Необходимость преемственности детского сада и школы
консультация
Необходимость преемственности детского сада и школы
Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности учащихся.
- Сформированности их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Психологическая подготовка детей к школе включает:
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- интеллектуальную готовность;
- социальную готовность.
Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
- способностей ставить перед собой цель,
- принять решение о начале деятельности,
- наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности,
- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Нельзя ругать ребёнка за ошибку, а нужно разобраться в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
- Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Социальная готовность.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения детей с окружающими. Личный пример родителей: терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
«Модель» первоклассника, не готового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Еще одной из главных задач перед школой воспитывать самостоятельность у ребенка.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
Нужно научить детей убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Родителям нужно меньше опекать его, давать ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научиться выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.
Правила детского общежития, которые родители с ребенком должны проговаривать:
- Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
- Не дерись без обиды
- Не обижайся без дела
- Сам ни к кому не приставай
- Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
- Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
- Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
- Не ябедничай за спиной у товарищей
- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
- И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
- Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
- Дорогу переходи внимательно, не торопись
Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста:
Приветствие: Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет
Прощание: До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.
Извинение: Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.
Обращение: Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.
Знакомство: Давайте познакомимся, меня зовут… познакомьтесь, это…
Взрослые, помните!
Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости
Вот модель дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОС:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
- Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.
- Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Он уже понимает: «что такое хорошо и что такое плохо».
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе.
Упражнения, которые помогут подготовить ребенка к школе:
- Задачи – головоломки
- Мозаика
- Назови одним словом
- Какая фигура не подходит
- Отгадай загадку
- Закончи предложение
- Четвертый лишний
- Скажи наоборот
- Что будет, если…
- Развитие мелкой моторики и графических навыков
- пальчиковая гимнастика
- рисунок по точкам
- обведение по контуру, штриховка
- рисование орнамента по клеточкам
- рисование линий различной формы и сложности
(развитие мелкой моторики и графических навыков)
(пальчиковая гимнастика)
(рисунок по точкам)
(обведение по контуру, штриховка)
(рисование орнамента по клеточкам)
(рисование линий различной формы и сложности)
ЭТО ВАЖНО:
Не учить ребенка читать, а развивать речь,
способность различать звуки
Не учить писать, а развивать мелкую моторику
Развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, уметь пересказывать
Книги, используемые в детском саду
И в конце хотела бы сказать:
Ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить.
И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по преемственности детского сада и школы
Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...
Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...
Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»
обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...
Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.
Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...
Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)
Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...
Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ (по преемственности детского сада и школы) «Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь!»
Материал посвящен совместному мероприятию детского сада и школы....
- Мне нравится (1)