Правила для усвоения и закрепления речи дошкольника
консультация

Громак Любовь Александровна

«Ура! Вот оно – первое слово, а вот ещё, и ещё. Ну, слава богу, он заговорил! Теперь порядок!», - так, или приблизительно так, думает родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь Вам предстоит самое сложное - закрепить интерес малыша к речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_dlya_usvoeniya_i_zakrepleniya_rechi.docx185.35 КБ

Предварительный просмотр:

Правила для усвоения и закрепления речи дошкольника

«Ура! Вот оно – первое слово, а вот ещё, и ещё. Ну, слава богу, он заговорил! Теперь порядок!», - так, или приблизительно так, думает родитель, когда его малыш начинает  внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения  великим и  могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь Вам предстоит самое сложное  - закрепить интерес  малыша к речи.

Вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника:

Правило первое:   НЕ УГАДЫВАЙТЕ МЫСЛИ РЕБЁНКА!

Представьте себе ситуацию:

Ребёнок двух лет, указывая на кошку,  говорит: «Коська».

А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка! Идёт по дорожке. Молодец!». Всё, ребёнок получит самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем ещё что-то пытаться сказать? Мама и так всё рассказала. Не нужно угадывать мысли ребёнка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.  Будет больше пользы,  если вы спросите у своего малыша: «А кошечка большая или маленькая? Какого цвета она? Сколько лапок у кошки? Сколько ушек, глазок? Как она разговаривает?....».  Выслушайте ответы малыша, добавьте или поправьте малыша, если потребуется и продолжите разговор о том, что кушает кошечка, как передвигается…

Правило второе: РАЗГОВАРИВАЙТЕ СО СВОИМ РЕБЁНКОМ!

Разговаривайте с ребёнком, а не ВОЗЛЕ него. 

Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребёнка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребёнку при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы ещё и ещё. Пусть ребёнок говорит и рассказывает. Ребёнок в этом возрасте мыслит вслух.

То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье: УЧИТЕ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ!

Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения.

Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем – ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш.

Правило четвёртое: ПЕРЕЖИВАЙТЕ ДЕНЬ ЕЩЁ РАЗ!

Вечером, перед  сном, вспомните всё, что Вы с ребёнком видели, слышали.

Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребёнок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребёнок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: ОПИСЫВАЙТЕ ПРЕДМЕТЫ САМИ, И ПРОСИТЕ ОПИСАТЬ  ПРЕДМЕТ МАЛЫША!

Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребёнка на это и рассказывайте ребёнку об этом предмете.

Например: увидев интересное облако на небе, обратите внимание  ребёнка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, похожее на кошечку, оно быстро летит по небу, потому что  его подгоняет ветер. В следующий раз, когда Вы с Вашим ребёнком увидите красивое облако, попросите малыша рассказать о нём.

Таким образом, Вы развиваете не только речь ребёнка, но и его воображение.

Правило шестое: ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!

Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребёнком.

Ребёнок всегда должен слышать правильную речь для подражания.

Запомните Ваш ребёнок – это Ваше зеркало. Всё что Вы говорите всё, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности усвоения детьми звуков речи».

Данная консультация поможет родителямразобраться в сроках появления звуков в речи детей....

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками. Развитие фонетической стороны речи. Причины речевых нарушений. Речедвигательный анализатор....

Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...

Формирование предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников

В данной статье предложен опыт работы по форимрованию предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников. Предложенная система работы включает в себя планирование, дидактический материал (игр...

Особенности усвоение звуковой стороны речи дошкольниками

Практические материалы для работы с детьми...

Закрепление употребления предлогов в активной речи дошкольников

Разные виды упражнений по закреплению употребления предлогов в активной речи дошкольников...