Правила для усвоения и закрепления речи дошкольника
консультация
«Ура! Вот оно – первое слово, а вот ещё, и ещё. Ну, слава богу, он заговорил! Теперь порядок!», - так, или приблизительно так, думает родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь Вам предстоит самое сложное - закрепить интерес малыша к речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_dlya_usvoeniya_i_zakrepleniya_rechi.docx | 185.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила для усвоения и закрепления речи дошкольника
«Ура! Вот оно – первое слово, а вот ещё, и ещё. Ну, слава богу, он заговорил! Теперь порядок!», - так, или приблизительно так, думает родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь Вам предстоит самое сложное - закрепить интерес малыша к речи.
Вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника:
Правило первое: НЕ УГАДЫВАЙТЕ МЫСЛИ РЕБЁНКА!
Представьте себе ситуацию:
Ребёнок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська».
А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка! Идёт по дорожке. Молодец!». Всё, ребёнок получит самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем ещё что-то пытаться сказать? Мама и так всё рассказала. Не нужно угадывать мысли ребёнка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо. Будет больше пользы, если вы спросите у своего малыша: «А кошечка большая или маленькая? Какого цвета она? Сколько лапок у кошки? Сколько ушек, глазок? Как она разговаривает?....». Выслушайте ответы малыша, добавьте или поправьте малыша, если потребуется и продолжите разговор о том, что кушает кошечка, как передвигается…
Правило второе: РАЗГОВАРИВАЙТЕ СО СВОИМ РЕБЁНКОМ!
Разговаривайте с ребёнком, а не ВОЗЛЕ него.
Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребёнка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребёнку при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы ещё и ещё. Пусть ребёнок говорит и рассказывает. Ребёнок в этом возрасте мыслит вслух.
То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.
Правило третье: УЧИТЕ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ!
Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения.
Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем – ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш.
Правило четвёртое: ПЕРЕЖИВАЙТЕ ДЕНЬ ЕЩЁ РАЗ!
Вечером, перед сном, вспомните всё, что Вы с ребёнком видели, слышали.
Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребёнок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребёнок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.
Правило пятое: ОПИСЫВАЙТЕ ПРЕДМЕТЫ САМИ, И ПРОСИТЕ ОПИСАТЬ ПРЕДМЕТ МАЛЫША!
Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребёнка на это и рассказывайте ребёнку об этом предмете.
Например: увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребёнка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, похожее на кошечку, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. В следующий раз, когда Вы с Вашим ребёнком увидите красивое облако, попросите малыша рассказать о нём.
Таким образом, Вы развиваете не только речь ребёнка, но и его воображение.
Правило шестое: ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!
Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребёнком.
Ребёнок всегда должен слышать правильную речь для подражания.
Запомните Ваш ребёнок – это Ваше зеркало. Всё что Вы говорите всё, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование педагогического процесса и организация речевых центров, основные факторы усвоения многообразия функций речи.
презентация с теоритическим материалом по теме и фотографиями...
Консультация для родителей «Особенности усвоения детьми звуков речи».
Данная консультация поможет родителямразобраться в сроках появления звуков в речи детей....
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками. Развитие фонетической стороны речи. Причины речевых нарушений. Речедвигательный анализатор....
Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...
Формирование предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников
В данной статье предложен опыт работы по форимрованию предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников. Предложенная система работы включает в себя планирование, дидактический материал (игр...
Особенности усвоение звуковой стороны речи дошкольниками
Практические материалы для работы с детьми...
Закрепление употребления предлогов в активной речи дошкольников
Разные виды упражнений по закреплению употребления предлогов в активной речи дошкольников...