Игры с водой для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с нарушением речевого развития
консультация (старшая, подготовительная группа)
В наше время очень важно повышать компетентность родителей в области обучения и развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития. Перенос традиционных занятий в игровую деятельность с использованием воды повышает возможности компенсации и коррекции речевого дефекта с привлечением сохранных анализаторов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
здание по адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д.35
Консультация для родителей
«Игры с водой с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития»
подготовила
педагог-психолог
Лебедева Светлана Борисовна
г. Видное
2024
Вода- удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен.
Для детей с нарушением речевого развития характерно значительное отставание в развитии произвольности сенсомоторной активности, замедленное формирование локомоторных функций. В процессе «свободных» игр с водой у них можно наблюдать отставание руки, являющейся не ведущей, хаотичность движений, избегание активного бимануального (двуручного) осязания в ходе обследования предметов, нарушения зрительно-моторной координации.
Быстрое утомление в ходе игр, невозможность мгновенного переключения с одной деятельности на другую также свойственно детям с ОНР в виду нарушений общей и речевой моторики. Вода, оказывая мягкое массирующее воздействие на рецепторы кожи, мотивирует выработку гормонов удовольствия и дарит детям новые ощущения сразу на нескольких уровнях- слуховом, зрительном и тактильном, что способствует стимулированию нервно-психической деятельности. Также вода «учит» управлять руками в водном пространстве, корректировать координацию тела, улучшает кровообращение в конечностях и помогает развивать новые двигательные реакции пальцев рук.
Ведущей деятельностью у детей с нарушением речевого развития является игра, которая приобретает в дошкольном возрасте особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. Перенос традиционных коррекционных занятий в игровую деятельность с использованием воды, как доступной и естественной среды для ребёнка, взаимодействия и способа познания окружающего мира, повышает возможности компенсации и коррекции речевого дефекта с привлечением сохранных анализаторов.
Игры с водой предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с возрастом и особенностями развития детей:
- совместные действия детей и взрослых;
- действия по подражанию и образцу, взрослым;
- самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел детей.
Эти игры направлены на:
- развитие детского познания;
- развитие навыков экспериментирования;
- формирование трудовых умений и навыков;
- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;
- формирование элементарных математических знаний;
- сенсорно-перцептивное развитие;
- развитие тонкой моторики рук и т.д.
На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:
- игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
- игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
- игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
- игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
В ходе игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Примеры игр с водой для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития:
«Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
«Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)
Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки. Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?
«Собери бусы» (развитие мелкой моторики)
Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки. Ход игры: собери в воде бусы.
«Выложи букву»
Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
«Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
«Расширяем словарный запас»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Рыбка» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве), непромокаемые фартуки. Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т.д.
«Жемчужины» Оборудование: ёмкость с водой, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Марблс» Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
«Рыбацкие сети» (математика, счет) Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.
«Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко), непромокаемые фартуки.
Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
«Пальчиковые игры»
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
«Ракушки» (существительное с числительным)
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
«Непроливайки»
Переливание воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
«Кораблик» (развиваем речевое дыхание)
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки. Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
«Дед Мазай и зайцы»
Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки. Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.
Акваигры для формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза, обучения грамоте
«Цветные жемчужины»
Цель: закрепить понятия «гласный - согласный», «твердый - мягкий», и их цветовые обозначения.
Ход игры: на дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же жемчужин нужного цвета.
«Собери жемчуг»
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход игры: на дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» трех цветов, красного, синего, зеленого. Взрослый называет слово, и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных жемчужин.
«Рыбка»
Цель: развивать умение находить место заданного звука в слове.
Ход игры: на дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка». Взрослый называет звук, местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем взрослый произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).
«Достань игрушку»
Цель: развивать умение определять наличие, заданного звука в слове.
Ход игры: на дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки. Взрослый называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:
- Металлическая ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их).
- Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги).
- Пластмасса - любые предметы и игрушки.
- Резина - в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните.
- Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.
- Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.
Игра-экспериментирование «Ветер и лодочки»
Взрослый даёт каждому ребёнку лодочку, предлагает пустить их в озеро. Дети изображают ветер, дуют каждый на свою лодочку. Дети определяют направление ветра. В ходе этой игры взрослый обращает внимание на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.
Знакомим ребенка с разной температурой
Это тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками, в которые мы наливали цветную воду. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать - расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
Лёд - это тоже вода
Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы, но только, чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело... Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.
Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь игрушечку маленькую, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.
Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий - на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте - где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.
«Море»
Материал. Таз, кораблики, фигурки животных.
Ход игры: таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.
«Теплая и холодная»
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание и память.
Материал. Два тазика с водой.
Ход игры. Перед ребенком два тазика с холодной и теплой водой. Вы вместе с ребенком опускаете кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения: "Посмотри, что это в тазиках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная".
Игру можно усложнить за счет увеличения количества емкостей до 3-4, и предложив ребенку самостоятельно на ощупь определить, где теплая, а где холодная вода. "Давай поиграем с водичкой. Я тебе завяжу глазки, а ты ручками найдешь, где теплая, а где холодная вода".
«Узнай воду по вкусу»
Цель: развивать вкусовые ощущения, внимание и память.
Материал. Три одинаковые чашки или стакана с кипячёной водой, сахарный песок, соль, лимонный сок, чайная ложка.
Ход игры. Перед ребенком три одинаковые чашки с кипяченой водой. Вы вместе с ребенком добавляете в одну из них соль, в другую - сахарный песок, в третью - лимонный сок. "Посмотри, что это в чашках? (Вода.) Давай с ней поиграем. В эту чашку добавим соль. Вот она. Насыпь ложкой соль в эту чашку. Размешай. Давай попробуем водичку в чашке". Ребенок вместе с вами пробует воду с помощью чайных ложек. Вместе вы определяете, что она стала соленая. Аналогично проводится работа с сахарным песком и лимонным соком. Затем чашки переставляются местами, и вы просите малыша определить на вкус, какая вода в каждой чашке: соленая, сладкая, кислая: "Ой. Пока мы с тобой отвернулись, к нам прилетела сорока и перепутала все чашки местами. Как же мы теперь найдем, где сладкая вода, где кислая, а где соленая? Наверное, надо ее попробовать. Возьми ложку и попробуй водичку. Какая здесь водичка?" Затем ребенок определяет воду на вкус в двух других чашках.
«Цифры плавают в пруду»
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание числового ряда, развивать внимание и память.
Материал. Пластиковые цифры, ёмкость с водой.
Ход игры. Бросаем в воду пластиковые цифры. После этого предлагаем ребёнку поиграть с цифрами-рыбками, плавающими в "пруду". "Назови цифры, которые плавают в воде. А теперь бери по одной по порядку и "приклеивай" их к стене". После того как малыш выложит цифры по порядку, просим его отвернуться от стены и меняем цифры местами. "Посмотри на цифры, ничего не изменилось? Исправь ошибку, поставь цифры по порядку". При необходимости можно еще раз смочить цифру в воде, восстанавливая ее свойства (намоченная в воде фигурка легко приклеивается к кафелю).
«Угадай букву, плавающую "на животе"»
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание оптического образа букв, развивать внимание, память.
Материал. Пластиковые буквы, ёмкость с водой.
Ход игры. "Посмотри на буквы, которые плавают в нашем озере. Одни буквы плавают правильно, на спине, а другие неправильно, потому что перевернулись на живот. Назови только те буквы, которые плавают в воде перевернутыми, а теперь те, которые плавают правильно". Затем вы просите ребенка выловить и приклеить к стене те буквы, которые располагаются воде правильно, а после этого расположить на стене перевернутые буквы, придав им правильное положение.
«Тяжелый и легкий»
Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) представление о величине (тяжёлый - лёгкий, большой - маленький), закрепить умение сравнивать предметы по весу, закрепить знание правой и левой руки, развивать внимание и память.
Материал. Два камня, разных по величине, ёмкость с водой.
Ход игры. Предложите ребенку взять в правую руку большой камень, а в левую - маленький. "В какой руке у тебя тяжелый камень? А в какой руке легкий камень? Давай посмотрим, какой камень опустится на дно быстрее. Тяжёлый или лёгкий?".
«Узнай по звуку»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, память, пополнять лексический запас.
Материал. Ширма, 2 ёмкости с водой, магнитофонные записи со звуками моря и ручья.
Ход игры. "Все живые существа- и люди, и птицы, и животные умеют "разговаривать" и даже вода тоже умеет "говорить". Хочешь, послушать, какие разные песенки может петь вода? Слушай. Вот так вода льётся (и вы показываете ребенку, как льется вода, переливая её, из одной ёмкости в другую). Вот так она капает (демонстрируете). А так журчит ручеёк (включаете запись). А это шумит море (включаете запись). А теперь ты попробуешь угадать, какую песенку поёт водичка".
За ширмой вы производите разные действия с водой, те, которые показывали малышу. Ребенок должен по звуку определить, что происходит с водой.
«Выжми мочалку»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал. Две емкости, поролоновая губка.
Ход игры: одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды - в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.
«Прыгающий шарик»
Цель: развитие речи, укрепление доверительных отношений.
Материал. Пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Ход игры: откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.
Список использованной литературы
- Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1
- Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома: для детей 2-4 лет: [методическое пособие] / Е.В. Баранова. - Ярославль: Академия развития, 2008 (макет 2009). - 111 с.: ил.; 22 см. - (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям). - Библиогр.: с. 110-111
- Игры-занятия с водой и песком. Стол-ванна для игр с водой и песком, набор для аквапескотерапии: Пособие для педагогов, психологов и родителей/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева, Л.В. Силиванова; под ред. Проф. Л.Б. Баряевой.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.-52 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Лебедева Светлана Борисовна ИГРЫ С ВОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // НИР/S&R. 2020. №S4.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igry-s-vodoy-kak-sredstvo-razvitiya-osyazatelnogo-vospriyatiya-u-detey-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 17.02.2024).
- Лебедева С. Б. Развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством игр с водой: сборник трудов конференции. // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 сент. 2023 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 58-60. – ISBN 978-5-907688-64-3. – DOI 10.31483/r-107831 (дата обращения: 17.02.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры с песком и полезные игры с водой для детей старшего дошкольного возраста.
игры для старшего дошкольного возраста....
«Корригирующие упражнения и игры в воде, для воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение осанки»
Проблема профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников приобрела особую актуальность. В связи с этим, возростает значение организации профилактической работы, имеющей коррекционную направле...
Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста....
Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»
Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»...
Буклет "Игры с водой для детей старшего дошкольного возраста"
В данном буклете представлены игры с водой и песком...
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...
Дидактическая игра "Дорожка к дому" для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дидактическая игра "Дорожка к дому" для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития....