Тема: «Значение режимных процессов в воспитательно-образовательной работе с детьми».
консультация
Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем его успешное обучение в школе. И именно перед воспитателем дошкольного учреждения и стоит задача создать условия взаимодействия, при которых ребенок сможет получить такие знания. Одним из наиболее важных профессиональных умений педагога является организация и планирование режимных моментов. Воспитатель должен последовательно, учитывая возрастные особенности детей, формировать культурно-гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhimnye_momenty_v_dou.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Значение режимных процессов в воспитательно-образовательной работе с детьми».
Цель современного образования – не просто дать детям готовые знания, а создать такие условия, при которых ребенок сам получит знания в процессе активного взаимодействия с окружающим его миром, другими детьми и взрослыми в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. И именно самостоятельно или при помощи взрослого полученные знания и станут основой формирования у ребенка целостной картины мира, готовности его к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем его успешное обучение в школе. И именно перед воспитателем дошкольного учреждения и стоит задача создать условия взаимодействия, при которых ребенок сможет получить такие знания. Одним из наиболее важных профессиональных умений педагога является организация и планирование режимных моментов. Воспитатель должен последовательно, учитывая возрастные особенности детей, формировать культурно-гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения.
Организация образовательного процесса в соответствии с принципами деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых, смысл которой заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Определенная часть образовательной деятельности осуществляется в процессе режимных моментов, например, наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира на прогулке, формирование культурно-гигиенических навыков в процессе умывания, одевания, приема пищи, развитие элементарных трудовых навыков в процессе уборки игрушек, накрывания на стол и т.д.
Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные проявления окружающей жизни вносят свои коррективы в запланированную деятельность. Это может быть и выпадение первого снега, и неожиданное появление радуги, и распустившийся на окне цветок, а также внезапно появившиеся другие вопросы и предложения детей. Однако с целью охраны физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия важно поддерживать определенную размеренность детской жизни, используя стабильные ее компоненты (утренняя гимнастика, систематические занятия, сон, питание, прогулка, игры с использованием разных материалов и форм организации и т.п.) Наряду с этим, не менее важно вносить элементы сюрприза и экспромта, поддерживать собственные интересы детей, чтобы разнообразить их жизнь, сделать ее радостной и интересной. В этом случае дети чувствуют потребность и готовность включаться в деятельность как индивидуальную, так и коллективную.
В каждой образовательной организации режим дня выстраивается в соответствии с особенностями климатических условий, режимом работы родителей, особенностями образовательного учреждения. Режим должен быть гибким. Однако неизменными должны оставаться интервалы между приемами пищи, время приема пищи; обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки.
При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организационных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.
Режим – это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей, тем самым предохраняя нервную систему ребенка от переутомления. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного её вида к другому. Педагогическое значение режимных моментов заключается в том, что они имеют большие возможности для решения задач различных образовательных областей, их интеграции в целостном образовательном процессе.
Культурно-гигиенические навыки – важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с приемом пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. И ежедневное повторение режимных моментов в детском саду воспитывает у детей навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке, а также правильных культурных взаимодействий детей друг с другом и с взрослыми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми нужно стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно усовершенствовались. Таким образом, соблюдение определенных режимных моментов, таких как умывание, причесывание, мытье рук перед едой и после туалета и т. д. формирует у детей привычку, и соблюдение культурно-гигиенических правил становится естественным.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Рассмотрим режимный момент – утренний приём детей. Во время этого режимного момента формируется культура поведения: приветствие, вежливые отношения с взрослыми и сверстниками. Также формируются культурно-гигиенические навыки: контроль внешнего вида, аккуратность прически и одежды. Во время общения детей с воспитателем развивается диалогическая и монологическая речь ребенка, а также формируется настроение на весь день, что очень важно. Проводимая утренняя гимнастика каждое утро в одно и то же время способствует формированию характера ребенка, силы воли, а также имеет закаливающее значение, развивает детей физически, дает положительный заряд и помогает окончательно проснуться.
Следующий режимный момент – приём пищи, который проводится 4 раза в день и состоит из подготовки к приёму пищи и непосредственно самого приёма пищи. Подготовка детей к приёму пищи включает в себя следующие моменты: умывание, сервировка стола дежурными. Во время умывания у детей формируются культурно-гигиенические навыки, а дежурство является формой организации труда детей, видом обязанностей, которые вводятся в детском саду со второй половины 2 младшей группы. Во время приема пищи воспитатель напоминает правила пользования ложкой, вилкой, салфеткой, правильно держать кружку, быть аккуратными и опрятными во время еды, тщательно прожевывать пищу, не разговаривать с полным ртом и другие правила, которые в старшем возрасте войдут в понятие этикет.
Следующий режимный момент – подготовка ко сну включает в себя организацию туалета и раздевание, во время которых формируются культурно-гигиенические навыки детей.
Одним из важных режимных моментов в интегрированном образовательном процессе является прогулка. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Прогулка – это режимный процесс, обеспечивающий активное и эмоционально-положительное состояние детей. Прогулка проводится в любую погоду, в дождь – на веранде. Только сильный дождь, ветер и мороз являются основанием для того, чтобы дети оставались в помещении.
Прогулка состоит из следующих структурных элементов:
наблюдение – познавательное развитие детей;
двигательная активность – физическое развитие ребенка;
индивидуальная работа с детьми (беседы, дополнительные занятия по формированию навыков в лазании, беге, прыжках, метании, продуктивная деятельность);
трудовая деятельность – приобщение к социуму, воспитание чувства ответственности и взаимопомощи;
самостоятельная деятельность детей.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. В образовательном процессе детского сада планируются утренние и вечерние прогулки.
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ"
Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах....
Значение дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Дидактическая игрушка в жизни ребенка....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...
опыт работы по теме : «Ребенок полноправный партнер в воспитательно-образовательном процессе».
Образовательный процесс как взаимодействие — представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов....
Индивидуальный план развития профессионального уровня. Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Индивидуальный план развития профессионального уровня Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.Актуальность. Внедрение ново...
Выступление из опыта работы на тему: «Значение и применение кукол бибабо в работе с детьми первой младшей группы»
Применение бибабо в ДОУ с детьми первой младшей группе...
План воспитательно - образовательной образовательной работы с детьми группы № 6 общеразвивающей направленности до 3 лет жизни
План воспитательно - образовательной образовательной работы с детьми группы № 6 общеразвивающей направленности до 3 лет жизни...