Доклад по инновационной теме на 2018 - 2019 г. «Освоение способов морфологического анализа как средство развития системного мышления детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: создание положительного настроения у детей посредством совместной игры «Волшебная дорожка» с родителями.
Задачи: вызвать у родителей и детей интерес к играм по ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_master_klassu_dlya_roditele_s_detmi.docx | 413.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей с детьми
Ельцова Ирина Владимировна
Мастер-класс для родителей с детьми
Тема. «Освоение способов морфологического анализа как средство развития системного мышления детей младшего дошкольного возраста»
Цель: создание положительного настроения у детей посредством совместной игры «Волшебная дорожка» с родителями
Задачи: вызвать у родителей и детей интерес к играм по ТРИЗ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Сразу договоримся, что не будем бояться подобных терминов. Тем более, что все мы со школьной поры помним из предметов «ботаника» и «зоология», что «морфология – это наука о закономерностях и процессах формообразования организмов и отдельных органов». А по русскому языку, изучая раздел грамматики, мы изучали формы слов, их состав. Кроме этого, дети-дошкольники очень легко запоминают подобные научные термины, понимают их суть и довольно легко ими оперируют.
Этот метод предложил в 40-х годах ХХ века швейцарский астрофизик Фриц Цвики. Он способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов.
Морфологических анализ заключается в переборе различных вариантов.
Этот метод помогает решить две большие задачи.
Первая задача – учить детей создавать новые объекты с помощью их объединения или комбинирования их отдельных признаков.
А какие признаки имеет объект и как их определить в нашем детском саду знают уже и наши дети. Это цвет и форма, температура и влажность, рельеф и место и т.д.
Самые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.
Игра «Волшебная дорожка»
В гости к детям приходит, например, Колобок. Он какой? Круглый, румяный, мягкий, веселый…. Решил Колобок погулять по разноцветной дорожке.
Колобок отправился в путешествие и покатился по красной дорожке. Каким он стал? (Красным) На что похож? (на помидор, красное солнышко, цветок, красное колечко от пирамидки, шарик у погремушки и т.п.) Как думаете – понравилось ему? Чем, почему? А потом он посмотрел вокруг – весь мир тоже стал красным… (Можно предложить детям посмотреть через красное стеклышко или красную прозрачную пластмассу) Все вокруг красное - и небо, и столы-стульчики, и вода… Как думаете – это Колобку понравилось? Не очень, наверное, хорошо, когда все красное…
Взял Колобок немного красной краски (или красный фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на синюю дорожку. Каким Колобок теперь стал? На что похож? И все вокруг тоже стало синее (посмотреть через синее стеклышко или пластмассу).
Взял Колобок немного синей краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на … какую дорожку? (зеленую) и стал каким? На что он теперь стал похож?
Взял Колобок немного зеленой краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на… желтую дорожку. Каким он стал? На что похож?. Закатился на… желтую дорожку. Каким он стал? На что похож?
Аналогично Колобок путешествует и по другим дорожкам, изменяясь по форме, размеру, материалу.
Для закрепления материала в группу вносятся дидактические и настольные игры: «Спрячь мышку», «Почини одеяло», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Вкладыши» и др.
Совместное игра детей и родителей сформировала хорошие доверительные отношения между ними, оказала положительное влияние на развитие детей и приучила их сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра , как средство развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста
Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и развивать. Поэтому ...
Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...
Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...
"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.
Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....
ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...
Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....
Доклад к педсовету "Пальчиковые игры и упражнения как средство развитие речи у детей младшего дошкольного возраста"
Для педагогов МО младших групп....