Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников»
презентация по логопедии
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_prostran_predstavleniya.docx | 32.13 КБ |
seminar-praktikum_po_formirovaniyu_prostranstvennyh_predstavleniy.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Семинар-практикум для педагогов на тему:
«Формирование пространственных представлений у дошкольников»
Выполнил:
учитель-логопед Срещикова С.А.
2019 г.
Упражнение «Давайте дружить»
Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.
Участники встают парами напротив друг друга. Даётся задание: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
Несформированность пространственных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;
- при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.
В 4 года ребенок должен уметь показать правую руку (ногу), левую руку (ногу); показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).
В 5 лет ребенок должен уметь показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; показывать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади).
В 6 лет ребенок должен уметь показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо; показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу).
Система работы (Т.А. Мусейбова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.
Можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:
- I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
- II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»
- III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
- V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
На третьем году жизни с детьми в ДОУ проводятся специальные занятия, в основе которых лежит метод развития ориентировок в частях собственного тела. Воспитатель привлекает внимание ребёнка к самому себе, помогает ему «открыть образ себя», развивает дифференцированное восприятие отдельных частей тела, их пространственное расположение, учит показывать на себе: где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице — глаза, уши, рот, губы, нос. Сообщает, что глазами мы смотрим, ушами мы слушаем, и.т.д., руками держим ложку, чашку, играем, рисуем, и.т.д.
Во время умывания или одевания воспитатель, непринуждённо разговаривая с детьми, называет части тела и лица «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб, надень на голову платок, повяжи на шею шарф».
Важно побуждать малышей к называнию частей тела и лица. Если ребёнок недостаточно хорошо ориентируется, проводятся дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания, надо делать акцент на различении и назывании частей тела и лица.
В более старшем возрасте в работе над развитием представлений о пространственном расположении частей тела воспитатель широко использует игры-шутки, вызывая у них радостные эмоции. Эти игры построены на ритме стиха, сопровождаются припевками и поговорками, а также разнообразными движениями, содействующими их лучшей координации: «Водичка-водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Зайка беленький сидит» и.т.д.
Воспитатель целенаправленно обращает внимание детей на то, что их окружает в детском саду и на участке детского сада: знакомит с названием, расположением и предназначением отдельных помещений групповой комнаты, размещением игрушек и предметов обихода, указывает и называет место их расположения, хранения личных вещей.
В повседневной жизни объясняет «Мы играем здесь /показывает/ - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек». «Мы умываемся, моем руки и лицо, причёсываемся здесь — в умывальной комнате /туалетной/, здесь /показывает и называет/». В спальной - спим; здесь — в приёмной комнате — раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку.
Важное место в этой работе принадлежит игровым действиям — играм с имитацией /показом/ различных направлений движения объектов в пространстве: «Покажем кукле, куда полетели птички /где сидит ворона, клюёт зёрнышки воробушек, куда побежала кошка, покатился мяч/», «Укажем где спрятался Мишка — Топтышка», «Где звенит колокольчик?».
Постепенно дети приучаются слышать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения, а также соотносить их с местом расположения конкретно предмета /в, на, за, под, туда, сюда, тут и.т.д./. В тоже время воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они повторяли за ним и сами использовали в речи некоторые предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения / тут, там, на, под/.
Во второй младшей группе, как и в первой, у детей активно формируют представление о понятиях высокий-низкий, выше-ниже, о свойствах предмета ближайшего окружения. Детей знакомят с пространственными направлениями о себе: вверху-внизу, впереди /спереди/ - позади /сзади/, справа-слева. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называнием руки с выполняемыми ею действиями и прежде всего характерным для каждой руки. Малыши должны назвать в какой руке они держат ложку, а какой хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточки, какой рукой они придерживают бумагу.
В подготовке детей к школе особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентации. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи, с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, внизу, выше, ниже, рядом, друг с другом, напротив, правая, левая, и др.
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения: «Как пройти в магазин и пр.», «Дорога на почту». Они позволяют развивать у детей пространственное воображения, умение представлять «картину пути». Ребёнок рассказывает, например: где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и.т.д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного.
Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т.е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний угол, правую и левую сторону листа бумаги..
Игра «Дойди до флажка»
Дидактическая задача: упражнять детей в пространственной ориентации; тренировать внимание.
Оборудование: флажки на подставках.
Содержание. На песке или на асфальте, линолеуме чертится большой квадрат, который делится на 16 маленьких. В один из них ставится флажок. Ребенок начинает игру с «дома» - заштрихованного квадрата. Воспитатель направляет движение ребенка к флажку, например направо на один квадрат, налево через два квадрата, вперед в следующий квадрат, назад в соседний квадрат и т. д. (Всего 6-8 ходов.) Кто не ошибется и дойдет до флажка, забирает его к себе. Ставится другой флажок, и игра повторяется. Игру можно проводить на улице. Участвуют четверо-шестеро ребят.
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!
Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.
Содержание. Дети одного ряда строятся в колонну и выполняют команду: «Коля встанет перед Димой»; «Женя за Леной»; «Даша между Олей и Катей»; «Ира самая последняя, а Никита рядом с Денисом» и т. д.
Игра «Угадай, что изменилось»
Дидактическая задача: определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Оборудование: набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки.
Содержание. На полочке комната куклы. Дети рассматривают обстановку комнаты и закрывают глаза, положив голову на руки. Воспитатель делает перестановку мебели. Ребенок должен сказать, где стоял тот или иной предмет. Например: «Стул стоял слева от дивана, а его поставили около стола». Когда дети усвоят правила игры, можно делать одновременно две-три перестановки.
Примечание. Вместо набора мебели можно использовать предметные картинки (обувь, одежда, цветы, предметы домашнего обихода), располагая их группами на наборном полотне или фланелеграфе.
Игра «Да-нет»
Дидактическая задача: развитие ориентировки в пространстве.
Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.
Воспитатель:
- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т.д.
Игра «Найди клад»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
- Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды: каждый из вас задумает число от 1 до 3. Затем мы проведем опрос: кто загадал такое же число, тот и становится вашим партнером по команде.
Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача – этот клад отыскать.
- Если ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Например, под команды он делает от двери 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д.
Игра «Собери слово»
Цель: развитие ориентировки на плоскости
На магнитной доске в разных углах расположены буквы.
Воспитатель:
- Если вы правильно выполните моё задание, то сможете узнать, как зовут мальчика. Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем – в верхнем левом, затем – в верхнем правом, последняя – справа от буквы Н.
«Найди свою пару»
Дети делятся на две команды. Детям раздают по одной форме из комплекта геометрических фигур. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и отыскивают свою пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же геометрическая фигура.
«Бегите ко мне»
У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку по комнате. Ведущий останавливает музыку, поднимает картинку с изображением предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы, подбегают к ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В конце ведущий отмечает наиболее внимательных игроков.
1.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.
1.Упражнение: « Мячик прыгает по мне по груди и по спине».
Цель: закрепление знаний частей тела и ориентировки в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.
Ход игры: Дети выполняют задания по инструкции взрослого.
Взрослый:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и нам улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С правой коленки да к левой ступне,
Только бы не запутаться мне.
2.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.
3.Упражнение: «Звери фотографируются».
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: Воспитатель-фоторгаф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.
3.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.
1.Упражнение «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Цель: Моделирование сказочных историй
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.
Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».
2.Упражнение «Птичка и кошка»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Колокольчик
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди.
Оборудование: колокольчик.
Форма проведения игры: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Описание игры: Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
Магазин
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: карточки лото.
Форма проведения игры: индивидуальная, подгрупповая.
Описание игры: В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
Геометрический диктант
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: лист бумаги, набор геометрических фигур.
Форма проведения игры:
Описание игры: Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.
Укрась елку
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: изображение елки с белыми шарами.
Форма проведения игры: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Описание игры: У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.
Литература:
- Метлина Л.С. «Математика в детском саду».
- Арапова-Пискарёва Н.А.«Формирование элементарных математических представлений в детском саду».
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
- Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М., 2003
- Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М., 2005.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. - М., 2002.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников квалификационных навыков. – М., 2010.
- Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пространственные представления это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Несформированность пространственных представлений проявляется:
В 4 года ребенок должен уметь показать правую руку (ногу), левую руку (ногу); показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. В 5 лет ребенок должен уметь показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; показывать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади. В 6 лет ребенок должен уметь показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо; показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.
Система работы (Т.А. Мусейибова ) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади. II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека» III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве ).
3 года Привлекайте внимание ребёнка к самому себе, помогайте ему «открыть образ себя», развивайте дифференцированное восприятие отдельных частей тела, их пространственное расположение, учите показывать на себе: где голова, лицо, ноги, руки, спина, живот; на лице — глаза, уши, рот, губы, нос. Сообщайте, что глазами мы смотрим, ушами мы слушаем, и.т.д., руками держим ложку, чашку, играем, рисуем, и.т.д. Во время умывания или одевания, непринуждённо разговаривая с детьми, называйте части тела и лица «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб, надень на голову платок, повяжи на шею шарф».
4-5 лет Целенаправленно обращаем внимание детей на то, что их окружает в детском саду и на участке детского сада: знакомим с названием, расположением и предназначением отдельных помещений групповой комнаты, размещением игрушек и предметов обихода, указываем и называет место их расположения, хранения личных вещей. В повседневной жизни объясняем«Мы играем здесь /показывает/ - в игровой комнате, она большая, в ней много игрушек». «Мы умываемся, моем руки и лицо, причёсываемся здесь — в умывальной комнате /туалетной/, здесь /показывает и называет/». В спальной - спим; здесь — в приёмной комнате — раздеваемся, когда приходим с прогулки и одеваемся на прогулку. Важное место в этой работе принадлежит игровым действиям — играм с имитацией /показом/ различных направлений движения объектов в пространстве: «Покажем кукле, куда полетели птички /где сидит ворона, клюёт зёрнышки воробушек, куда побежала кошка, покатился мяч/», «Укажем где спрятался Мишка — Топтышка », «Где звенит колокольчик?».
Активно формируем представление о понятиях высокий-низкий , выше-ниже , о свойствах предмета ближайшего окружения. Детей знакомим с пространственными направлениями о себе: вверху-внизу , впереди /спереди/ - позади /сзади/, справа-слева . Упражнения носят игровой характер / «Узнай, где спрятано», «Что изменилось ?». Закрепляем умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов к себе: вверху, впереди, сзади, слева, справа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....
Консультации, рекомендации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 3 - 4 лет"
Консультации, рекомендации, семинар-практикум по формированию пространственных представлений у детей 3 - 4 лет....
Консультации, рекомендации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 4 - 5 лет"
Консультации, рекомендации и семинар-практикум для родителей по формированию пространственных представлений у детей 4 - 5 лет....
Консультации, семинар-практикум на тему "Формирование пространственных представлений у детей 5 - 6 лет"
Консультации, семинар-практикум для родителей по формированию пространственных представлений у детей 5 - 6 лет...
Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»
laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие пространственных представлений посредством образовательной кинезиологии как залог успешной подготовки дошкольника к школьному обучению»
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, формирование и развитие пространственных представле...
Консультация для педагогов ДОУ "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР."
Консультация разработана для воспитателей ДОУ по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР, в которой раскрыты игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собс...