Развитие речи
консультация
Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя спицифика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то аутичному ребенку обязательно нужен взрослый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей с РАС.
Развитие речи у детей с РАС посредством использования игровых технологий.
Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя спицифика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то аутичному ребенку обязательно нужен взрослый.
Особое место отводится сенсорным играм: на восприятие формы, цвета, количества предметов, развитие речи, мышления.
В ходе сенсорных игр, ребенок получает новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные.
Цель сенсорной игры – создание эмоционального настроя.
Игра «Открой сам»
Цель: Научить детей открывать различные разъемные игрушки.
Материал. Расписные деревянные бочонки, полые разъемные шары, матрешки, пирамидки.
Игра «Что в коробке лежит?»
Цель: Привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, бумага, материя, металл) для ознакомления с их свойствами.
Игра «Найди такой же»
Цель: Упражнять детей в узнавании цветов; обращать внимание на цвет различных предметов (одежды, игрушек, растений)
Цель: Обогащать чувственный опыт детей, знакомить со свойствами предметов, развивать мелкую моторику.
Материал: Пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.
Игра: «Помогаем киске разложить игрушки»
Цель: Продолжать формировать умение различать и сравнивать предметы близкие по величине, ориентироваться на слова большой, маленький, средний.
Проведение этих игр вызывает интерес у ребенка к ритму и мелодии способно помочь активировать его речь, развить подражание, двигательную активность.
Используются такие приемы, как хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, проговаривание текста стихов.
«Твоя ладошка, моя ладошка», «Ладушки», «Мы на лодочке плывем», «Покатаем мяч»
Цель: Формирование эмоционального контакта.
«Бумажный листопад», «Пускаем пузыри»
Цель: Формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Игра «У медведя во бору», «Самолеты»
Цель: Формирование эмоционального контакта, подражание игровым действиям.
Игры с красками «Цветная вода»
Цель: Формирование эмоционального настроя у ребенка.
Материал: краски, стаканы с водой, кисточки
Наиболее эффективно использование игровой терапии с детьми с РАС до шести лет. С целью получения положительного результата необходимо занятия проводят каждый день, для того чтобы это стало базовым принципом общения и взаимодействия с ребенком. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Игровую терапию применяют во всем мире как метод коррекции поведения у детей с РАС. Дети с РАС сами организуют свою игру и не любят, когда в нее вмешиваются. По этой причине родителям важно не только стать партнерами в игре со своим ребенком, но и включать свои составляющие в этот процесс, а затем и внедрять новые игровые сценарии.
Одной из индивидуальных методик игровой терапии является «SonRise». Данный метод был разработан супругами Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска результативных путей взаимодействия со своим сыном. Главная концепция данной методики – опора на личную мотивацию аутичного ребенка. Основные старания направлены на постепенное насыщение внешними стимулами существования малыша с РАС. Родители присоединяются к стереотипному поведению своего ребенка, и именно так устанавливается контакт и взаимодействие между ними. Так создается безопасная среда для ребенка с РАС, и только после этого родители могут вводить свои правила. Взрослый расширяет границы осознания, понимания малыша. Именно при помощи подобного вмешательства расширяется понимание ребенком с РАС мира людей и предметов.
Еще один метод игровой терапии – «Мифне» был разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина. Эта терапия основывается на том, что дети с РАС могут поддерживать, воспринимать и усваивать взаимоотношения только лишь в том случае, когда окружающая среда является безопасной для них. У некоторых детей после прохождения Мифне снимают диагноз аутизм. В этом методе игровое вмешательство начинается еще в раннем возрасте. Между ребенком и родителями устанавливаются доверительные отношения, они обмениваются игрой, предметами.
Суть метода в том, что специалист старается мобилизовать ребенка с РАС без каких-либо требований и условий, устанавливая тем самым доверительный контакт, отвечая на проявления малыша. У ребенка с РАС постепенно в ответах на вопросы взрослого появляется уверенность и храбрость.
Метод «Floortime» (время, проведенное на полу) разработал американский детский психиатр Стенли Гринспен. Он полагает, что ребенок с РАС застревает на одной из шести стадий развития : эмоциональное мышление, интерес к окружающему миру, двусторонняя коммуникация, эмоциональные идеи, привязанность, осознание себя. Главная цель «Floortime» – помочь ребенку с РАС пройти все эти стадии. Взрослые подхватывают заинтересованность детей, стереотипную деятельность. Например, если ребенок начинает тереть стекло, для того чтобы оно скрежетало, родители делают то же самое. Как итог, ребенок с РАС просто вынужден концентрировать свое внимание на взрослом. Это является одной из главных целей построения двусторонней коммуникации между родителями и детьми. Специалист не предлагает новые идеи в игре, а формирует идеи ребенка, ставит вопросы так, как будто не знает и не понимает, что происходит. Таким образом, у ребенка с РАС развивается способность уточнять, объяснять, анализировать, когда малыш прерывает общение, специалист может вмешаться и предложить новые интересные идеи. В том случае, если ребенок с РАС вводит в игру агрессивные мотивы, взрослый не должен его останавливать. В результате ребенок начинает проявлять себя, не опасается собственных эмоций и впечатлений, а специалист помогает обыграть данные действия и таким способом управляет малышом.
Еще один метод игровой терапии являются групповые занятия. В таких занятиях принимают участия дети, которые в ходе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Именно на основе этого формируется принятие других детей на групповых занятиях. На занятиях применяются игры: ритмичные, сенсорные, сюжетно-ролевые, динамичные игры, где дети танцуют в парах под музыку, бегают, веселятся. Дети вступают в телесный контакт, взаимодействуют. Игра оказывает существенное влияние на становление личности ребенка. Именно через игровую деятельность дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых, которые становятся образцом для поведения малыша. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что специально организованный процесс формирования навыков общения у детей с РАС – обязателен, без него невозможна адекватная социализация ребенка в семье и в обществе. В процессе развития коммуникации ребенку с РАС, кроме работы специалиста, необходима помощь и огромная поддержка со стороны его ближайшего окружения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...