Игра - практикум для родителей "Математика - это интересно" (развитие пространственных отношений у дошкольников)
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игры и упражнения, предложенные в данном практикуме, можно использовать как часть родительского собрания, так же предложить родителям для игровых занятий дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-_praktikum_dlya_roditeley.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
«ДЕТСКИЙ САД № 200»
«Математика -
это интересно»
(игра – практикум для родителей)
Составила: Каменская Т.А.,
воспитатель МБДОУ ЦРР –
«Детский сад №200»
г. Барнаул
Игра «Давайте познакомимся»
(Рассказать о себе - имя, место работы, немного о ребёнке)
Вопросы (обмен опытом, информацией по теме).
- Считаете ли вы необходимым учить ребёнка ориентироваться в пространстве? Для чего?
- Как вы понимаете выражение - «ориентировка на себе»? Как вы обучаете ребёнка ориентироваться на себе, на другом человеке, на предметах?
- Есть ли затруднения у вашего ребёнка в ориентировке по словесной инструкции (налево - направо, вперёд -назад, вверх - вниз и пр.)? Как вы помогаете преодолеть их?
- Испытывает ли ваш ребёнок трудности в ориентировке на ограниченной плоскости (поверхность стола, лист бумаги)? Если да, то какие?
- Какие игры, упражнения, задания способствуют накоплению опыта ориентировки в пространстве?
Я неслучайно выбрала эту тему. Этот раздел математики жизненно необходим. Ориентировка в пространстве и на плоскости необходима для успешной работы в школе на уроках математики, чтения, письма, рисования, труда.
Пространственные отношения включают:
1. Ориентировка на себе (знание частей тела и лица, правая рука - левая).
2. Ориентировка на человеке, на других предметах (на предметах ребёнок выделяет различные стороны -переднюю, заднюю, верхнюю, нижнюю, боковые; на другом человеке - вверху голова, внизу ноги, впереди лицо, сзади спина, одна рука - справа, другая - слева).
Игра с закрытыми глазами.
- определение расположения предметов от «себя» (дом находится слева от меня).
4. определение «себя» относительно других предметов ( Я нахожусь справа от дома).
5. определение расположения предметов относительно друг друга (Дом находится слева от гастронома).
6. ориентировка в двухмерном пространстве, то есть .на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, тетрадь в клетку, в линию: верхняя (нижняя) часть, левая, правая, середина).
7. Знакомство с планом, как с уменьшенной моделью, картой.
Выполнение задания на листах бумаги:
«В верхнем левом углу нарисуйте солнце, в середине ёлка, в верхнем правом углу облако, в нижнем правом углу снеговик».
Можно предложить на кухонном столе выкладывание предметов, игру «Что изменилось?», головоломки.
(Родителям предложить головоломку «Танграм»).
Теперь подробнее об ориентировке в клеточном пространстве.
Когда дети умеют выделять стороны, углы, середину на листе бумаги, будем знакомить с клеткой, учить «видеть» её и фиксировать на бумаге. Далее, следуя принципу «от простого к сложному», дети пишут сначала простые элементы: точки, вертикальные, горизонтальные и наклонные палочки, копирование предметов и заканчивая графическими узорами.
Задание на бумаге в клетку.
Выполняя эти задания дети не только учатся ориентироваться в клеточном пространстве, но и приобретают нужные графические умения, развивается зрительное, слуховое восприятия, внимание и память.
Справка от психологов.
Физиологическая сторона восприятия несколько различается у девочек и мальчиков.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки -и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, доказано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.
Игры и упражнения, способствующие развитию пространственных отношений:
Помимо названных - конструкторы, мозаики (соотнесение деталей по схеме по цвету, форме, размеру), лабиринты, задания на нахождение сходства, различий, счётные палочки.
К празднику, на день рождения можно поиграть в игры:
- «Куда пойдёшь, что найдёшь?» (заранее спрятав подарок, говорите где он находится таким образом: сделай два шага вперёд, один вправо ...),
- аттракционы,
- игры - забавы (с закрытыми глазами)
«Накорми соседа», «Нарисуй зайца», «Жмурки» и др.
В заключении я хотела бы услышать ваше мнение об услышанном, увиденном. Напишите свои впечатления, пожелания.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика работы по развитию пространственных отношений у дошкольников. Дидактические игры и упражнения по разделу"
Консультация для воспитателей по методике развития пространственных отношений у детей дошкольного возраста, в консультацию также включены дидактические игры по этому разделу....
Игры и приемы на формирование представлений о пространственных отношении
Для детей старшего дошкольного возраста...
Игры по ознакомлению дошкольников с пространственными отношениями
Игры по ознакомлению дошкольников с пространственными отношениями...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников"...
«Формирование у дошкольников представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов через дидактические игры».
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни н...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Формирование пространственных отношений»
Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Формирование пространственных отношений»...