Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти у дошкольников.
консультация

    Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно - логической памяти, а также сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_slovesno.docx182.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти у дошкольников.

     Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.  Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая.

Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях:

   - зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради;

- вербально – моторная – работа по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку;

 - словесно - логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их. Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.

     Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить:

- лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал;

- хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре;

- цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление.

    К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е. ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией.

Полезно знать:

- разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»;

- для лучшего запоминания - лучше учить на ночь;

- для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?»

    Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно - логической памяти, а также сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку позволяет обеспечивать запоминание.

     Предлагаем Вам несколько игр для развития словесно – логической памяти.

Чудесные слова.

Цель: формирование навыков опосредованного запоминания путём установления смысловых связей, тренировка кратковременной слуховой памяти.

     Необходимо подобрать 16-20 слов и картинок к ним, связанных между собой по смыслу: должно получиться 8-10 пар, например, еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти картинки взрослый предъявляет ребенку и называет 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребёнку взрослый повторяет только первые слова пар и показывает соответствующие картинки, а вторые он должен вспомнить и подобрать сам.

     Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут)

Ассоциации.

Цель: Формирование навыков опосредованного запоминания с помощью ассоциаций.

    Ассоциации – это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребёнку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребёнком. Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется с названным словом».

Например, к слову «жёлтый» (картинке с изображением жёлтого карандаша) подходят слова «солнышко», «цыплёнок», «одуванчик» и т.п. (картинки, соответствующие этим словам). Также играем с другими цветами.

Определи лишнего.

Цель: развитие словесно-логической памяти, мышления, тренировка долговременное памяти.

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки в три ряда, по четыре в каждом.  Три картинки из каждого ряда имеют общую основу, а четвёртая не совпадает по теме. Например, это могут быть картинки с ягодой, фруктами, овощами и деревом. Первые три означают съедобные продукты, а четвёртая- несъедобный предмет живой природы. Задача ребёнка – определить, в чём сходство и различие всех картинок в одном ряду, какие картинки можно объединить. А какие нельзя и почему. Кроме того, ребёнка можно попросить вспомнить. Для чего нужны предметы, изображённые на рисунке.d:\Мои документы\Downloads\20231120_162738.jpg

Рекомендации по оптимизации памяти у детей

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
  • Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
  • Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
  • Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память. 
  • При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Петрова И.К., педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Упражнения для развития словесно-логического мышления"

Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса у детей 6-7 лет....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».

Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».

Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».

Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....