Буклет "Игры с красками" (нетрадиционное рисование)
консультация
Игры с красками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Можно рисовать всей ладонью, сжатым кулаком, фалангами пальцев, согнутым пальцем, подушечками пальцев. Краску наносить на руку кисточкой или обмакнуть часть руки в краску. Затем прижать к листу. Готовый отпечаток можно дополнить элементами и деталями.
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Лист сложить и прогладить ладонью. Лист раскрывается и полученное изображение дорисовывается.
Весь рисунок выполняется только точками. Инструментами могут быть ватные палочки и краски, маркер, фломастер. Наносить точки, держа инструмент перпендикулярно листу.
На белом листе выполнить яркий рисунок восковыми мелками. Следить за тем, чтобы штриховка была плотной и интенсивной. Затем покрыть лист акварельной краской. Восковые линии отталкивают от себя краску и проступают сквозь акварель.
1способ: Поставим на лист бумаги большую кляксу жидкой краской и осторожно покачаем лист. Краска растекается тоненькими струйками в разные стороны. 2 способ:Поставим на лист бумаги большую кляксу и осторожно подуем на неё через соломинку длякоктейля. Побежала капля вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами. 3 способ: Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии кляксы и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!
| Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Можно дорисовать до конечного результата.
Слегка намочите бумагу и положите ее на влажную салфетку, чтобы бумага не высыхала. Возьмите акварельные краски (или акварельные карандаши) и нарисуйте все, что угодно.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мхом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.
«Тычки» могут быть разными: грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном и пр. В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». «Тычком» можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для «тычка».
На листе быстро нарисовать рисунок акварельюи, пока краска не высохла, посыпать рисунок солью. Дать рисунку просохнуть. Затем стряхнуть соль и полюбоваться полученным эффектом зернистости.
|
1 способ: Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики. 2 способ: Смять кусочек бумаги, обмакнуть в краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы.
На влажную, но хорошо отжатую губку нанести кистью несколько цветных линий, и провести губкой по листу бумаги. Так можно нарисовать радугу, волны, метель. Если на влажном акварельном фоне промокнуть сухой губкой, то получится эффект светлых пятен или облаков.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок» структурное подразделение семейный детский сад Игры с красками Нетрадиционные способы рисования Выполнила: воспитатель Вандышева Елена Владимировна Тонкино 2017г. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»
структурное подразделение семейный детский сад
Консультация для родителей детей раннего возраста.
«Дети любят потешки!»
Выполнила: воспитатель
Вандышева Елена Владимировна
Тонкино, 2018г.
В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного поведения. Помочь детям в этом – основная обязанность родителей и педагогов; взрослых, которые окружают детей и которым малыши доверяют.
Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки. Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить – регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребёнка. И не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.
Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему. Подрастая, ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.
Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности ребёнка воспринимать их, при отсутствии признаков утомления.
Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствие чего, ребёнок даёт нам это понять доступным ему способом – плачем, криком. Отличительная особенность детей раннего возраста – внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками – это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое. И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации:
«Стуки-стуки, глянь в ворота –
Верно в гости едет кто то!
Едет целая семья:
Впереди идёт свинья,
А за нею утка мчится!
Сзади волк идёт с волчицей!
Кот и пёсик удивились –
Даже помирились!»
(Данную потешку следует сопровождать действиями: постукиваниями, движениями рук, и эмоциональной речью).
Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные продукты. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки:
«Умница, Катенька!
Ешь кашку сладеньку!
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!»
Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умыться, вымыть руки, причесаться:
«Ай, лады-лады-лады!
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!»
«Моем, моем, руки чисто,
Чтоб не стать трубочистом!»
«Бай, бай, бай, бай…
Ты, собаченька, не лай…
И в гудочек не гуди,
Наших деток не буди…»
Очень важно, чтобы дети просыпались в хорошем настроении:
«Потягуни-потягушечки!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!»
Существенную роль играют потешки в помощи при одевании детей на прогулку:
«Оля варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Оля варежку сняла –
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдёшь!
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»
Потешки оказывают не только развивающее действие, но и создают благоприятный климат, дарят ребёнку ощущение собственной значимости:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший!
Сашенька пригожий!»
Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»
структурное подразделение семейный детский сад
Консультация для родителей детей раннего возраста.
«Игры с потешками дома»
Выполнила: воспитатель
Вандышева Елена Владимировна
Тонкино, 2018г.
Лучший досуг для малыша — самые простые игры, сопровождающиеся нежными прикосновениями, ласковым маминым голоском и ритмичными стишками. Игры с потешками для малышей — это развитие, физическое и речевое. Потешки можно инсценировать, добавлять движения, разыгрывать роли самим или же вовлекать в действие игрушечных персонажей.
Игра «Деревянные ложки»:
Привлекая внимание, постучите ложками. Отдайте ребенку одну ложку, побуждая постукивать ею об пол:
Ай, туки, туки, туки.
Застучали ложки,
Застучали ложки,
Заиграли ложки:
Тук-ток, тук—ток,
Скоро Тимочке годок!
В игру можно вносить разнообразие (стучать по ведёрку и т д)
Игра «Наша песенка простая»
Стимулирует повторное произнесение одних и тех же слов. Положите кроху на грудь и напевайте песенку:
Утром я встаю,
Песенку пою, песенку простую,
Вот какую:
Ля – ля, ля – ля, ля – ля.
Игра «Прилетели гули»:
Развитие умения повторять и понимать движения. Обхватите ручки ребёнка помашите ими, как крыльями:
Прилетели гули,
Гули голубочки.
Положите рук на его головку:
Сели на головку,
На головку детке.
Помашите ручкой ребёнка, как бы отгоняя птичек:
Ты, моя детка,
Помаши ладошкой.
Кыш, гули, кыш.
Игра «Комарики»
Сведите вместе свой большой и указательный пальцы — это и будет “комар”, который кружит над ребенком, пока Вы приговариваете:
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились —
Кусь!
Потом вместо ушка попадется ножка, потом щечка или ручка…
Игра «Молодой дроздок»
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
(машем «крыльями», кладем ручки ребенка ему на головку)
Игра «Мышка»
Мышка в гости пошла, бантик нацепила
(шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка)
Динь — динь — дона — дона
(слегка дергаем за ушко)
А Мишаня (имя ребенка) дома?
Игра «Котик»
Котик выпил молока
(облизываемся язычком),
Откусил он пирога
(хлопаем в ладошки),
Лапки вытер
(трем ручки друг о друга),
Нос помыл
(обтираем носик),
«Мяу, мяу!» — говорил
(говорим: «Мяу»).
Игра «Дом»
Туки-туки, строим дом
(стучим кулачками друг о друга),
Дом высокий
(тянемся вверх),
Дом с окном
(разводим ручки в стороны),
С острой крышей
(складываем руки в виде крыши)
И с трубой
(одна ручка вверх),
Будем жить мы в нем с тобой
(обнимаемся).
Игра «Сценка про зайца»
Раз-два-три-четыре-пять,
(взяли игрушку, потрясли)
Вышел зайчик поскакать.
(покачали вверх-вниз)
Огляделся,
(вращаем голову игрушки)
Повертелся,
(вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз
(наклоняем вперед-назад)
Пробежался,
(«побежала» игрушка)
Забоялся….
(спрятали за спину)
Где ты, зайчик, отзовись!
(показали ребенку)
Игра «Мишка косолапый»
Мишка косолапый
По лесу идет
(бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет
(приседаем — собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб
(держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою — топ!
(топаем ногой)
Игра «Зайка сидит»
Зайчик серенький сидит
(сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок
(прыгаем, как зайчик)
Игра «Веселые овечки»
Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(весело прыгаем)
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки
(встаем на ножки, тянемся вверх, приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(кружимся)
И в речку свалились
(падаем)
Игра-хит «Коза»
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
(приставляем к голове «рожки»)
Ножками — топ-топ!
(топаем ножками)
Глазками — хлоп-хлоп!
(зажмуриваемся и открываем глазки)
— Кто кашку не ест? Молочка не пьет?
(грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(бодаемся)
Игра «Баран-баран»
Произносим слова:
Баран, баран, буц!
(на слове «буц» легонько стукаемся лбами).
При всей своей простоте игра идет у детей на ура!
Игра «Два жука»
На полянке два жука
Танцевали гопака:
(танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ножкой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(встаем на носочки, тянемся вверх)
Игра «Прятки»
Тю-тю нету Любушки, Любушки - голубушки.
Ой, да нет ее нигде, где Любаша наша, где?
Мы искать ее пойдем, и найдем ее, найдем.
Игра-прятки «Части тела»
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показываем руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(уши закрываем ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(показываем уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(глаза закрываем ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять.
(убираем ладошки от глаз)
Игра «Зонт»
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
(Мама проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт, предлагает малышу спрятаться под ним)
Игра «Котята»
Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
Подставляй ладошку
(вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку
(гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать?
(шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать!
(сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять!
(поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак,
(сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка.
(разжимаем их)
На ладошку села кошка!
(ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку,
(«пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку…
(прячут кисть другой руки в подмышечную падину)
Видно мышка там живёт!
Игра «Солнечные зайчики»
Если позволяет погода, то возьмите зеркальце и попускайте солнечных зайчиков по комнате. А затем поиграйте в эту игру.
Солнечные зайчики —
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…
Игра «Слушай, мишка…»
Скажите своему малышу, что вы начинаете играть с мишкой и что мишка будет делать все, о чем вы его попросите. Декламируйте стишок:
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки опусти.
Мишка, мишка, покружись.
А потом земли коснись
И животик свой потри,
Раз, два, три, раз, два, три!
Читая стишок, выполните с мишкой все упражнения и попросите ребенка проделать с мишкой то же самое.
Игра в мяч
Для игры на свежем воздухе возьмите два мяча. Один мяч нужен для вас, другой — для вашего ребенка. Покажите малышу все, что вы можете делать с мячом, напевая при этом на какой-нибудь мотив, что именно вы делаете.
Мы катим, катим мячик,
Укатим далеко.
Ах, до чего катить его
Приятно и легко!
Дайте мяч ребенку, и пусть он делает с ним все - то же, что и вы.
Приятного вам развития!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»
структурное подразделение семейный детский сад
Консультация для родителей детей раннего возраста.
«Потешки в помощь маме».
Выполнила: воспитатель
Вандышева Елена Владимировна
Тонкино, 2018г.
Все мы с вами были детьми, и наши мамы и бабушки пели нам колыбельные песенки и играли в ладушки, как когда – то им пели их мамы и бабушки. И так из поколения в поколение народный фольклор живёт среди народа. Мы радуемся вместе с ребёнком, совершенно не задумываясь о том, что эти потешки и поговорки мудро поучают его, приобщают в высокой моральной культуре своего народа.
Потешки и песенки – это бесценный клад народной мудрости, который нравится слушать, играть и петь. Ребёнок, ещё не умеющий говорить, но понимающий речь с удовольствием слушает и играет пальчиками по образцу взрослого. Сначала ребёнок просто слушает потешку, потом выполняет определённые движения. Начинать играть с ребёнком нужно уже с колясочного возраста. Дети раннего возраста (2 – 3 лет) способны слушать потешки, а при повторном прочтении проговаривают слова, небольшие фразы. Более наглядно запоминаются потешки при чтении и рассматривании иллюстраций в книгах.
Давайте подумаем и вспомним, с какой песенкой – потешкой засыпает Ваш ребёнок. «Баю – баюшки – баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и утащит во лесок, под ракитовый кусток.? »
А какие слова Вы приговариваете во – время еды? «Каша из гречки, варилась в печке, варилась, упрела, чтобы Машенька ела?»
Когда умываемся Вы говорите потешку: «Водичка, водичка, умой моё личико, чтоб глазки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток и кусался зубок? »
Вот что ещё можно говорить:
«Наша Маша маленькая,
на ней шубка маленькая,
опушечка – бобровая,
Маша чернобровая»;
«Маша варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал.
Маша варежки сняла:
Поглядите – ка, нашла?»
К каждому случаю жизни можно подобрать потешку, она будет Вам помогать, играя выполнять режимные моменты. Ребёнок со временем сам будет её говорить и радоваться, что сам знает потешку. У детей в этом возрасте начинается период «Я сам!» Порадуйтесь сами и порадуйте своего ребёнка. Если дома нет книжек с потешками, сходите в магазин вместе с ребёнком и купите.
Помните о правилах приобретения книг:
- Книга должна быть яркая, с крупными картинками.
- Странички из картона.
- Прочитайте всё, что там написано, чтобы текст был интересен.
Мы вместе и всё у нас получится!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок»
структурное подразделение семейный детский сад
Консультация для родителей
«Стихи и потешки для развития мелкой моторики
у детей» раннего возраста
Выполнила: воспитатель
Вандышева Елена Владимировна
Тонкино, 2018г.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для формирования речи.
Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они использовали фольклор и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.
Сорока (русская народная потешка)
Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашку варила,
Детишек кормила. (Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала, (По очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: (Мизинец не загибать).
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
Братцы.
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! – говорят.
- Здорово, Васька – указка,
Гришка – сиротка
Мишка – середка.
Да крошка Тимошка. (соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди
Гули-гули
Гули, гули, полетели (взмахните перед собой кистями),
На головку гули сели (положите обе руки на голову),
Сели, посидели (покачайте головой)
Опять полетели(взмахните перед собой кистями рук)
Примечание: играя во второй раз, слово «гули» можете заменить на «ути».
Совушка-сова
Совушка - сова, большая голова (руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),
На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутите ею из стороны в сторону),
Головой вертела.
Во траву свалилася (уроните руки на колени),
В яму провалилася (уберите руки с колен и, уроните их «в яму» .
Кукушечка
Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),
Лети скорей в лесок (слегка разведите руки в стороны и 3 раза взмахните ладонями, как крыльями),
Ку-ку, ку-ку, кукушечка (ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),
Подай свой голосок (слегка разведите руки в стороны и 3 раза махните ладонями, как крыльями)
Примечание: ритм движений должен совпадать с ритмом стихотворения.
Бычок
Шел бычок (покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)
Вдоль забора (расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),
Увидал мочало (расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз).
Начинай сказочку сначала (разведите руки в стороны).
Примечание: повторите игру несколько раз.
Цыпа-цыпа
Цыпа-цыпа (обеими руками «насыпайте» корм, потирая большим пальцем подушечки остальных пальцев, начиная с мизинца),
Гуль, гуль, гуль.
Я насыплю,
Ты поклюй (покажите, как пальчики «клюют» корм: указательными пальцами обеих рук попеременно стучите по столу),
Ты поклюй!
Клю - клю -клю!
Дятел
Дятел — дятел (помашите кистями, как крыльями)
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (повторите те же движения указательными пальчиками),
Тук-тук-тук (затем средними),
Тук-тук-тук (после этого безымянными),
Тук-тук-тук (и, наконец, мизинцами).
Долбит сук.
Примечание: ритм движений должен совпадать с ритмом стихотворения.
Моя семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, (руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого).
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
Белка
Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и у дары кулачками друг о друга попеременно).
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке, (загибать пальчики, начиная с большого).
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Пальчики на прогулке (русская народная потешка)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно разгибать пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел. (загнуть мизинец)
Этот пальчик чистит стол. (загнуть безымянный палец)
Этот резал. (загнуть средний палец).
Этот ел. (загнуть указательный палец).
Ну а этот лишь глядел! (загнуть большой палец).
Дождик
Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай (на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),
Будет хлеба каравай (указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).
Будут булки (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке),
Будут сушки,
Будут пряники,
Ватрушки.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук
«Бабушка в очках»
Бабушка очки надела | Изобразить колечко большим и указательным пальцами |
И внучонка разглядела. | Приложить «колечки» к глазам |
«Кому что делать»
Ивану Большаку – дрова рубить. | Проговаривая строчку, слегка крутить пальчик ребёнка в одну сторону. Потом повторить и крутить в другую сторону. |
«Забывчивый зайка»
Зайка книгу нашел, | Ладони прижаты друг к другу, изображая закрытую книгу |
И открыл, и прочел, | «Открыть» книгу |
А закрыл, все забыл. | «Закрыть» книгу |
И снова открыл И все повторил, | «Открыть» книгу |
А закрыл, опять забыл. | «Закрыть» книгу |
«Грабли»
Листья падают в саду Я их граблями сгребу. | Ладонь вниз, пальцы согнуты, «гребут» |
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.
Пальчики перебираем И цепочку получаем. | Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков |
«Бегающий человечек»
Жил на свете человек Скрюченные ножки, И гулял он целый век А за скрюченной рекой В скрюченном домишке Жили летом и зимой Скрюченные мышки. | Указательный и средний пальцы «бегают» по столу. |
Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.
«Ути-ути»
Ути-ути, полетели | Ребёнок машет руками |
На головушку сели. | Руки на голову |
Поклевали, поклевали | «Клевать» голову пальчиками |
И домой улетели. | Руки с головы «слетают» |
«Ладушки»
– Ладушки-ладушки, – Где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. – Что пили? – Простоквашку. | Хлопать в ладоши на ударных слогах |
Кашка сладенька, | Гладить животик рукой |
Бабушка добренька. | Погладить себя по голове |
Попили-поели | Снова погладить живот |
И домой улетели. | Махать руками как крыльями |
«Совушка-сова»
Совушка-сова, На суку сидит, Во все стороны глядит. | Обнять лицо руками и плавно поворачивать его из стороны в сторону |
Да вдруг как полетит! | Махать руками как крыльями |
«Колпачок на колпачок»
Колпачок – на колпачок. Колпачок – на колпачок. Колпачок – на колпачок. | Пальцы собрать вместе, изобразив «горсть», перевернуть ладони вниз и «надевать» колпачки друг на друга |
Бух – упали на бочок! | Уронить руки ладонями вверх |
«Опята и ребята»
На пеньке – | Локти стоят на столе, ладони – горизонтально поверхности стола, собранные прямые пальцы обеих рук соприкасаются. Получается «пенёк» |
Пять опят. | На одной руке растопырить пальцы |
У пенька – | Снова сделать «пенёк» |
Пять ребят. | Растопырить пальцы на другой руке |
«Сорока-белобока»
Ты, сорока-белобока, | Помахать руками как крыльями |
Научи меня летать, | Поднять руки вверх |
Ни высоко, ни далёко – | Развести руки в стороны на ширине плеч |
Только море увидать. | Приставить ладонь «козырьком» ко лбу |
«Мальчик с пальчик»
– Мальчик с пальчик, где ты был? С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. | Загибать или перебирать, слегка потряхивая, пальцы ребёнка по одному на каждую строчку |
«Сорока-ворона»
Сорока-ворона кашу варила, Деток кормила. | В такт водить указательным пальцем по раскрытой ладони |
Этому дала, Этому дала, Этому дала, | Загибать по одному пальцу на каждую строчку, начиная с большого |
<А этому не дала: | Слегка потрясти мизинец |
– Ты дров не рубил, Воду не носил, Кашу не варил Нет тебе каши! | Слегка постукивать указательным пальцем по мизинцу, «наказывая» его |
«Кулачок»
Руки лежат на коленях ладонями вниз.
Как сожму я кулачок, | Сжать руку в кулак |
Да поставлю на бочок. | Поставить кулак на колено большим пальцем вверх |
Разожму ладошку, | Распрямить пальцы |
Положу на ножку. | Вернуть ладонь на колено |
«Тук-тук»
– Тук-тук-тук! | Три раза ударить кулаками друг о друга |
– Да-да-да! | Три раза хлопнуть в ладоши |
– Можно к вам? | Ещё три удара кулаками |
– Рад всегда! | Ещё три хлопка |
«Бараны»
Так бодались два барана | Кулаки «бодают» друг друга |
На мосточке утром рано. | Хлопать на ударные слоги |
Уступить не захотели – | «Бодаться» |
Вместе в речку полетели. | «Уронить» ладони на колени |
«Дятел»
Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук. | Все пальцы одной руки собрать («дятел») и стучать ими о раскрытую ладонь, стоящую вертикально («дерево») |
Целый день в лесу стоит: Стук-стук-стук. | Поменять руки и стучать |
«Засыпалочка»
На подушку головой – | Лечь |
Глажу, глажу лобик свой. | Погладить лоб |
Глазки закрываю, | Ладонями закрыть глаза |
Быстро засыпаю. | Положить руки под щёку и закрыть глаза |
«Указочка»
Ротик мой умеет кушать, | Показать на губы |
Нос – дышать, а уши – слушать. | Показать на нос и уши |
Могут глазоньки моргать, | Поморгать |
Ручки – всё хватать, хватать. | Изображать хватание |
«Пальчики»
Мы с (имя ребёнка) играем, Этот пальчик – всех длинней, Этот пальчик – всех умней, Этот пальчик – всех короче, Этот – стать побольше хочет, Этот – знает все игрушки, Этот – ушки на макушке, Этот – прячется в тенёк, Этот – маленький сынок. | Массировать подушечки пальцев большим и указательным пальцами другой руки. Одна строчка – один пальчик. Начинать с большого. |
Игры-потешки для детей от 2-х лет
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или столе |
Червячки пошли гулять. | Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы) |
Вдруг ворона подбегает, | «Идти» по столу указательным и средним пальцами. |
Головой она кивает, | Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз. |
аркает:»Вот и обед!» | Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх |
Глядь — а червячков уж нет! | Сжав кулачки, прижать их к груди |
«Котята»
У кошечки нашей есть десять котят, | Пальцы обеих рук попарно прижать друг к другу, ладони сомкнуть |
Сейчас все котята по парам стоят: | Покачивать руками, не разъединяя их |
Два толстых, два ловких, два длинных, Два маленьких самых и самых красивых. | Постукивать соответствующими пальцами друг о друга, начиная с большого |
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: | Ритмично сжимать и разжимать кулачки |
Раз, два, три, четыре, пять! | Поочередно загибать пальчики на обеих руках |
«Собака»
Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун. | Левую ладонь поставить на ребро. Большой палец поднять вверх, чуть согнув. Указательный палец согнуть, средний и безымянный соединить. Мизинец попеременно опускать и поднимать. |
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам! | Указательным и средним пальцами изобразить ушки зайки. Безымянным пальцем и мизинцем стучать по большому пальцу. |
«Мышонок»
Сел мышонок на маслёнок, | Ладонь одной руки накрывает кулак другой |
А маслёнок – липкий гриб. | «Ножкой» получившегося гриба вращать вокруг своей оси |
Посидел на нём мышонок | Поелозить ладонью по кулаку |
И прилип, прилип, прилип. | Плотно обхватив ладонью кулак, пытаться «оторвать» её |
«Гуси-гуси»
– Гуси-гуси! | Прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси |
– Га-га-га! | Большой палец опускается-поднимается относительно остальных |
– Есть хотите? | Снова вращение рукой |
– Да-да-да! | «Говорить» при помощи большого пальца |
«Кулачки»
Раз – кулак. | Одна ладонь прямая, прикладываем к ней кулак |
Два – кулак. | Поменять руки |
Ты умеешь | Поменять руки |
Быстро так? | Поменять руки |
Песенки-потешки
«Купила бабушка…»
Купила бабушка себе курочку. Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. | Показать руками, как клюёт курочка |
Купила бабушка себе уточку. Уточка тюрюх-тюх-тюх, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. | Показать руками, как плавает уточка Показать руками, как клюёт курочка |
Купила бабушка себе индюшонка. Индюшонок фалды-балды, Уточка тюрюх-тюх-тюх, Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. | На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево Показать руками, как плавает уточка Показать руками, как клюёт курочка |
Купила бабушка себе кисоньку. | Показать, как умывается кошка (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе собачонку. | Показать рукой собачьи уши (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе коровёнку. | Показать пальцами рога коровы (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе поросёнка. | Показать рукой пятачок поросенка (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе телевизор. Дикторша ля-ля-ля… | Развести руками широко в стороны
Изобразить руками синхронный перевод (Перечислить все предыдущие покупки) |
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (2 раза) | Скрестить руки и пальцами «бегать» по рукам |
Дождик с неба вдруг полил, | Свободно опустить кисти и «стряхивать» воду с пальцев |
Паучков на землю смыл. (2 раза) | Хлопнуть ладонями по столу иликоленям |
Солнце стало пригревать – | Ладони боковыми сторонами прижать друг к другу, пальцы растопырить. Качать руками из стороны в сторону |
Паучок ползет опять, (2 раза) | «Ползти» по рукам |
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (2 раза) | «Паучки» ползают по голове |
«Ветер»
Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).
Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. (2 раза) | Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти |
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит, (2 раза) | Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями» |
Чайка над водой летает | Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими |
И за рыбками ныряет, (2 раза) | Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения |
Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. | Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть» |
Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. | Перевернуть ладони и повторить движения |
«Часы»
Сесть на пол.
Мышь полезла в первый раз Посмотреть который час. | «Бегать» пальчиками от пола до макушки. |
Вдруг часы сказали: «Бом!» | Один раз хлопнуть над головой |
Мышь скатилась кувырком. | Руки падают на пол |
Мышь полезла второй раз Посмотреть который час. | Снова «бегать» пальчиками |
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» | Два раза хлопнуть над головой |
Мышь скатилась кувырком. | Руки падают на пол |
Мышь полезла в третий раз… |
«У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) | Хлопать по всему телу ладонями |
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, Коленях и носках. | Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела |
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) | Щипать себя, как бы собирая складки |
На лбу, ушах… (и т.д.) | |
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) | Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку |
На лбу, ушах… (и т.д.) | |
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) | Провести рёбрами ладоней по телу |
На лбу, ушах… (и т.д.) |
«Поросята»
По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, | Мизинцы |
Этот толстый поросёнок Спинку об забор чесал. | Безымянные |
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. | Сделать «фонарики» |
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю. | Сжимать и разжимать кулачки< |
Этот толстый поросёнок Носом землю ковырял, | Средние пальцы |
Этот толстый поросёнок Что-то сам нарисовал. | Указательные пальцы |
Ля-ля-ля-ля … | |
Этот толстый поросёнок – Лежебока и нахал. | Большие пальцы |
Захотел спать в серединке И всех братьев растолкал. | Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь |
Ля-ля-ля-ля … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования»
Аннотация методической разработки: Методическая разработка представляет собой сценарий нетрадиционного родительского собрания «Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования». Данное собрание...
"Игры с красками!" Нетрадиционные техники рисования в детском саду (родительское собрание во второй младшей группе)
Показать родителям, что рисование нетрадиционными методами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Научить родителей методам и пр...
Консультация для родителей. Игры с красками. Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками.
Игры с красками. Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками.В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование,...
«Игры с красками! Нетрадиционные техники рисования».
План – конспект проведения нетрадиционного родительского собрания...
Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...
Проект: «Волшебные краски» (Нетрадиционные методы рисования )
Проект: «Волшебные краски» (Нетрадиционные методы рисования )...
Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...