Консультация для педагогов "ТРИ КИТА АДЕКВАТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА - ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
консультация на тему
Применяя здоровьесберегающие технологии в ДОУ, педагоги должны всегда помнить о трех китах и ориентироваться на них. Психофизиологические и возрастные особенности, потенциал
адаптационных процессов и окружающее комфортное социальное пространство определяют нормальное и адекватное развитие дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_kita_adekvatnogo_razvitiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Центр образования №1»
Консультация для педагогов на тему:
«ТРИ КИТА АДЕКВАТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА -
ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Подготовила воспитатель:
Коршунова Л.В.
г. Новомосковск
Реформы в образовательной системе России продолжаются уже без малого 20 лет; причем обсуждение реформ, выбор проектов, их внедрение наиболее активно происходят в школе. Достаточно вспомнить эффекты внедрения Комплексного проекта модернизации образования и Федеральных государственных стандартов в образовательный процесс начальной школы, опыт реализации проектов новых стандартов в среднем звене российской школы. А ныне педагогическая общественность обсуждает грядущие перемены в высшем и среднем профессиональном образовании.
Дошкольное образование оказывается недостаточно включенным в происходящие перемены. Сразу напрашивается вопрос: почему? Гипотез несколько.
Первая: дошкольное образование не является обязательным.
Вторая: в этом не очень заинтересованы родители, ведь до вуза еще далеко.
И наконец, третья гипотеза: какие еще задачи могут быть поставлены перед детским садом? Дети должны быть здоровыми и накормленными, и этого достаточно!
Но в том-то и дело, что дошкольный возраст и есть тот фундамент, на который в течение всей последующей жизни будут накладываться кирпичики, прежде всего образование каждого ребенка. Дошкольный возраст - фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. А мы, взрослые, знаем, что основа дома - фундамент.
Какие составляющие должны войти в «смесь» для него?
Современные исследования в области дошкольной педагогики в основном рекомендуют к внедрению технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Главный их признак - для решения возникающих проблем используются психолого-педагогические приемы, методы, подходы.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три подгруппы:
• организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способную предотвратить переутомление, гиподинамию и другие дезадаптационные состояния;
• психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда относится и психолого-педагогическое сопровождение всех составляющих образовательного процесса);
• учебно-воспитательные, которые включают программы обучения умению заботиться о своем здоровье и формирования культуры здоровья воспитанников.
Приведенная классификация технологий известна, но, к сожалению, их использование сводится к буквально понимаемому правилу «Не навреди здоровью ребенка!». Но разве адаптация и социализация, а также индивидуальные возрастные особенности ребенка не являются основными процессами жизни человека? И тогда следует понять: здоровьесберегающие технологии направлены на расширение диапазона адаптивных процессов, формирование пространства социализации ребенка с обязательным учетом и сохранением его психофизиологических и индивидуальных возрастных особенностей.
В книге «Психология развития человека как личности» Д.И. Фельдштейн отмечал, что феномен детства, который на современном этапе развития общества - в результате формирования адекватного отношения к подрастающему поколению на протяжении развития общества - приобрел высокий статус, и сейчас по-разному оценивается в разных культурах, разных формах и типах его понимания, становится одним из наиболее актуальных в силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств.
Детство - период жизни от новорожденности до достижения психологической зрелости, во время которого происходит социальное развитие человека, его становление как члена общества. Социальное развитие - процесс усвоения ребенком ценностей, традиций, культуры общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным в условиях жизни в современном обществе.
Мы понимаем, что дошкольник XXI в. стал другим. Какой он сейчас? Отличается повышенной активностью? Да. Более самостоятелен в познании мира? Да. Легко ориентируется в различных видах деятельности, коммуникации? Да. Незначимыми для ребенка стали книги, их заменили электронные игрушки, компьютер, мобильный телефон? Да. И причины изменений понятны: изменилось общество, изменились функции дошкольного воспитания.
Нынешний ребенок должен быть подготовлен к получению образования, которое направлено на формирование у него социальных и личностных качеств и на дальнейшее развитие умения адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и при этом сохранить свою индивидуальность и особенность.
В исследованиях А. Адлера, В.П. Зинченко, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. описаны основы развития ребенка дошкольного возраста, как внешнего, социального, так и внутреннего, личностного. И мы должны понимать, что, только учитывая личное, индивидуальное, потенциал развития уровня его адаптации, а также формирование социального пространства, можно с полной уверенностью сказать, что здоровьесберегающие технологии, применяемые в воспитательном процессе, достигают тех целей, ради которых они и предлагаются к реализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Период дошкольного детства характеризуется интенсивным развитием трех китов: психофизиологического, адаптационного и социального.
Кит первый, психофизиологический. Он характеризуется интенсивным развитием отдельных органов и систем, в том числе нервной; увеличивается рост ребенка и масса мозга, нарастает мышечная масса, изменяются пропорции тела, формируются формы взрослого человека и миелиновые волокна, начинают образовываться и закрепляться условные связи. Дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития восприятия, мышления, воображения, поэтому многие знания, которые дети получают в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Но следует знать, что в этом возрасте мышление специфично, дети знакомятся с миром, подражая взрослым и друг другу, эмоциональны и впечатлительны.
Нервная система обладает высокой пластичностью, что создает отличные условия для воспитания и обучения и формирования различных наклонностей. Затем на смену впечатлительности приходит повышенная познавательная мотивация, и ребенок становится более активным в поиске новой информации. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают чувство уверенности в своих силах. И именно в этот период начинают проявляться природные задатки, личностные особенности, обусловленные наследственными факторами.
Крайне важную роль в развитии дошкольника играет тип высшей нервной деятельности, который определяется свойствами нервных процессов, процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа, один слабый и три сильных: уравновешенный подвижный, уравновешенный инертный и неуравновешенный подвижный.
Если сопоставить дошкольников по типу высшей нервной деятельности, то мы получим следующую картину: дошкольников с сильным неуравновешенным типом - 55%, дошкольников с сильным неуравновешенным подвижным типом - 20, с сильным уравновешенным инертным - около 18%. Остальные проценты приходятся на детей со слабым типом высшей нервной деятельности.
Нервные клетки, которые определяют тип высшей нервной деятельности, генетически зависимы и наследуемы.
• Дошкольники с сильным неуравновешенным подвижным типом высшей нервной деятельности - «вертушки»: легко отвлекаются, неусидчивы, беспокойны, хватаются одновременно за многие дела и не доводят их до конца. Это задорные и активные дети. Благодаря яркой эмоциональности, легкой зажигаемости, становятся лидерами и достигают поставленных целей. «Ломать» их и делать такими, «как все», такими, какие удобны взрослым, не следует. Они не признают запретов и всячески с ними борются. У таких детей условный рефлекс вырабатывается быстро, но ненадолго, а значит, педагог должен периодически создавать «механизм поддержания постоянной связи между центрами коры больших полушарий».
• Следующие представители детского сообщества - дети с сильным уравновешенным подвижным типом высшей нервной деятельности. Они легко и быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Условный рефлекс у них вырабатывается быстро и надолго. Дети легко обучаемы, обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много приятелей. Нередко это признанные лидеры. Но принимать этот тип за идеальный не следует: при неправильном и неадекватном воспитании такой ребенок может стать лицемерным приспособленцем, а иногда даже и асоциальным членом общества.
• Третий тип высшей нервной деятельности - представители сильного уравновешенного инертного типа. Условный рефлекс у них вырабатывается не сразу, но зато сохраняется многие годы. Именно поэтому их режим, привычки, привязанности должны быть основательно продуманы родителями и педагогами. Перевоспитание таких детей - трудное занятие для родителей и нелегкое для самих детей. Они редко сразу, мгновенно отвечают на поставленный вопрос, а педагоги неправильно воспринимают это. Дети отличаются организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Они аккуратны, опрятны, исполнительны. Речь спокойная, замедленная, без резких эмоций, жестикуляций и мимики. В подвижных играх обычно не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Они не становятся вожаками в ребячьей среде, хотя пользуются авторитетом как рассудительные и справедливые.
• Четвертый тип - слабый. Еще И.П. Павлов отмечал, что у таких людей условный рефлекс вырабатывается плохо либо совсем не вырабатывается. И мы понимаем, такие дети нуждаются в еще более осторожном и тактичном отношении со стороны взрослых. Им порой трудно в коллективе, они не могут постоять за себя, часто попадают под чужое влияние, нередко их обижают, дразнят. Они обычно инертны, робки, стеснительны, повышенно плаксивы, им труднее, чем всем остальным детям, длительно выдерживать нервное напряжение. Но это не значит, что педагог и родитель должны махнуть на них рукой.
По мере созревания нервной системы типы высшей нервной деятельности могут несколько изменяться по мере созревания нервных клеток, а полного своего формирования они достигают к 21 году.
Итак, первый кит наследуется ребенком от родителей и определяется возрастными особенностями протекания нейрофизиологических, гуморальных и других процессов.
Ребенок появляется на свет и буквально с первых минут жизни сталкивается с адаптацией. И от того, насколько быстро и максимально эффективно для своего здоровья он сможет приспособиться к новым условиям, насколько гибко будут реагировать его психофизиологические системы на изменения в окружающей среде и внутренне среде организма, зависит его биологическая и социальная жизнь в будущем.
Воспитатель, основываясь на знании возрастных индивидуальных особенностей каждого ребенка дошкольного возраста, должен - и в этом состоит педагогическая мудрость - распознать его адаптационные резервы и подобрать оптимальный механизм для формирования легкой степени адаптации.
Многие авторы выделяют три разновидности адаптации: физиологическую, психологическую социальную. На наш взгляд, необходимости в так разделении нет, так как в процессе приспособления - адаптации - принимают участие внешние и внутренние процессы организма, вырабатывая индивидуальный условный рефлекс на тот или иной ycловный раздражитель. Какую бы работу ни выполнял дошкольник: усвоение новых знаний, статическая нагрузка при вынужденно сидячей позе или па логическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.
Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм, а возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение связанные с ним утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья. Поэтому и важно, что оптимальную «порцию» деятельности для каждого ребенка должен определить педагог.
Кит третий, социализация. Первым институтом социальных отношений становится для ребенка семья, вторым - детский сад. Ребенок в процессе жизни вовлекается в различные виды деятельности, в ходе которых происходит развитие речи, сенсорики, мыслительных процессов, физических навыков, коррекция развития. Этот кит формируется и развивается, в первую очередь, в игровой деятельности и, конечно во всех других сферах жизни. По мнению Л.В. Трубайчук, дошкольник изменяется и совершенствуется в таких социально и личностно значимых качествах, как ответственность, миролюбие, толерантность, самоорганизация. На этой основе проявляются личностные особенности ребенка дошкольного возраста, которые выражаются в его способности к самопознанию и самоизменению.
Нахождение ребенком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, а также преодоление тех затруднений, которые возникают у него при соблюдении правил поведения, общения, позволяют ему раскрыть свои потенциальные способности и таким образом стимулируют его личностный рост, повышая уверенность в собственных силах, вырабатывая положительное отношение к окружающему миру в целом, а в итоге способствуя успешной социализации.
Таким образом, применяя здоровьесберегающие технологии в ДОУ, педагоги должны всегда помнить о трех китах и ориентироваться на них. Психофизиологические и возрастные особенности, потенциал
адаптационных процессов и окружающее комфортное социальное пространство определяют нормальное и адекватное развитие дошкольника. Все киты формируются одновременно, и ни об одном из них нельзя забывать или откладывать на завтра. И я, наверное, рискну поспорить с учеными прошлого и громко скажу: «Дело как раз в китах!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гигиенических навыков дошкольника средствами здоровьесберегающих образовательных технологий»
План проекта1. Анализ ситуации.2. Актуальность.3. Цель, задачи педагогического проекта.4. Программа5. Программа реализации проекта.6. Прогнозируемые результаты7. Список используемых источников.8...
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ"
Сохранение и укрепление здоровья детей...
КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...
Консультация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду»
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников....
доклад на тему "Речевое развитие дошкольников посредством современных образовательных технологий"
доклад для воспитателей...
Консультация для родителей «Формирование адекватной самооценки дошкольника»
Для формирования адекватной самооценки у ребенка нужно помнить и придерживаться некоторых правил: 1) Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не решайте за него его проблемы, но дела и проблемы...