«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
материал

Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obschee_roditelskoe_sobranie.docx50.9 КБ

Предварительный просмотр:

Общее родительское собрание

«Приобщение детей дошкольного возраста

к культурным ценностям народов России».

Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Ход собрания

1 ведущий:

          Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать. Поудобней располагайтесь, не стесняйтесь!

          Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье, поэтому  совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – это как приобщить наших детей к культурным ценностям народов России.

Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою Родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с народной культурой, с народными традициями.

2 ведущий:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.                    (Вадим Шефнер)

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современным укладом жизни, который не всегда отличается хорошим вкусом.

Но как научить ребёнка любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она была и есть. Как привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

Ведь любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием.

Дошкольный возраст- это стартовый период всех высоких человеческих начал познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это фундамент общего развития ребёнка

3 ведущий:

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

В нашем детском саду знакомство с народным творчеством проходит ежедневно: в режимных моментах, во время занятий, в свободной игровой деятельности, в совместной с педагогом, во время тематических недель, календарных праздников, в акциях, конкурсах, в группе, на улице.  Работа по ознакомлению детей с народной культурой традициями включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая.

Педагогами организуются и проводятся такие тематические занятия такие как «Моя малая Родина», «Моя родина – Россия», «Как жили люди на Руси», «Путешествие по России», экскурсии в музей камня, виртуальные экскурсии в музеи народного быта,  в результате чего у детей появляются знания о музее, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.

Знакомят детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью и предметами народного быта.

Проводятся совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре народные игры и  праздники в соответствии с  народным календарем.

Самой яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народной культуре является фольклор.

Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, педагоги тем самым приобщаем воспитанников к общечеловеческим нравственным ценностям.

В группах младшего и среднего дошкольного возраста создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок.

Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре также созданы определенные условия: многофункциональный уголок «Уголок ряженья», «Уголок уединения», где размещены различные виды театров, аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок, библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира.

Привлечение родителей в нашей работе является одной из главных задач нравственно-духовного воспитания детей в нашем ДОУ. Перед собранием было проведено анкетирование родителей в результате, которого нами было выявлено, что 100% опрошенных родителей считают  необходимым знакомить детей с национальными культурными традициями и обычаями народов Росси.  Все родители знают русские народные праздники,  во всех семьях  существуют традиции.  42% опрошенных  родителей ответили, что в семьях есть традиционно русские предметы, такие как  самовар, пуховый платок, посуда с хохломской росписью, гжель, ложки, тарелки, изделия из бересты, керамика, сарафан, кокошник, рушник, саамские изделия.

Однако не все родители могут рассказать ребёнку о традициях русского народа (как жили наши предки, какими занимались ремёслами), а на вопрос

Посещаете ли Вы с ребёнком музеи?

47% опрошенных родителей ответили, что иногда посещают музеи, а 22% музеи не посещают.  

И сегодня мы хотим наглядно показать, как можно познакомить детей с русской народной культурой, в этом нам поможет игра – викторина.

Игра-викторина

Вас разделили на две команды. Так как берёза и ромашка являются символами России, то первая команда будут - Берёзки, а вторая команда – Ромашки. Берёзка - это символ духа Российского, а Ромашка – символ семьи.

Вам будет предложен ряд вопросов, чья команда первая позвонит в колокольчик, та и отвечает на поставленный вопрос.

Правила игры:

Сегодня будем мы играть,

Петь песни, может танцевать.

И, в каждом увлекательном задании

Вы будете активными участниками!

А главное, вы не робейте, не стесняйтесь!

При ответе, про звонок не забывайте!

Справедливость проявляйте,

Культуру речи и тактичность соблюдайте!

И тогда наша игра

Пройдет для всех, прям, на «УРА!»

И так начнём

1 раунд. Занимательные вопросы

  • Чем топят русскую печь? (Дровами)
  • Глаз по старинке? (Око)
  • Русский напиток? (Чай)
  • Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти)
  • Как называется зимняя обувь, валеная из шерсти? (Валенки)
  • Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
  • Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)
  • Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)
  • Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
  • Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские констаньеты? (Ложки)
  • Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)
  • Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
  • Что такое рушник? (Полотенце)
  • Что помещали в красном углу дома? (Икону)
  • Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
  • Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
  • Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)
  • Автор пословиц и поговорок? (Народ)
  • Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
  • Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины)
  • Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины)
  • Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом)
  • Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка)
  • Какое национальное дерево России? (Берёза)
  • Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
  • Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
  • Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
  • Как в наше время называется напиток, который наши предки именовали «кислыми щами»? (Квас)
  • Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
  • Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (Лучина)
  • Никогда не ест, а только пьет, А как зашумит – Всех приманит (Самовар)
  • Кто в избе рогат? (Ухват)
  • Всех в объятья принимает и баюкает, качает. (Люлька)
  • Кривая собачка в печку глядит (Кочерга)        

2 раунд. Сказки

- Вы любите сказки? Сейчас вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

1. Вышли дружною семьей, чтобы справиться с одной. Не приди на помощь мышка, ничего б у них не вышло.  («Репка»)

2.Колотил да колотил,  по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

3. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

 Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. («Маша и медведь»)

4.Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота,  выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

5. Дед бил, бил – Не разбил; Баба била, била – Не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула…(Курочка Ряба)

3 раунд. Русские народные песни

- Вы любите песни петь?, слушать? А помните русские народные песни? Сейчас мы это и проверим. Мы включаем фрагмент, ваша задача отгадать песню.

4 раунд. Подбери пословицу

- Мы называем пословицу той или иной страны, вы должны подобрать русскую пословицу, аналогичную по смыслу

  1. Финская пословица. “Тот не заблудится, кто спрашивает”. (Язык до Киева доведёт)
  2. Итальянская пословица. “В закрытый рот муха не залетит” (Слово не воробей - вылетит, не поймаешь)
  3. Польская пословица. “Пика не кладётся в мешок”. (Шило в мешке не утаишь)
  4. Китайская пословица. “Разговорами риса не сваришь”. (Гостя баснями не кормят)

5 раунд. “Почему мы так говорим”. Что означает выражение?

•        Оказаться у разбитого корыта. (Всё мало)

•        Втирать очки. (Обманывать)

•        Море по колено. (Ничего не страшно)

•        Спать без задних ног. (Сильно уставший человек)

•        Не так страшен чёрт, как его рисуют. (На самом деле хороший человек)

•        От горшка три вершка. (Очень низкий маленький)

•        На все четыре стороны. (Надоел, непонимание)

•        Семеро одного не ждут. (Опоздал)

•        Ложка дорога к обеду. (Похвала)

•        Ум хорошо, а два лучше. (Обращение за советом к кому либо)

6 раунд. Русские народные игры

- Многие из вас наверно помнят. Как вся детвора, от мала до велика, собиралась во дворе. Было множество игр: "Классики", "Вышибалы", "Салки", «Кошки – мышки», «Резиночки, «Прятки», «Казаки разбойники» и т.д.

- В этом мешочке, сложены предметы, которые являлись непременным атрибутом игры. Вы будете по очереди доставать предмет и называть игру, в которой он присутствовал.

7 раунд. Слово на ответ

- На слайде предлагается три варианта ответа, нужно выбрать один

Весёлка

- это лопатка для размешивания;

- смешливая девочка;

- народное гуляние.

Катанки

- санки;

валенки;

- коньки.

Зрелки

- глаза;

- спелые ягоды;

- очки.

Сушняк

- жажда;

- жаркая погода;

засохшие в лесу деревья.

Шамкать

- идти не спеша;

- есть не спеша;

- говорить не внятно.

Година

хорошая погода;

- знаменитая дата;

- отрезок времени длиною в год.

Морда

плетение из лозы;

- лицо;

- начальник.

Вертун

- колесо;

- ветряной мальчик;

непоседливый человек.

Кукомоя

неряха;

- дальняя родственница;

- умывальник.

Отопки

- ноги;

- стоптанные башмаки;

несгоревшие дрова.

8 раунд. Продолжи пословицу

Вам необходимо продолжить пословицу.

В тихом омуте черти ………….(водятся)

Глаза боятся , а руки …………(делают)

Куй железо, пока …………….(горячо)

Любишь кататься, люби и саночки…………….(возить)

Нет худа без………….(добра)

Семь раз отмерь, один раз …………….(отрежь)

Ученье свет, а не ученье ………………(тьма)

Шила в мешке не ……………….(утаишь)

Язык без……………(костей)

9 раунд. Народные праздники

- Издавна ведется: веселье и труд - рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки) 

2. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

3. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)

4. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)

5. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица) 

6. Какие народные праздники еще вы знаете? (Рождество, Святки, Крещение, Васильковый день (праздник полевых цветов), Троица, Духов день, Петров день(сенокос), Осенины (осенины встречаем –именины отмечаем)За ответы команды получают листик или ромашку).

10 раунд. Черная шкатулка

Задание: Отгадайте, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике. Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820- 2001. Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5 см. (спички)

Подведение итогов

На этом наша игра – викторина завершилась. Давайте подведем итоги.

Ведущая: Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, хитрые загадки, печальные обрядовые песни, торжественные былины - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И хотелось бы, чтобы мы смогли с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Надеемся, что на примере заданий, предложенных в викторине – игре, вам стало более понятна наша работа в данном направлении и полученные сегодня знания вы сможете применять в свободной деятельности со своими детьми, идя в детский сад поиграть в игру «Продолжи пословицу», вечером возвращаясь домой спросить у ребенка не только, чем он занимался в детском саду, но поиграть в игру «Вопрос – ответ» (Что такое кулебяка? Какие блюда русской кухни ты знаешь?), а в выходной день на прогулке поиграть в русские народные игры.

Ведущая: На этом наше собрание подошло к концу. Всем спасибо за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

«Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Формировать у детей первоначальные представления о культуре и культурном наследии нашей страны, воспитывать восхищение результатами творчества своего народа...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОО С КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ НАРОДОВ РОССИИ

laquo;Формы и методы ознакомления воспитанников ДОО с культурными ценностями народов России»2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального наследия народов России.П...

Родительское собрание на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Целью родительского собрания является-ознакомить родителей, как приобщить детей к культурным ценностям, на примере русской, удмуртской культуры....