Проект «Возвращение к истокам»
проект (подготовительная группа)
В реализации проекта семья является равноправным субъектом образовательного процесса. В тесном сотрудничестве с родителями осуществляется единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozvrashchenie_k_istokam.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Возвращение к истокам»
(реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
в подготовительной группе
Тип проекта: долгосрочный, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Участники проекта: воспитатели группы, специалисты ДОУ, дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь-май.
Актуальность проекта
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир. Очевидно, что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
В реализации проекта семья является равноправным субъектом образовательного процесса. В тесном сотрудничестве с родителями осуществляется единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников.
Проект «Возвращение к истокам» ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет и их родителей. Мы включили мероприятия, направленные на формирование духовно–нравственных качеств через развитие интереса и внимания к народному искусству, семейным ценностям. Проект учитывает основные принципы ФГОС ДО, которые направлены на поддержку разнообразия детства через организацию различных мероприятий, сотрудничество с семьями воспитанников.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников.
Задачи проекта:
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
- Обогащать словарный запас детей.
- Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Формы работы с детьми:
- Занятия (НОД)
- Игры
- Беседы
- Театрализованные постановки с участием детей.
Формы работы с родителями:
-Анкетирование родителей:
-Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе, изготовлению атрибутов к запланированным мероприятиям с детьми.
-Консультации для родителей;
-Папки-передвижки;
-Индивидуальные беседы с родителями:
-Рекомендации родителям.
-Совместные мероприятия.
Этапы реализации проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап организационный | -обоснование актуальности темы, мотивация еѐ выбора, определение цели и задач проекта; -подбор литературы, пособий, атрибутов; -сбор информации из различных источников по теме; -создание развивающей предметно-пространственной среды в группе; -разработка методического материала по теме. -информирование родителей о задачах и содержании проекта; -вовлечение родителей в совместную работу над проектом; -обогащение предметно-развивающей среды в группе. | Сентябрь |
2 этап основной | -Составление плана проекта, определение сроков реализации; -Разработка конспектов образовательной деятельности, презентаций и видеоматериалов; -Разработка и изготовление практического и наглядного материала; -Взаимодействие с родителями: создание информационного пространства; беседы, консультации с родителями. | Октябрь –май |
3 этап заключительный | -Обобщение результатов работы по проекту; -Анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми; -Презентация опыта работы по проекту. | Май |
План мероприятий проекта
«Возвращение к истокам»
Наименование мероприятий | Содержание мероприятий для родителей | Содержание мероприятий для детей | Сроки | |||
Знакомство родителей с темами проекта «Возвращение к истокам» | Анкетирование родителей с целью выявления потребностей и интересов. Беседы по вопросам воспитания детей в условиях дома | Наблюдение. Игры. Беседы.
| Сентябрь | |||
Моя Родина-моя Россия» Цель: Формировать представления о родном городе и других городах, Формировать первоначальные представления, о государственной символике. Знакомить с бытом россиян в старину. Знакомить с народными промыслами. Познакомить с праздником «День пожилого человека» Создать в группе атмосферу доброжелательности и хорошего отношения. | Оформление папок или тематических альбомов: «Государственная символика», «Москва – столица нашей Родины», «Наш любимый город», «Город родной, мы гордимся тобой!» (достопримечательности города, предприятия нашего города) Оформление дидактической игры «Найди флаг России», «Герб города», «Путешествие по городу» | Разработка и проведение цикла бесед «Мой родной город», «Россия – Родина моя», «Русский национальный костюм» Рисование «Улицы нашего города», «Мой двор», «Центр города» и т.д. Д/игры: «Слушай внимательно, думай старательно», «Выбери правило вежливости», «Подбери слово», «Четвёртый лишний» «Изготовление подарков бабушкам и дедушкам» | Октябрь | |||
Итоговое мероприятие «День пожилого человека» | ||||||
«День народного единства» Цель: формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. | Оформление папки-передвижки «День народного единства». Консультация для родителей «Страницы прошлого читая». Привлечение родителей к подборке наглядности. Выставка «Национальный калейдоскоп» Рекомендации для родителей: «Какие книги о Родине можно почитать детям дома». Участие в мероприятии | Беседа: «Мы такие все разные – давайте, будем дружить» Слайдовая презентация «День народного единения». Конкурс чтецов «Мы разные, но мы едины!» Конкурс рисунков «Наша Родина-Россия» Активная физическая деятельность «Сильные, смелые, ловкие» - эстафеты. Знакомство с играми народов России Развивающая настольная игра «Наша Родина». | Ноябрь | |||
Итоговое мероприятие «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!» | ||||||
«Народные промыслы России» Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности. | Рекомендации родителям по выполнению презентаций по теме «Народные промыслы России». Помощь родителей в организации выставки изделий народных промыслов Разучивание стихотворений, частушек с детьми; Помощь в организации предметно-развивающей среды, организации выставки Проведение консультации «Как познакомить дошкольника с народными промыслами дома?» | Просмотр презентации «История самовара». НОД «История русского народного костюма» Беседы : «Чем играли наши бабушки?», «Русская народная игрушка» Чтение художественной литературы: «Садко»(запись П.Рыбникова, отрывок), «Никита Кожемяка», «Нежно –голубое чудо» (М.Боброва) Дидактические игры «Узнай узор», «Обведи и раскрась», «Русские узоры», «Чей сувенир?», «Собери целое» Рисование, лепка, Аппликация «Росписи» | Декабрь | |||
Итоговое занятие « | ||||||
«Пришли святки, запевай колядки». Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси; Знакомить с православными праздниками; Воспитывать духовно-нравственные чувства; Формировать представление о традициях семьи; Продолжать формировать доброжелательное отношение к окружающим. | «Мастер – класс» для родителей по изготовлению атрибутов к досуговому мероприятию. Ознакомление родителей с информационным материалом на тему «Святки» через папку - передвижку. Рекомендовала побеседовать с детьми о старинных русских обычаях празднования Нового года и Рождества. Разучивание с детьми колядок и стихов по теме. | Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Просмотр презентации: «Рождество Христово». Игры с музыкальным сопровождением: русская народная игра «Метелица»; игра «Плетень»; игра «Бубенцы»; игра «Курилка»; игра «Золотые ворота». Дидактическая игра: Собери картину «К праздничку Христову». | Январь | |||
Итоговое мероприятие «Развлечение Рождественские святки» | ||||||
«Широкая масленица! Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в воспитании ребенка». Мастер-класс «Масленица» совместно с детьми Рецепты приготовления блинов для оформления стенгазеты «Мой рецепт блинов»; Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица». Беседа: «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание поговорок, прибауток, закличек, песен. Организация и проведение русских народных игр и забав. Беседа «Что за праздник, Масленица?» Рассматривание альбома «Масленица» Поговорки про масленицу. Заучивание стих-я «Масленица». Тестопластика «Бублики, баранки». Рассматривание картин русских художников «Ярмарка», Масленица» | Февраль | |||
Итоговое мероприятие «Мастер-класс «Масленица» | ||||||
«Фестиваль Дружбы» Цель: Рассказать и показать детям о многообразии существующих культур на примере нашего детского сада. Педагогические задачи: -Познакомить детей с национальным многообразием нашего детского сада. -Рассказать, дети каких национальностей посещают наш детский сад. -Дать конкретное представление о каждой национальности. -Закреплять представления о дружбе, культуре и традициях. | Домашнее задание: вместе с родителями прочитать в книгах, журналах, энциклопедиях, побеседовать с бабушками, дедушками о своей национальности (история, уклад, традиции, костюмы, кулинария). Найти старые фотографии, картинки отображающие быт каждой национальности. Чтение детям: «Храбрый мальчик»(дагестанская сказка) Принятие участия в утреннике | Творческая продуктивная деятельность: -рисунки на тему:«Я-русский (башкирин, узбек, ногаец)» -изготовление кукол ,в национальных одежде; Составление творческих рассказов «Кто живет рядом?», «Мое любимое национальное блюдо», «Мой национальный костюм»; Демонстрация подвижных национальных игр всех участников проекта. Заучивание с детьми стихотворений народов России. | Март | |||
Итоговое мероприятие «Утренник «Кругосветное путешествие для мам» | ||||||
2 апреля- «День единения народов» Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, окружающим; Знакомить с православными праздниками; Продолжать формировать доброжелательное отношение к окружающим | В.Бороздин «Звездолётчики» Рисование с детьми «Какого цвета доброта». Просмотр мультфильма с детьми «Крошка Енот». Чтение с детьми пословиц и поговорок о здоровье. Ситуативный разговор с детьми «Мои хорошие поступки». | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка». Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Беседы: «Дружба народов», «В здоровом теле здоровый дух», «Загадки космоса» Д/игры: «Да - нет», «Угадай вид спорта», «Назови спорт по показу», «Лото вежливости» Сюжетно – ролевая игра «Исследователи космоса» Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой». Д/и «Хорошо - плохо». Чтение Е. Благининой «Подарок». Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей». | Апрель | |||
Итоговое мероприятие «Выставка поделок «Пасхальное яичко» | ||||||
"Моя семья, родословная моей семьи" Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной. Задачи: Образовательные: 1.Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе и закреплять знания о родственных связях членов семьи; 2. Закрепить умение называть членов семьи; 3. Закрепить знания о качествах семьи; 4.Формирование представлений детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; | Совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы, разучивание с детьми пословиц и поговорок о семье. Составление презентации «Моя семья» | Рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; Д/и «Отгадай загадку» разучивание индивидуальных стихов; разучивание физкультминутки Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять внучат» Работа в тетрадях «Жизненный путь» совместно с родителями | Май | |||
Итоговое мероприятие «Мастер-класс «Кукла-оберег «Подорожница» Выставка «Мое родословное дерево» |
Ожидаемые результаты проекта:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий нравственно – патриотического...
«Организация духовно -нравственного воспитания в рамках образовательной организации». Проект: "Возвращение к истокам"
Духовно- нравственное воспитание наиболее актуально в наше время....
Дидактическая игра "Возвращение к истокам"
Дети 5-7 лет очень любят сказки, стихи, былины. Они привлекают их внимание, становятся любимыми на долгие годы, требуют встречи с ними вновь и вновь. Но практика показывает, что дошкольники сами не сп...
Исследовательско – творческий проект «Славянская кукла – возвращение к истокам»
Паспорт проектаНазвание проекта «Славянская кукла – возвращение к истокам»Тип проекта Исследовательско – творческий.Продолжительность проекта Средней продолжительности.Участник...
Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».
Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ». Воспитат...
Проект "Возвращение к истокам"
Приобщение детей к истокам русского народного творчества посредством изучения культур и традиций народов, проживающих на территории РФ, взаимодействуя с семьями воспитанников....
Проект "Возвращение к истокам"
Цель проекта: Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду....