Консультация « Координационные способности как основа двигательного развития дошкольников»
консультация

Елена Анатольевна Лукашевич

Актуальность развития координационных способностей детей  дошкольного возраста обуславливается:

- Во-первых, потребностью государства в гражданах всесторонне развитых, в том числе и физическом отношении.

- Во-вторых, тем что, дошкольный возраст является сенситивным периодом как психического, так и физического развития человека.

- В – третьих, взаимосвязью психического и физического развития.

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 5 «Теремок» г. Велижа

              Консультация для педагогов

« Координационные способности как основа двигательного развития дошкольников»

                                                       

                                                        Подготовила:

Лукашевич Елена Анатольевна,

инструктор по физической культуре.

2020 год

 

 

 Актуальность развития координационных способностей детей  дошкольного возраста обуславливается:

- Во-первых, потребностью государства в гражданах всесторонне развитых, в том числе и физическом отношении.

- Во-вторых, тем что, дошкольный возраст является сенситивным периодом как психического, так и физического развития человека.

- В – третьих, взаимосвязью психического и физического развития.

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.

В  дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в виду темп развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно – адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей  дошкольного возраста.

Эффективность обучения дошкольников основным двигательным действиям, т.е. формирование необходимых двигательных умений и навыков, обеспечивают прежде всего координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние на умственное развитие ребенка. Двигательное развитие детей дошкольного возраста зависит от их способности быстро обучаться новым движениям, умения перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой, оптимально управлять и регулировать двигательные действия, т.е. от степени формирования его двигательно-координационных способностей. Формирование и развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста является важным условием обеспечения оптимального объема их двигательной активности. Двигательная деятельность дошкольника настолько многообразна, что не может ограничиваться проявлением только перечисленных координационных способностей. Ее содержание дополняется целым комплексом координационных качеств: ловкостью, подвижностью, точностью, прыгучестью, ритмичностью, меткостью, пластичностью. Отражая различные стороны двигательной деятельности благодаря структурной упорядоченности, все эти двигательные координации представляют собой целостную систему и обладают общими свойствами, но в то же время каждая из них имеет определенную специфику. Так, подвижность обеспечивает максимальную амплитуду вращательных движений, поворотов, круговых движений. Без точности невозможно соответствие движения его форме и содержанию. Ритмичность позволяет рационально распределять усилия во времени и пространстве. Специфика прыгучести - максимальное проявление взрывной силы в нужный момент, а меткости - точность попадания в заданную цель. Пластичность формирует слитность, гармонию и красоту движений.  В совокупности все эти качества обеспечивают совершенное выполнение двигательного действия. Недостаточный уровень проявления хотя бы одного из них не позволяет решить двигательную задачу в полном объеме. Характер двигательной деятельности детей дошкольного возраста во многом определяется способностью к равновесию - статическому и динамическому. Неумение сохранять равновесие в статической позе (сидение за столом во время занятий в детском саду) приводит к искривлению позвоночника и, следовательно, к ухудшению состояния здоровья. Очевидно, что большая роль в сохранении равновесия принадлежит не только двигательному, но и зрительному, вестибулярному, тактильному анализаторам. Вместе с тем их участие в этом процессе не может быть одинаковым. Так, в удержании определенной позы (сидя, стоя, положение наклона и др.) ведущим является двигательный анализатор. При сохранении равновесия после вращательных движений большее значение приобретает вестибулярный анализатор. При удержании равновесия после выполнения прыжков и прыжковых упражнений, а также при балансировке с предметами значительно повышается роль зрительного и тактильного анализаторов. Следовательно, участие того или другого анализатора определяется конкретной двигательной задачей, связанной с проявлением того или иного вида равновесия. Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает деятельность дыхательной системы. Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. При этом задержка дыхания не менее 30 с вызывает снижение колебаний тела. Таким образом, можно сделать вывод о том, что координационные способности являются основным компонентом двигательного развития детей дошкольного возраста.


Источник: http://sportwiki.to/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников....

Консультация для воспитателей. "Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников"

Развитие исследовательских способностей в логико математическом развитии дошкольников...

Координационные способности в системе физического воспитания дошкольников

Статья в сборнике "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" выпуск 9...

Консультация для педагогов "ТРИ КИТА АДЕКВАТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА - ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Применяя здоровьесберегающие технологии в ДОУ, педагоги должны всегда помнить о трех китах и ориентироваться на них. Психофизи­ологические и возрастные особенности, потенциаладаптационных процессо...

"Игры,направленные на развитие координационных способностей, формирование зрительно-двигательной координации"

Методическая разработка с описанием развивающих игр для детей дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ «MULTI-AGE» ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И В ФОРМАХ АКТИВНОГО ОТДЫХА

В статье представлены методы достиженияположительной динамики двигательного развития дошкольников на основе внедрения «multi-age обучения» в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в ф...

Консультация для педагогов «Конструктивно-модельная деятельность как основа творческого развития дошкольников»

Консультация для педагогов «Конструктивно-модельная деятельность как основа творческого развития дошкольников» Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификационной категории, руко...