Проект «Символ русской семьи – матрешка». Работа над проектом проводилась в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
проект (старшая группа) на тему
Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka_2017.docx | 21.65 КБ |
proekt_2017_matreshka_-_simvol_russkoy_semi_88.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Символ русской семьи – матрешка»
I. Тип проекта
1. По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой.
2. По времени проведения: краткосрочный ( 2 недели)
3. По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
4. Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.
II. Актуальность
Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине.
«Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого…
Это прошлое – наше наследство, наше достояние…»
(Максимилиан Волошин).
В нашем дошкольном учреждении из года в год отмечаются семейные праздники, такие как: « День Матери»; «День пожилого человека»; «День семьи, любви и верности»; «День папы».
Поначалу перед педагогами встали вопросы: как привить любовь к старшим, быть внимательными и заботливыми к родителям, а самое главное к маме, ведь «Мама – источник жизни на земле». Как решить эту задачу? В каких видах деятельности должна проходить эта работа? Не будешь же просто повторять: « Семью нужно любить, уважать… Поэтому решили взять за основу русскую народную игрушку – матрешку, которая представляет деревянную точёную фигурку девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ матери, несущую в чреве своем семью. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира и символизирует неделимость русской семьи.
Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тема материнства, семьи и матрешки, как мы видим, тесно переплетается, постоянно развивается и совершенствуется. Она любима детьми, и как показала практическая работа с социумом – родителями, а также с законными представителями воспитанников, и взрослыми.
III. Цель проекта:
Создание педагогических условий для формирования в каждом ребёнке основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
IV. Задачи проектной деятельности:
- Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи.
- Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
- Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
- Освоить некоторые классические художественные элементы изготовления матрешки.
- Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки.
- формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой;
- Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость за свою маму, любовь и уважение к образу материнства.
V. Предполагаемый результат
Итоговым результатом является высокий уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Создание мини-музея «Символ русской семьи – матрешка» и коллекции косынок, платочков для танца «Матрешки», оформленных руками родителей.
VI. Методы проекта
- Познавательно-игровые занятия;
- Слайдовые обучающие и познавательные презентации;
- Наблюдения, беседы;
- Цикл ОД по художественно-эстетическому развитию;
- Мастер - класс с родителями (Русский народный узор на косынке и платочке».
VII. Этапы управления проектом
1. Концептуальный ( ) | Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта |
2. Формирующий ( ) | Деятельность в соответствии с тематическим планированием. |
3. Итоговый ( ). | Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств, общественных отношений. Защита семейных творческих работ. |
VIII. Содержание проектной деятельности
Представлено тематическим планированием формирующего этапа. (Включение разных видов деятельности в образовательный процесс – тематический цикл « Матрешка – символ русской семьи»).
Работа с детьми:
1. ОД с ИКТ, «Вот какая русская игрушка!»
(Познавательное развитие).
2. Этическая беседа с включением пословиц, поговорок о маме.
(Речевое развитие)
3. Дидактическое упражнение «Вспомни ласковые слова о маме»; «Моя семья…»
(Речевое развитие).
4. Разучивание стихов о семье и о матрешке и чтение художественной литературе по актуальной тематике.
(Речевое развитие)
5. ОД «Матрешки бывают разные!», «По страницам семейной книги».
(Познавательное развитие).
6. Познавательные презентации: «Виды матрешек», «История возникновения матрешки», «Росписи нарядов матрешек».
(Интеграция пяти образовательных областей – познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического физического развитий).
7. Цикл ОД художественно-эстетического развития: «Украсим фартучки для мам» - рисование, «Моя мама - похожа на русскую матрешку» - аппликация.
(Художественно-эстетическое творчество).
8. Разучивание танца, с использованием платочек и косыночек, под руководством музыкального руководителя.
(Художественно-эстетическое творчество).
Работа с родителями:
1.Мастер класс с родителями «Русский народный узор своими руками»
( на косыночке и платочке).
2.Создание мини-музея «Семейная матрешка».
3.Папка передвижка «Русская матрешка»
4. Роспись Семеновской матрешки – Д/З.
Итог реализации: Защита «семейной матрешки»: посиделки «Слово древнее, святое...»
Список источников:
1.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008.
2.Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах.Горно-Алтайск,1995.
3.Князева О.Л.,Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург,1998.
4.Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.Москва,2010.
5.Науменко Г.М.Дождик,дождик,перестань.Русское народное творчество. М.,1998.
Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории старшей группы, детского сада «Тополёк», с.Паспаул, Республика Алтай.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I. Тип проекта 1. По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой. 2. По времени проведения: краткосрочный ( 2 недели – 01.03.2017 – 14.03.2017) 3. По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме. 4. Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги .
II. Актуальность Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. В 2015 году наша группа вела работу по проекту «Моя семья», в результате которого мы много узнали о семье, о традициях и реликвиях семьи . Мы решили продолжить работу в данном направлении. «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин). Поначалу перед педагогами встали вопросы: как привить любовь к старшим, быть внимательными и заботливыми к родителям, а самое главное к маме, ведь «Мама – источник жизни на земле». Как решить эту задачу? В каких видах деятельности должна проходить эта работа? Не будешь же просто повторять: « Семью нужно любить, уважать… Поэтому решили взять за основу русскую народную игрушку – матрешку, которая представляет деревянную точёную фигурку девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ матери, несущую в чреве своем семью. Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
III. Цель проекта: Создание педагогических условий для формирования в каждом ребёнке основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. IV. Задачи проектной деятельности: Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Освоить некоторые классические художественные элементы изготовления матрешки. Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки. формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой; Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость за свою маму, любовь и уважение к образу
V. Предполагаемый результат Итоговым результатом является высокий уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах. Создание мини-музея «Символ русской семьи – матрешка» и коллекции косынок, платочков для танца «Матрешки», оформленных руками родителей. VI. Методы проекта - Познавательно-игровые занятия; - Слайдовые обучающие и познавательные презентации; - Наблюдения, беседы; - Цикл ОД по художественно-эстетическому развитию; - Мастер - класс с родителями (Русский народный узор на косынке и платочке».
VII. Этапы управления проектом: Концептуальный (01.03.2017) Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование задач и цели проекта. 2. Формирующий ( 02.03.2017 – 13.03.2017) Деятельность в соответствии с тематическим планированием. 3. Итоговый ( 06.03.2017 – Утренник 8 Марта; 14.03.2017 – Презентация проектной деятельности) Оценка уровня сформированности нравственно-патриотических и гражданских чувств, общественных отношений. Защита семейных творческих работ и проектной деятельности.
VIII . Содержание проектной деятельности Работа с детьми: 1. ОД с ИКТ, «Вот какая русская игрушка!» (Познавательное развитие). 2. Этическая беседа с включением пословиц, поговорок о маме. (Речевое развитие) 3. Дидактическое упражнение «Вспомни ласковые слова о маме»; «Моя семья…» (Речевое развитие). 4. Разучивание стихов о семье и о матрешке и чтение художественной литературы. (Речевое развитие) 5. ОД «Матрешки бывают разные!», «По страницам семейной книги». (Познавательное развитие). 6. Познавательные презентации: «Виды матрешек», «История возникновения матрешки», «Росписи нарядов матрешек». (Интеграция пяти образовательных областей – познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического физического развитий). 7. Цикл ОД художественно-эстетического развития: «Украсим фартучки для мам» - рисование, «Моя мама - похожа на русскую матрешку» - аппликация. (Художественно-эстетическое творчество). 8. Разучивание танца, с использованием платочек и косыночек, под руководством музыкального руководителя. (Художественно-эстетическое творчество).
Работа с родителями: 1.Мастер класс с родителями «Русский народный узор своими руками» ( на косыночке и платочке). 2.Создание мини-музея «Семейная матрешка». 3.Папка передвижка «Русская матрешка» 4. Д/З - Роспись Семеновской матрешки Итог реализации: Защита «семейной матрешки»: посиделки «Слово древнее, святое...»
И так, мы начинаем!!! Мы беседуем и рассуждаем…
Мы читаем ….
Мы играем….
Мы знакомимся с историей русской матрешки…
Мы знакомимся с видами русской матрешки…
Мы создаем шедевры искусства…
А в это время наши родители… шьют и вышивают!
… рисуют!
…Делятся с группой!
… читают!
В итоге… мы одна, большая семья!!!
Список источников: 1.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н.Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008. 2.Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах.Горно-Алтайск,1995. 3.Князева О.Л.,Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург,1998. 4.Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.Москва,2010. 5.Науменко Г.М.Дождик,дождик,перестань.Русское народное творчество. М.,1998. Автор: Танзыкова Наталья Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории старшей группы, детского сада «Тополёк», с.Паспаул , Республика Алтай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моя семья" Проект проведен в рамках инновационной опорной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Семья для человека важнее всего. Именно в семье человек может испытать все чувства, подтверждающие смысл нашего существования — любовь к детям, к родителям, прекрасные чувства любви к женщине ил...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Матрёшка - символ русской семьи", в рамках программы инновационной опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.
«Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин)....
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...
Приказ о составе творческой группы очного этапа методического квеста в рамках городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Приказ о составе творческой группы городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"...
Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".
Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...
Методическое пособие "Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Для работы педагогов с детьми и родителями....