Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
рабочая программа по рисованию
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебные краски" (нетрадиционные техники рисования). Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению взрослых основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для развития творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (художественной, познавательной). Главное на занятиях кружка «Волшебные краски» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно… Занятия кружка проводятся под девизом: «Я чувствую! Я представляю! Я воображаю! Я творю!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_moskovskoe_dolgoletie.docx | 36.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Волшебные краски»
(нетрадиционные техники рисования)
в рамках программы “Московское долголетие”
Авторы:
Яковлева Ольга Васильевна
Левичева Марина Евгеньевна
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению взрослых основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для развития творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (художественной, познавательной). Главное на занятиях кружка «Волшебные краски» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно… Занятия кружка проводятся под девизом: «Я чувствую! Я представляю! Я воображаю! Я творю!».
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем людям. Даже люди старшего возраста и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что- то получается. К тому же изображение можно подарить знакомым или повесить на стену и любоваться. Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает начинающих художников, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Если человек не реализует себя в каком-либо виде творчества, то чувствует себя угнетенно. Появляется раздражительность, усталость, апатия. Любимое занятие подпитывает положительными эмоциями. Процесс творчества запускает в человеке течение новой энергии, “духовного электричества”, потока вдохновения. Это то, что даёт новые силы, активность, молодость. Кроме этого, факт остается фактом - есть люди, которые не знают, чем себя занять, “убивая время”. А в пенсионном возрасте, когда человек лишен привычного образа жизни, вопрос, чем себя занять, может быть очень актуальным. По сути, понимание счастья - это желание определенных приятных эмоций и чувств. Творчество в целом и рисование в частности питают человека новыми эмоциями и состояниями. Причем, что важно, эмоции эти могут быть разными: это и радость созидания и творения, это восторг тела от соприкосновения с густыми или текучими красками, прикосновения к бумаге, бархатистой пастели, это гордость, что “получилось”. Рисование может давать сильные эмоции. Для активного долголетия, для острого ума и хорошей памяти мозгу нужны сложные задачи. Необходимо помнить, что мозгу нужна работа, творчество. Поэтому, если рисование увлекает человека, то необходимо идти дальше, - начинать рисовать с натуры и по воображению, осваивайте новые материалы и техники.
Цель программы: Создание условий для самореализации личности, способной к художественному творчеству через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту, Учить способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами. В ходе реализации программы «Волшебные краски» познакомить старшее поколение со следующими техниками рисования: монотипия; рисование свечой; рисование по мокрой бумаге; рисование путем разбрызгивания краски; оттиски штампов различных видов; «точечный рисунок»; батик (узелковая техника); граттаж; кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна); рисование жесткой кистью (тычок); рисование на полиэтиленовой пленке, рисование ватными палочками, на ватных дисках и т. д
Содержание программы
Содержание программы составлено с учетом сезонных особенностей климата. Учитывается связь с жизнью (изображение должно опираться на впечатления, полученные старшим поколением от действительности, с чем они встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание).
Заинтересовать слушателей нетрадиционной техникой рисования, показать возможности и особенности каждой техникой; познакомить с печатаньем разными предметами, со способом рисования тычком (жесткой кистью), рисованием сыпучим материалом, рисование пластилином, сочетать техники (восковые мелки и акварель), пуантилизм (рисование ватными палочками). Темы для творчества выбираются с учётом особенностей каждой техники, способа, которые должны наиболее полно раскрывать создаваемый образ. Темы могут меняться, в зависимости от интереса и возможностей обучающихся. Большое место отводится произведениям изобразительного искусства. Они помогают старшему поколению острее почувствовать прекрасное, обогащают мир их душевных переживаний и восприятие окружающей жизни. Рассматривание иллюстраций, посещение выставки изобразительного искусства - всё это положительно влияет на чувства, развитию художественного вкуса, способствует развитию эмоциональной сферы. Произведения изобразительного искусства расширяют представления о возможностях рисования и подталкивают обучающихся к развитию творческого начала, помогают увидеть привычные образы в новом виде. Экспериментирование с изобразительными материалами - ещё один способ пробудить интерес и развить воображение к рисованию у художников. Техника «рисование пластилином» открывает возможность создания объёмных предметов, ярких и оригинальных. Такой способ изображения как монотипия – помогает лучше усвоить предметы симметричной формы, смешивая краски - закрепить сочетание цвета. Изображения, полученные таким способом (ёлочки, зимние деревья) могут быть, как составляющими коллективной, так и индивидуальной работы. Кляксография будит воображение, побуждая дорисовать увиденный образ в пятне.
Граттаж – процарапывание, может быть, как в черно-белом варианте, так и в цветном. Эта техника требует четкости линий. Монотипия предполагает: создание сложных изображений при использовании несложных приёмов; развитие воображения и ассоциативного мышления, обусловленное похожестью того или иного силуэта, пятна на определённый объект действительности; формирование определённых навыков рисования (выделение увиденного силуэта, дополнение его необходимыми деталями). Рисование сыпучим материалом усложняется. Эта техника применяется для создания целого образа. Ожидаемый результат. К концу года обучения обучающиеся владеют разными нетрадиционными техниками и способами, умеют сочетать их; самостоятельно создают сюжет по собственному замыслу, используя полученные знания, средства, разнообразный изобразительный материал. В рисунках отражают свое видение окружающего мира, проявляют фантазию, свою манеру изображения.
Методические рекомендации
Для того, что бы донести до старшего поколения определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в изобразительной деятельности используются следующие методы и приёмы: - показ нескольких способов изображения, оставляя право выбор; - вариативный показ техники помогает выявить свойства художественных материалов, что способствует воплощению творческого замысла; - показ сопровождается инструкциями. По мере усвоения техники или способа, показ и указания становятся индивидуальными. Показ помогает увидеть сам процесс возникновения образа, создать выразительный рисунок. Просмотр и анализ работ в конце занятия – важное условие успешного развития изобразительного творчества. Показ позволяет полнее осмыслить результат своей деятельности, обсудить понравившиеся образы, элементы, способы изображения, поделиться впечатлениями, рассказывают о своем рисунке. Структура занятия Структура может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части: вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация; основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого обучающегося; заключительная часть – анализ рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания о проделанной работе).
Схема и метод проведения занятий по образцу.
Методы и приёмы | |
Вводная часть | Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать. Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями педагога. Мотивация. |
Основная часть | Самостоятельная творческая деятельность. В процессе работы педагог напоминает последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль за её выполнением. Педагог помогает в осуществлении замысла. |
Заключительная часть | Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения техники рисования. |
Схема и методика проведения занятий по замыслу.
Методы и приёмы. | |
Вводная часть. | Создание условий для развития замысла рисунка (игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстраций). Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике. |
Основная часть. | Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность. Индивидуальная работа со стороны педагога за выполнением техники рисования, раскрытию замысла. |
Заключительная часть. | Анализ и положительная оценка работ с учетом индивидуальных возможностей Уборка рабочего стола. |
Развивающая среда.
Изобразительный материал: Традиционный – гуашь, акварель, кисти широкие и узкие, жесткие, листы бумаги ф. А3, А4., цветные восковые карандаши, цветная бумага, ножницы. Нетрадиционный – осенние сухие листья; восковые мелки, свеча; разнообразный сыпучий материал; разнообразные пустые коробочки, трубочки для печатанья; ватные палочки; трубочки для коктейля; кусочки поролона; пластилин. Иллюстративный ряд: иллюстрации известных художников; образцы, выполненные в нетрадиционной технике, нетрадиционным способом.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО НЕТРАДИЦИОННЫМ ХУДОЖЕСТВЕННО - ГРАФИЧЕСКИМ ТЕХНИКАМ
Октябрь
№ | Тема | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Лебеди на пруду» пейзаж | Монотипия | Листы бумаги, гуашь, кисти, силуэты лебедей |
2 | «Яблочный компот» | Отпечаток яблоками | Силуэты банок, половинки яблок, гуашь, кисти, ватные палочки, для украшения салфетки, тесьма |
3 | «Осенняя лунная ночь» | Рисование штрихами | Листы бумаги, гуашь, кисти |
4 | «Осенний натюрморт» | Отпечаток листьями, яблоками | Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки, пастель |
5 | «Ёжик» | Отпечаток листьями, яблоками. Фон - пастель | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки, листья деревьев, яблоки (половинки), пастель, фломастеры. |
6 | «Осеннее настроение» | Акварельная живопись «по сырому» | Листы бумаги, акварель, кисти |
7 | «Рябина» | Двойной мазок, оттиск | Листы бумаги, гуашь, кисти |
8 | «Водопад в горах» | Тычок полусухой жесткой кистью | Листы бумаги, гуашь, кисти |
Ноябрь
№ | Тема | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Осенний пейзаж» | Рисование ватными палочками | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки, пастель |
2 | «Осеннее дерево» | Выдувание трубочкой, тычок полусухой жесткой кистью | Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти, трубочки |
3 | «Морская бухта» | Тычок полусухой жесткой кистью | Листы бумаги, гуашь, кисти |
4 | «Дерево» | Модульный рисунок | Листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, пастель, скотч |
5 | «Дождик» «Зонтик» | Рисование окрашенным шариком Рисование с использованием малярного скотча | Листы бумаги, гуашь, крышка от коробки, шарики Силуэты зонтов, гуашь, кисти, поролон, малярный скотч |
6 | «Фрукты в вазе» | Пуантилизм | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, пастель |
7 | «Парные натюрморты с цветами» | Рисование ватными палочками | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки |
8 | «Парные натюрморты с цветами» (продолжение) | Рисование ватными палочками | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки |
Декабрь
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Заснеженное дерево» | Рисование зубной пастой | Листы бумаги, гуашь, зубная паста, кисти, пластиковые вилки |
2 | «Зима» пейзаж | Пуантилизм | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки |
3 | «Зимний вечер» | Тычок полусухой жесткой кистью | Листы бумаги, гуашь, кисти |
4 | «Деревня в лесу» | Оттиск поролоном, рисование солью | Листы бумаги, гуашь, кисти, соль, поролон |
5 | «Бабочка» | Вологодское кружево | Листы бумаги, гуашь, кисти |
6 | «Зимние пейзажи» | Монотипия | Листы бумаги, гуашь, кисти, доски |
7 | «Еловые ветки» натюрморт | Восковые мелки, свеча + акварель | Листы бумаги, восковые мелки, свеча, акварель, кисти |
8 | «Новогодняя открытка» | Рисование кофе | Листы бумаги, гуашь, кисти, кофе, клей |
Январь
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Красивые снежинки» | Свеча, восковые карандаши + акварель | Листы бумаги, акварель, кисти, свеча, восковые карандаши |
2 | «Зимние узоры» | Монотипия, рисование нитью | Листы бумаги, гуашь, кисти, целлофан, нитки |
3 | «Зимнее дерево» | Печать поролоном, оттиск | Листы бумаги, гуашь, кисти, поролон, печати елок |
4 | «Красота зимы» | Растяжка цвета | Листы бумаги, гуашь, кисти |
5 | «Зимний пейзаж» | Рисование солью | Листы бумаги, гуашь, кисти, клей, соль |
6 | «Зимний вечер» | Граттаж | Картон, кисти, восковые мелки, свеча, гуашь |
7 | «Зимний вечер» (продолжение) | Граттаж | Подготовленная основа, палочки |
8 | «Декоративный зимний пейзаж» | Рисование штрихами | Листы бумаги, фломастеры, простые карандаши |
Февраль
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Незабудки» | Рисование ватными палочками | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки |
2 | «Снеговик» | Печатание | Листы бумаги, гуашь, кисти, печатки |
3 | «Герань» | Рисование окрашенной пеной | Листы бумаги, гуашь, кисти, пена, трубочки |
4 | «Зимний пейзаж» | Рисование пастелью | Листы бумаги, пастель |
5 | «Белая береза под моим окном» | Свеча, восковые мелки + акварель | Листы бумаги, акварель, свеча, восковые мелки |
6 | «Парашютист» | Акварельная живопись «по сырому» Набрызг | Листы бумаги, акварель, кисти, гуашь, зубные щетки |
7 | «Северное сияние» | Тычок сухой кистью, печать поролоном | Цветной картон, гуашь, жесткие кисти, простой карандаш, губка, трафарет белого медведя |
8 | «Город» | Рисование мелом | Листы бумаги, мел, силуэты домов, фломастеры |
Март
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Красивые цветы» | Двойной мазок | Листы бумаги, гуашь, кисти |
2 | «Цветы в вазе» натюрморт | Растяжка цвета | Листы бумаги, кисти, гуашь, трафареты цветов |
3 | «Сказочные цветы» | Оттиск | Листы бумаги, гуашь, кисти, печатки |
4 | «Ландыши» | Печать | Листы бумаги, гуашь, кисти, печатки |
5 | «Тарелочки» | Пуантилизм | Трафареты тарелок, гуашь, ватные палочки, простой карандаш |
6 | «Весеннее утро» | Тычок полусухой жесткой кистью | Листы бумаги, кисти, гуашь |
7 | «Роза» | Двойной мазок | Листы бумаги, гуашь, кисти |
8 | «Мальва» | Отпечаток | Листы бумаги, кисти, гуашь |
Апрель
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Верба» | Пастель, уголь | Листы бумаги, пастель |
2 | Пасхальное яйцо» | Пуантилизм | Овальные формы |
3 | «Звездное небо» | Силуэтное рисование | Листы бумаги, кисти, гуашь |
4 | «Космос» | Монотипия | Листы бумаги, кисти, гуашь, пластиковые дощечки, крышки |
5 | «Весенний круговорот» | Рисование штрихами | Листы бумаги, гуашь, кисти |
6 | «Цветущее дерево» | Набрызг | Листы бумаги, гуашь, кисти, восковые мелки, зубные щетки |
7 | «Цветущая ветка» | Выдувание трубочкой | Лист бумаги Гуашь кисти Трубочки |
8 | «Одуванчики» | Растяжка цвета | Листы бумаги, гуашь, кисти |
Май
№ | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Оборудование |
1 | «Праздничный салют» | Набрызг | Листы бумаги, кисти, гуашь, зубные щетки |
2 | «Сирень» | Оттиск, отпечаток | Листы бумаги, гуашь, губка, целлофан с пупырышками, кисти |
3 | «Подсолнух» | Рисование расплавленным воском | Листы бумаги, восковые мелки, свеча |
4 | «Рассвет» | Растяжка цвета | Листы бумаги, гуашь, кисти |
5 | «Пчелка» | Восковые мелки+ акварель | Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти |
6 | «Бабочка» | Пастель | Листы бумаги, пастель |
7 | «Морской пейзаж» | Тычок полусухой жесткой кистью | Листы бумаги, гуашь, кисти |
8 | «Лето» | Оттиск | Листы бумаги, гуашь, кисти, печатки |
Литература: 1. Т.Н.Доронова, «Дошкольникам об искусстве» учебно-наглядное пособие Москва «Просвещение» 1999г. 2. О.А.Куревина, «Синтез искусств», Линка-Пресс, Москва, 2003г. 3. Н.А.Курочкина, «Дети и пейзажная живопись» времена года, Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2004г. 4. Г.Н.Давыдова, «Пластилинография», анималистическая живопись, Москва, 2007г. 5. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть № 1, Москва, 2008г. 6. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть № 2, Москва, 2008г. 7. О.Никологорская «Волшебные краски», Москва, Аст-Пресс, 1997г. 8. М.Дрезина «Игры на листе бумаги», Москва, 1998г. 9.Т.Я.Яковлева, «Пластилиновая живопись», Москва, ТЦ Сфера, 2010г. 10.Т. С. Комарова «Обучение дошкольников технике рисования», Москва, 2007г. 11. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Санкт – Петербург, КАРО, 2014г. 12. Е. В. Кашникова «Оригинальные техники изобразительной деятельности», Санкт – Петербург, КАРО, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебный мир"(нетрадиционная техника рисования ).
Пояснительная запискаМир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и с...
Рабочая программа кружка "Уроки творчества" ( нетрадиционные техники рисования)
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...
Программа кружка «Волшебные краски» (нетрадиционные техники рисования) в рамках программы “Московское долголетие”
Проект Мэра Москвы "Московское долголетие" предназначен для активных москвичей старшего поколения. Заниматься творчеством никогда не поздно! Нами разраьботана программа кружка "Волшебны...
Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка "Волшебные краски" нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...
Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
Рабочая программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Конспект открытого занятия по сюжетному рисованию в средней группе «Зима в лесу» в рамках программы «Тропинки» с использованием нетрадиционной техники рисования
Конспект открытого занятия по сюжетному рисованию в средней группе «Зима в лесу» в рамках программы «Тропинки» с использованием нетрадиционной техники рисования...