Игра - практикум для родителей "Математика - это интересно" (развитие пространственных отношений у дошкольников)
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Каменская Татьяна Анатольевна

Игры и упражнения, предложенные в данном практикуме, можно использовать как  часть родительского собрания, так же предложить родителям для игровых занятий дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-_praktikum_dlya_roditeley.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

«ДЕТСКИЙ САД № 200»

                         

  «Математика -              

                  это  интересно» 

         (игра – практикум для родителей)

                                                        Составила: Каменская Т.А.,

                                                                                  воспитатель МБДОУ ЦРР –

                                                                                  «Детский сад №200»

г. Барнаул

 Игра «Давайте познакомимся»

        (Рассказать о себе - имя, место работы, немного о ребёнке)

Вопросы    (обмен опытом, информацией по    теме).

  • Считаете ли вы необходимым учить ребёнка ориентироваться в пространстве? Для чего?
  • Как вы понимаете выражение - «ориентировка на себе»? Как вы обучаете ребёнка ориентироваться на себе, на другом человеке, на предметах?
  • Есть ли затруднения у вашего ребёнка в ориентировке по словесной инструкции (налево - направо, вперёд -назад, вверх - вниз и пр.)? Как вы помогаете преодолеть их?
  • Испытывает ли ваш ребёнок трудности в ориентировке на ограниченной плоскости (поверхность стола, лист бумаги)? Если да, то какие?
  • Какие игры, упражнения, задания способствуют накоплению опыта ориентировки в пространстве?

Я неслучайно выбрала эту тему. Этот раздел математики жизненно необходим. Ориентировка в пространстве и на плоскости необходима для успешной работы в школе на уроках математики, чтения, письма, рисования, труда.

Пространственные отношения включают:

1. Ориентировка на себе (знание частей тела и лица, правая рука - левая).

2. Ориентировка на человеке, на других предметах (на предметах ребёнок выделяет различные стороны -переднюю, заднюю, верхнюю, нижнюю, боковые; на другом человеке - вверху голова, внизу ноги, впереди лицо, сзади спина, одна рука - справа, другая - слева).

              Игра с закрытыми глазами.

  1. определение расположения предметов от «себя» (дом находится   слева от меня).

4. определение «себя» относительно других предметов ( Я   нахожусь справа от дома).

5. определение расположения предметов относительно друг друга (Дом находится слева от гастронома).

6. ориентировка в двухмерном пространстве, то есть .на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, тетрадь в клетку, в линию: верхняя (нижняя) часть, левая, правая, середина).

7. Знакомство с планом, как с уменьшенной моделью, картой.

       Выполнение  задания на листах бумаги:

«В верхнем левом углу нарисуйте солнце, в середине ёлка, в верхнем правом углу облако, в нижнем правом углу снеговик».

Можно предложить на кухонном столе выкладывание предметов, игру «Что изменилось?», головоломки.

(Родителям предложить головоломку «Танграм»).

Теперь подробнее об ориентировке в клеточном пространстве.

Когда дети умеют выделять стороны, углы, середину на листе бумаги, будем знакомить с клеткой, учить «видеть» её и фиксировать на бумаге. Далее, следуя принципу «от простого к сложному», дети пишут сначала простые элементы: точки, вертикальные, горизонтальные и наклонные палочки, копирование предметов и заканчивая графическими узорами.

                     Задание на бумаге в клетку.

Выполняя эти задания дети не только учатся ориентироваться в клеточном пространстве, но и приобретают нужные графические умения, развивается зрительное, слуховое восприятия, внимание и память.

Справка от психологов.

Физиологическая сторона восприятия несколько различается у девочек и мальчиков.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки -и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, доказано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

Игры   и   упражнения,   способствующие развитию пространственных отношений:

Помимо названных - конструкторы, мозаики (соотнесение деталей по схеме по цвету, форме, размеру), лабиринты, задания на нахождение сходства, различий, счётные палочки.

К празднику, на день рождения можно поиграть в игры:

  • «Куда пойдёшь, что найдёшь?» (заранее спрятав подарок, говорите где он находится таким образом: сделай два шага вперёд, один вправо ...),
  • аттракционы,
  • игры - забавы    (с закрытыми глазами)

«Накорми соседа», «Нарисуй зайца», «Жмурки» и др.

В заключении я хотела бы услышать ваше мнение об услышанном, увиденном. Напишите свои впечатления, пожелания.

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика работы по развитию пространственных отношений у дошкольников. Дидактические игры и упражнения по разделу"

Консультация для воспитателей по методике развития пространственных отношений у детей дошкольного возраста, в консультацию также включены дидактические игры по этому разделу....

Игры по ознакомлению дошкольников с пространственными отношениями

Игры по ознакомлению дошкольников  с пространственными отношениями...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников"...

«Формирование у дошкольников представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов через дидактические игры».

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни н...

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Формирование пространственных отношений»

Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Формирование пространственных отношений»...