной к школе группы узнали, что лес, и реки, и моря, и горы – все это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки. Воспитатели вместе с детьми собрали альбом, в который вошли пословицы о семье, песни, стихотворения о Родине. Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников связана с физической культурой: будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
В течение года в детском саду проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми: «Голоса Родины моей» - конкурс стихов, акция «Неделя добрых дел», «С Днём рождения, Земля!» - экологический досуг, акция «Читаем детям о войне», «Праздник Победы», «День единства», «День матери». В ходе этих мероприятий педагоги широко использовали средства музейной педагогики, знакомили с традициями народов Поволжья, фольклором, народными играми, былинами, сказками.
Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Привлекаем родителей к участию в конкурсах на темы: «Во саду ли в огороде», «Рождественская сувенир», «Очей Очарованье», и других тематических конкурсах. Многие родители принимали участие в спортивном празднике «Кольца дружбы». Родителям предлагаются папки – передвижки и консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, дополненные фотографиями детей, проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Ежегодно в подготовительной к школе группе проводится конкурс: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево семьи».
Таким образом, тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями о национальностях, о традициях народов, проживающих в нашем селе, их быте и культуре.
25.05.2014 год
Старший воспитатель В.Д. Атяшева
Со справкой ознакомлен: (а)
Копия верна Директор ГБОУ СОШ (ОЦ)с.Челно-Вершины _______________ А.А. Самойлов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...
опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....
Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС ДО....
"Практикум работы с родителями по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста"
Основная цель программы - формирование у детей дошкольного возраста уважения к людям иной культуры, языка и веры в процессе вовлечения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Современная модель с...
Материал из опыта работы «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
В нашем ДОУ патриотическое воспитание является приоритетным направлением в развитии детей. В этой публикации представлены различные формы работы по привлечению родителей для решения этой а...
Из опыта работы «Работа с родителями по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста"
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, в...