"Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников."
статья по теме

Гладырь Наталия Владимировна

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Роль музыкального воспитания в двигательном развитии дошкольников.

       Двигательное развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как дошкольный возраст – это очень важный этап в жизни человека. Как показывают исследования, в этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

     В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью».

      Уже первый год жизни ребенка имеет важное значение в становлении двигательной функции. Успешность процесса определяется взаимодействием биологических и социальных факторов, которые со временем начинают играть все более существенную роль. Темп двигательного развития в основном определяется биологическими факторами, в  то время как социальные  могут тормозить или благоприятно влиять на весь его ход.

     Как показывают исследования, за первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь развития, определяющимися факторами которого являются окружающая среда и воспитание. На развитие личности ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов – зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка. В первые полгода жизни развитие движений характеризуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых  формируются условно-рефлекторные связи, совершенствующиеся всю жизнь.

    Формирование двигательных навыков и развития основных физических качеств, таких как быстрота, ловкость, сила, выносливость, так же происходит не одновременно. Вначале ребенок осваивает ходьбу и другие двигательные акты, нужные для самообслуживания, а затем – бег и другие движения, необходимые для дальнейшей жизни .

      Как же осуществляется двигательное развитие детей дошкольного возраста? «В три месяца ребенок, лежа на животе, может приподниматься и опираться на предплечья и локти, переворачиваться со спины на бок, менять положение своего тела, но движения носят импульсивный, беспорядочный и неосознанный характер. В шесть месяцев он может уже самостоятельно садиться, свободно переворачиваться с живота на спину, пытается ползать на четвереньках, играть с игрушками, перекладывать из одной руки в другую, размахивая ими» (Холодков 2002: 162).

     Новорожденный ребенок беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания - материнской груди. А уже в 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранить эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит, приседает и выпрямляется без опоры, наклонившись, может поднять предмет. Ползает, подлезает и перелезает через различные предметы, играет с мячом: бросает, катает.

      Окостенение опорно-двигательного аппарата у детей  начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

     В младшем дошкольном возрасте движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. У детей этого возраста замедленная реакция. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К 3 годам формируется умение бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий  подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу.

       С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (Холодков 2003).

      В среднем возрасте (4-5 лет) двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений, дети хорошо сохраняют равновесие, перешагивают через небольшие преграды, усложняются игры с мячом .

     В этом возрасте движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Дети лучше ориентируются в пространстве. На пятом году жизни движения становятся точнее и энергичнее .

     Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции.

     На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, дети лучше осваивают ритм. Успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель (Кожухова, 2002: 83).

      По словам А.В. Запорожца, для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями. Возможность стоять, сидеть, ходить, необычайно важна, т.к.    «она приводит к значительному расширению сферы действительности, доступной для познания ребенка» (Запорожец 1964: 269).  

     Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка. Правильно оценивать ее необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

    Отмечается тесная взаимосвязь  двигательной и эмоциональной сферы. Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребенка большую ценность, и является непрерывным источником радости. Особенно на ранних этапах онтогенеза, каждое выполненное движение сопровождается яркими эмоциями. По мнению М.М. Кольцовой, именно положительные эмоции, возникающие у ребенка при движении, являются стимулом к их повторению. Семимесячный ребенок, пытающийся встать на ноги, проявляет все признаки радостного оживления. Если в это время попытаться уложить ребенка и прекратить его движения, то он будет кричать, плакать и сопротивляться. Поэтому потребность ребенка в движении может  рассматриваться  как одна из основных, жизненно важных потребностей.

     Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей .                          

Роль музыкального воспитания в двигательном развитии детей дошкольного возраста.

     Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние. В классической Греции музыка воспринималась как триединство «мусических искусств» — поэзии, танца и собственно музыки, считавшейся одним из самых могущественных средств, воздействующих на духовный мир человека. В античных источниках находится множество свидетельств, го ворящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Восприятие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. В работах древнегреческого философа Пифагора есть описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию. Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим. Платон предлагал при лечении головной боли использовать лечебные травы, применение которых оказывало положительное воздействие при сопровождающем лечение магического характера (Медведева 2000).

         Музыка является, по мнению многих исследователей - современников, самым эмоциональным по своей природе видом искусств,   поскольку она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений.

    Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели: всестороннего развития личности ребенка. Конечно же, в центре внимания педагога должна быть задача воспитания у детей интереса и любви к музыке.  Но помимо этого музыкальные занятия важны тем, что через музыкальное воспитание происходит развитие музыкального слуха, голоса (простейшее интонирование); посредством музыкально–ритмических движений происходит  развитие крупной моторики, координации движений и концентрации внимания. Исследования доказали, что у детей развиваются творческие способности, формируются двигательные навыки, корректируется  речь в движении (проговаривание, подпевание, формирование речедвигательных навыков), вырабатывается слаженность действий в коллективе, развивается навык социального взаимодействия и совместной продуктивной деятельности, развивается мелкая и крупная моторика, развивается моторика пальцев, кистей рук .

    Разновидностями музыкально - ритмических движений могут быть:

  1. физические упражнения, сюжетно-образные линии.
  2. Танцы, пляски, хороводы
  • Зафиксированные (те, которые имеют авторскую композицию движений)
  • Свободные (движения придумывают сами дети)
  • Характерные (танец Петрушки, Снеговика, Медвежонка)
  • Сюжетные (в движении передается содержание рассказа)
  • Парные (строятся на основе движений, ходьбы, бега)
  • Танцы с пением (помогают координировать пение с движением)
  1. Музыкальные игры:
  • сюжетные инструментальные
  • несюжетные инструментальные
  • игры с пением (Радынова 1994: 113)

Музыкально – ритмические движения развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности; содействуют развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формируют навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев; развивают ручную умелость (Фирилева, Сайкина 2000: 3).

     Ритмика является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы, передаются в движениях. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). «Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, двигательное развитие, а так же развитие пластичности и выразительности движений» (Радынова 1994: 107).

     По словам  А.И. Бурениной, заслуга Э. Далькроза заключается прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены" (Буренина  2000).

     В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения» (Радынова 1994).

     Музыкально-ритмическое воспитание – это такой  вид деятельности, который объединяет и физическое развитие, и развитие культуры движений, укрепление организма ребенка, формирование мышечного корсета, развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе, развитие способностей к двигательному творчеству.

    Благодаря музыкальной ритмике дети учатся выполнять основные и гимнастические движения, перестроения. Так же дошкольник способен освоить простейшие танцевальные движения: притопы, боковой  и прямой галоп, попеременное выставление ноги на пятку и носок, шаг с приседанием, попеременный шаг, элементы народных и бальных танцев. Дети учатся передавать в движениях походку, повадки, характер разных животных и персонажей (Веракса 2010).

   Необходимо отметить, что одним из важнейших средств развития речевых, музыкальных и двигательных способностей детей дошкольного возраста является логоритмика. Логоритмика – это сочетание пения, музыки и движения. Е.А. Медведева пишет, что логоритмики решает такие коррекционные задачи как: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной) (Медведева 2002).

   А.И. Буренина предположила, что «чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...» (Буренина 2000: 10).

     Главное, на что должен быть нацелен педагог музыкального воспитания, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании (Буренина 2000).

     Из этого следует, что, безусловно, музыкальное воспитание играет огромную роль в двигательном развитии детей дошкольного возраста. Потому что вследствие  движений под музыку развиваются двигательные качества и умения, развивается ловкость, точность, координация движений, развивается гибкость и пластичность, воспитывается выносливость, сила, формируется правильная осанка, красивая походка. Так же посредством движений под музыку у детей  развивается умение ориентироваться в пространстве, и обогащается двигательный опыт  разнообразными видами движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"

ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.   ОП дошкольной образовательной орг...

«Роль музыкальной игры в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается такой вид   музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, как музыкальная игра . Определяется классификация музыкальных игр для дошкольников. ...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...