«Корригирующие упражнения и игры в воде, для воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение осанки»
методическая разработка по физкультуре на тему
Проблема профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников приобрела особую актуальность. В связи с этим, возростает значение организации профилактической работы, имеющей коррекционную направленность непосредственно в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.47 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин неправильного физического развития в годы раннего детства. Почему у современных детей часто наблюдается нарушение опорно-двигательного аппарата? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Основным средством коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ являются физические упражнения. В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния физических упражнений на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.
Одним из эффективных средств профилактики и предупреждения нарушений санки является использование плавательных упражнений, направленных на общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Плавание для детей дошкольного возраста является профилактикой дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата.
Плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающие действие, облегчает адаптацию к водной среде.
С целью коррекции нарушений осанки у воспитанников ДОУ я разработала комплекс упражнений и игр.
Комплекс упражнений в воде при нарушении осанки.
Примечание: для лучшего оздоровительного эффекта целесообразно использовать на каждом занятии 6 – 8 упражнений из комплекса. Рекомендуемый возраст воспитанников 5 – 7 лет.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса.
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
«Рыбки и акулы»
Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по чаше бассейна, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте бассейна и принимает положение строевой стойки.
Правила: разбегаться можно только после команды «Лови!», если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его; пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стенке бортика бассейна (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
«Морская фигура» (на мелком месте).
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются - раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, опустившись на колени. Инструктор выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова «замри!» позу нельзя менять; при повторении игры необходимо найти новую позу; ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
«Футбол» (сухое плавание)
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Кораблики».
Дети принимают положение «крокодил», подбородок под водой, губы на поверхности воды, перед лицом лодочки с парусом или теннисный мячик. Прогнуться, спокойно дуть на предмет, передвигаясь вперёд.
«Буксир»
Задача: освоение безопорного горизонтального положения.
Описание: воспитанники распределяются по парам. Первые в парах принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, (а которую держится «буксируемый».
Методические указания: «буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки: в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.
«Мостик»
Задача: освоение исходного положения для выполнения движения ногами.
Описание: расположившись но кругу, играющие садятся на дно в положение упор сзади и по сигналу придают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх - «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию взрослого. Повторить 3-4 раза.
Методические указания: освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, темп движений регулируется голосом взрослого или музыкальным сопровождением.
«Я плыву».
Задача: способствовать овладению горизонтального положения тела в воде.
Описание: дети в разомкнутой колонне по одному шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу им предлагается повернуться лицом внутрь бассейна и любым способом оторвать ноги от дна или изобразить плавание на груди. По следующему сигналу дети возвращаются на смой места в колонне и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна.
Методические указания: объясняя игру, взрослый показывает, какими способами следует достигать горизонтального положения в воде.
«Стрела».
Задача: учить детей принимать безопорное положение на воде и скользить по ней.
Описание: дети стоят в воде, поднимают руки вверх, натягивая их, как стрелу (одна ладонь лежит на другой).
Полечу я высоко,
полечу я далеко,
(Дети присаживаются и наклоняются над водой.)
Хорошо быть стрелой.
Вот такой.
(Дети опускают голову в воду, отталкиваются от дна ногами и скользят по воде.)
Поезд в туннель.
Задача: совершенствовать умение скользить на груди.
Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив друг другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Преподаватель держит обруч – туннель. Чтобы проехать через туннель, ребята изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. Затем возвращаются в конец колонны. Игра продолжается.
Правила. Не толкать друг друга, не торопить.
Пятнашки с поплавком.
Задача: закреплять умения погружаться в воду, держаться на воде, скользить.
Описание. Выбирается водящий («пятнашка»). Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу «пятнашка» старается догнать и дотронуться до кого – нибудь из играющих. Спасаясь от него, дети должны принять положение «поплавок», тот считается пойманным.
Правила. Нельзя толкать детей, принявших положение «поплавок».
Методические указания. Можно предложить детям вариант игры «Пятнашки со стрелкой», в котором они вместо положения «поплавок» выполняют скольжение «стрела».
В результате использования предложенных упражнений и игр у воспитанников прослеживается положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки.
Библиография.
1. Бородин Л.А., Назарова Р.Д. «Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков.» М., Просвещение, 2008г.
2. Осокина Т.Н. «Как научить детей плавать», М., 1985г.
3. Фарафонов М.С. «Плавание брассом», М., 2010г.
4. Шорин Г.А., Попова Т.И., Чухарева А.А., Старцева В.П. «Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях ЛФК», Челябинск, 2007г
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин неправильного физического развития в годы раннего детства. Почему у современных детей часто наблюдается нарушение опорно-двигательного аппарата? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Основным средством коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ являются физические упражнения. В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния физических упражнений на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.
Одним из эффективных средств профилактики и предупреждения нарушений санки является использование плавательных упражнений, направленных на общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Плавание для детей дошкольного возраста является профилактикой дефектов осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата.
Плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающие действие, облегчает адаптацию к водной среде.
С целью коррекции нарушений осанки у воспитанников ДОУ я разработала комплекс упражнений и игр.
Комплекс упражнений в воде при нарушении осанки.
№ | Цель | Исходное положение | Упражнения | Дозировка | Метод. указания | |
1 | Постановка дыхания, развитие дыхательной мускулатуры | На мелком месте, присев, голова на поверхности | Вдох, выдох, опустив голову в воду | 8 – 10 раз | Глубокий вдох, ускоренный выдох | |
2 | Свободное лежание на воде в движении | Присев спиной к стенке бассейна | Оттолкнувшись скользить на груди, руки вытянуты вперед, лицо опущено в воду ноги вместе | 4 – 6 раз | Скользить как можно дальше, удерживая таз и плечи в одной плоскости | |
3 | Свободное лежание на спине в движении | Присев лицом к стенке бассейна | То же, на спине | 4 – 6 раз | Живот держать ближе к поверхности воды | |
4 | Статическая работа мышц спины | Лежа на груди, руки вперед, работать ногами | Присев, руки вперед, оттолкнувшись работать ногами кролем, с задержкой дыхания (с доской) | 4 – 6 раз | Долгий выдох в воду | |
5 | Статическая работа мышц спины | Лежа на спине руки вперед, ноги работают кролем | То же, на спине | 4 – 6 раз | Следить за правильным дыханием | |
6 | Совершенствование работы ног амии брассом, постановка дыхания | Лежа на груди | Руки вытянуты вперед, ноги работают брассом | 5 – 8м | Корпус держать горизонтально, толчок ногами ускоренный | |
7 | То же | Лежа на спине | То же, на спине | 5 – 8м | Не высовывать колени из воды, таз не опускать | |
8 | Увеличение экскурсии грудной клетки, улучшение легочной вентиляции | Присев или лежа на груди | Глубокий вдох, полный выдох в воду | 4 – 6 раз |
| |
9 | Укрепление мышц груди, спины, совершенствование работы рук брассом | Лежа на груди |
| 5 – 8м | Следить за правильностью гребка руками | |
10 | Укрепление мышц спины, уменьшение грудного кифоза при круглой спине | Лежа на спине | То же, на спине |
| Контроль работы рук и дыхания | |
11 | Коррекция искривления позвоночника, улучшение легочной вентиляции и кровообращения, развитие мускулатуры | Лежа на груди | Брасс с удлиненной фазой скольжения | 5– 8м | Следить за паузой скольжения | |
12 | То же | Лежа на спине | То же, на спине | 5 – 8м | То же | |
13 | Тренировка мышц плечевого пояса | Лежа на спине | Работа руками | 5 - 8м | Лежать ровно на поверхности, не прогибаться, ноги прямые | |
14 | То же | Лежа на спине | То же, на спине | 5-8м | То же | |
15 | Тренировка мышц плечевого пояса | Лежа на груди | Работа руками кролем с доской в ногах | 2 – 4 раза по 5 м | Выдох под руку со стороны выпуклой дуги искривления, таз не поднимать | |
16 | Тренировка мышц плечевого пояса | Лежа на спине | То же, на спине | 2 – 4 раза по 5м | То же | |
17 | Коррекция деформации позвоночника, развитие мышц туловища, увеличение экскурсии грудной клетки, тренировка силовой выносливости | Лежа на груди | Брасс в полной координации | 5 – 8м спокойно или по 5 на скорость | Контроль дыхания и техники плавания | |
18 | То же | Лежа на спине | Брасс на спине | То же | То же | |
19 | Развитие мышц туловища, конечностей, дыхательной мускулатуры, улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Развитие силовой выносливости | Лежа на спине | Кроль на спине в полной координации | 5 – 8м спокойно или 3 – 5 раз по 5 м на скорость | Контроль техники, не допускать вращение корпуса и разбалтывания поясницы | |
20 | Увеличение экскурсии грудной клетки, координация искривления позвоночника. Развитие мышц туловища и конечностей | Лежа на груди | Брасс в полной координации, на одно движение рук два толчка ногами | 5 – 8м | Контроль дыхания с удлиненной паузой скольжения | |
21 | Восстановление дыхания | Сидя у бортика | Выдохи в воду | 6 – 8 раз | Полный выдох в воду |
Примечание: для лучшего оздоровительного эффекта целесообразно использовать на каждом занятии 6 – 8 упражнений из комплекса. Рекомендуемый возраст воспитанников 5 – 7 лет.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса.
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
«Рыбки и акулы»
Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по чаше бассейна, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте бассейна и принимает положение строевой стойки.
Правила: разбегаться можно только после команды «Лови!», если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его; пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стенке бортика бассейна (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
«Морская фигура» (на мелком месте).
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются - раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, опустившись на колени. Инструктор выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова «замри!» позу нельзя менять; при повторении игры необходимо найти новую позу; ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
«Футбол» (сухое плавание)
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Кораблики».
Дети принимают положение «крокодил», подбородок под водой, губы на поверхности воды, перед лицом лодочки с парусом или теннисный мячик. Прогнуться, спокойно дуть на предмет, передвигаясь вперёд.
«Буксир»
Задача: освоение безопорного горизонтального положения.
Описание: воспитанники распределяются по парам. Первые в парах принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, (а которую держится «буксируемый».
Методические указания: «буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки: в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.
«Мостик»
Задача: освоение исходного положения для выполнения движения ногами.
Описание: расположившись но кругу, играющие садятся на дно в положение упор сзади и по сигналу придают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх - «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию взрослого. Повторить 3-4 раза.
Методические указания: освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, темп движений регулируется голосом взрослого или музыкальным сопровождением.
«Я плыву».
Задача: способствовать овладению горизонтального положения тела в воде.
Описание: дети в разомкнутой колонне по одному шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу им предлагается повернуться лицом внутрь бассейна и любым способом оторвать ноги от дна или изобразить плавание на груди. По следующему сигналу дети возвращаются на смой места в колонне и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна.
Методические указания: объясняя игру, взрослый показывает, какими способами следует достигать горизонтального положения в воде.
«Стрела».
Задача: учить детей принимать безопорное положение на воде и скользить по ней.
Описание: дети стоят в воде, поднимают руки вверх, натягивая их, как стрелу (одна ладонь лежит на другой).
Полечу я высоко,
полечу я далеко,
(Дети присаживаются и наклоняются над водой.)
Хорошо быть стрелой.
Вот такой.
(Дети опускают голову в воду, отталкиваются от дна ногами и скользят по воде.)
Поезд в туннель.
Задача: совершенствовать умение скользить на груди.
Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив друг другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Преподаватель держит обруч – туннель. Чтобы проехать через туннель, ребята изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. Затем возвращаются в конец колонны. Игра продолжается.
Правила. Не толкать друг друга, не торопить.
Пятнашки с поплавком.
Задача: закреплять умения погружаться в воду, держаться на воде, скользить.
Описание. Выбирается водящий («пятнашка»). Дети передвигаются по бассейну в разных направлениях. По сигналу «пятнашка» старается догнать и дотронуться до кого – нибудь из играющих. Спасаясь от него, дети должны принять положение «поплавок», тот считается пойманным.
Правила. Нельзя толкать детей, принявших положение «поплавок».
Методические указания. Можно предложить детям вариант игры «Пятнашки со стрелкой», в котором они вместо положения «поплавок» выполняют скольжение «стрела».
В результате использования предложенных упражнений и игр у воспитанников прослеживается положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки.
Библиография.
1. Бородин Л.А., Назарова Р.Д. «Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков.» М., Просвещение, 2008г.
2. Осокина Т.Н. «Как научить детей плавать», М., 1985г.
3. Фарафонов М.С. «Плавание брассом», М., 2010г.
4. Шорин Г.А., Попова Т.И., Чухарева А.А., Старцева В.П. «Методика консервативного лечения сколиоза в отделениях ЛФК», Челябинск, 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка « Морское путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
Методическая разработка игрового тренинга адресована педагогам для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП старшего дошкольного возраста. Для его поведения рекоме...
Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...
СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Презентация для специалистов ДОУ занимающихся с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....
Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста имеющего нарушения осанки
Данный материал поможет укрепить опорно - двигательный аппарат ребенка и корректировать дефекты осанки - плоскостопие....
Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»
Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...
Квест - игра с использованием ИТК- технологий по сказкам К.Д. Ушинского с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития.
Квест - игра с использованием ИТК- технологий по сказкам К.Д. Ушинского с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речевого развития.Учитель-логопед МБДОУ д/с №20 «Аис...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему:«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...