Доклад по инновационной теме на 2018 - 2019 г. «Освоение способов морфологического анализа как средство развития системного мышления детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: создание положительного настроения у детей посредством совместной игры «Волшебная дорожка» с родителями.

Задачи: вызвать у родителей и детей интерес к играм по ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_master_klassu_dlya_roditele_s_detmi.docx413.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей с детьми

Ельцова Ирина Владимировна
Мастер-класс для родителей с детьми

Тема. «Освоение способов морфологического анализа как средство развития системного мышления детей младшего дошкольного возраста»   

Цель: создание положительного настроения у детей посредством совместной игры «Волшебная дорожка» с родителями

Задачи: вызвать у родителей и детей интерес к играм по ТРИЗ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

     Сразу договоримся, что не будем бояться подобных терминов. Тем более, что все мы со школьной поры помним из предметов «ботаника» и «зоология», что «морфология – это наука о закономерностях и процессах формообразования организмов и отдельных органов». А по русскому языку, изучая раздел грамматики, мы изучали формы слов, их состав. Кроме этого, дети-дошкольники очень легко запоминают подобные научные термины, понимают их суть и довольно легко ими оперируют.

    Этот метод предложил в 40-х годах ХХ века швейцарский астрофизик Фриц Цвики.  Он способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов.

    Морфологических анализ заключается в переборе различных вариантов.

    Этот метод помогает решить две большие задачи.

Первая задача – учить детей создавать новые объекты с помощью их объединения или  комбинирования их отдельных признаков. 

А какие признаки имеет объект и как их определить в нашем детском саду знают уже и наши  дети. Это цвет и форма, температура и влажность, рельеф и место и т.д. 

Самые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.                            

  Игра «Волшебная дорожка»

  В гости к детям приходит, например, Колобок. Он какой? Круглый, румяный, мягкий, веселый…. Решил Колобок погулять по разноцветной дорожке.http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.jpg

         Колобок отправился в путешествие и покатился по красной дорожке. Каким он стал? (Красным) На что похож? (на помидор, красное солнышко, цветок, красное колечко от пирамидки, шарик у погремушки и т.п.)  Как думаете – понравилось ему? Чем, почему? А потом он посмотрел вокруг – весь мир тоже стал красным… (Можно предложить детям посмотреть через красное стеклышко или красную прозрачную пластмассу) Все вокруг красное -  и небо, и столы-стульчики, и вода… Как думаете – это Колобку понравилось? Не очень, наверное, хорошо, когда все красное…http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9.png

Взял Колобок немного красной краски (или красный фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на синюю дорожку. Каким Колобок теперь стал? На что похож? И все вокруг тоже стало синее (посмотреть через синее стеклышко или пластмассу). http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9.jpg

Взял Колобок немного синей краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на … какую дорожку? (зеленую) и стал каким? На что он теперь стал похож? http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg

Взял Колобок немного зеленой краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на… желтую дорожку. Каким он стал? На что похож?. Закатился на… желтую дорожку. Каким он стал? На что похож?

http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%B9.jpg

Аналогично Колобок путешествует и по другим дорожкам, изменяясь по форме, размеру, материалу.

Дорожка форма

 http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B.jpg 

Для закрепления материала в группу вносятся дидактические и настольные игры: «Спрячь мышку», «Почини одеяло», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Вкладыши» и др.

Совместное игра детей и родителей сформировала хорошие доверительные отношения между ними, оказала положительное влияние на развитие детей и приучила их сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра , как средство развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и  развивать. Поэтому  ...

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы воспитателяпо теме: «Игра в шашки, как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...

Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".

В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....