Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Содержание данной программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включением в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.
Программа «Возвращение к истокам» для детей старшего дошкольного возраста по формированию национального самосознания, приобщению к татарской культуре и развитию социальной уверенности является компилятивной (объединяющий различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным), открытой (допускающей возможность авторских технологий в её реализации).
Цель программы – воспитание у дошкольников уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре, воспитанию национального самосознания и активной гражданской позиции, бережного отношения к природе родного края.
Содержание программы представлено в блоках. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления приобщения к культуре и традициям татарского народа.
Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, семье, республике.
К концу дошкольного детства дети лучше узнают, насколько талантлив татарский народ, и у них развивается чувство гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_vozvrashchenie_k_istokam.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».
Пояснительная записка.
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Содержание данной программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включением в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.
Программа «Возвращение к истокам» для детей старшего дошкольного возраста по формированию национального самосознания, приобщению к татарской культуре и развитию социальной уверенности является компилятивной (объединяющий различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным), открытой (допускающей возможность авторских технологий в её реализации).
Отбор содержания различных аспектов гражданственности, приобщение к которой возможно на протяжении дошкольного детства, осуществлён со следующими принципами:
- Принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений; стимулирование познавательного интереса детей; формирование основ научного мировоззрения;
- Принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
- Принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально – значимого и одобряемого поведения;
- Принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания по блокам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний;
- Принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщённого представления о гражданственности;
- Принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания гражданственности в разных разделах воспитательно-образовательного процесса, и в разных видах деятельности.
Цель программы – воспитание у дошкольников уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре, воспитанию национального самосознания и активной гражданской позиции, бережного отношения к природе родного края.
Содержание программы представлено в блоках. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления приобщения к культуре и традициям татарского народа.
Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, семье, республике.
К концу дошкольного детства дети лучше узнают, насколько талантлив татарский народ, и у них развивается чувство гордости за свою Родину.
I блок.
«Родной дом – родине начало».
Задачи:
- Дать понятие дошкольникам о доме (йорт) – маленькой Родине – жилище для семьи.
- Помочь узнать своё место в семье, доме, ближе познакомиться со своими родственниками и друзьями.
- Научить дошкольников культуре поведения в обществе, в детском саду, дома.
Цель:
Развивать у детей коммукативные умения; расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать к ним любовь; формировать представления о представителях разных профессий, их труде, закреплять знание детьми профессии родителей и других членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку. Продолжать формировать уважение к традициям татарского народа, знакомить детей со старинной татарской одеждой; уточнить детали одежды, их функциональное назначение и преобразование, вспомнить, из какой ткани шили одежду; способы изготовления ткани в старинные времена и сейчас; продолжать знакомить с орнаментом в татарской одежде; вызывать и поддерживать интерес к этнической музыке.
Моя семья.
- Понятие о доме. Сколько домов моей улице, кто там живёт. Соседи по дому. Национальный состав соседних семей. Внешний вид домов. Конкурс «Чей дом красивее? В чём его красота?».
- Моя семья. Родители, братья, сёстры. Дедушки и бабушки. Традиции взаимоотношений в семье. Уважение к старшим, забота о младших. Моя семья за столом (место каждого, правила поведения за столом).
- Домашние семейные дела. Уют в доме. Мужской, женский и детский труд в семье. Моё место в семейных делах.
- Моя фамилия, её происхождение. Самая знаменитая семья (фамилия) нашего дома (микрорайона), встреча с ней. Старинные и современные татарские народные игры и развлечения (подвижные игры с бегом, прыжками, мячом, со словами, песнями, хороводом). Разучивание их.
- Старинный и современный детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, скороговорки. Разучивание их.
- Праздники семьи.
- Национальные блюда.
- Выставка поделок «Вместе с папой и мамой».
Мои родственники и друзья.
- Мои родственники со стороны матери, отца, кем они приходятся мне и другим членам моей семьи. Близкие и дальние родственники.
- Мои отношения с близкими и дальними родственниками; взаимопомощь, взаимоподдержка; приглашение родственников в гости, угощать их.
- Мои родственники, проживающие в моём городе, районе, республике. Поддержание связей с ними.
- Наши родственники, проживающие за пределами Татарии. Наши связи с ними, поздравления с праздниками, переписка; соблюдение этики общения.
- Участие в чествовании родственника - юбиляра или празднование каких – либо других торжеств.
- Близкий друг, друзья. Совместные игры и развлечения, общие интересы.
- Участие в подготовке и проведении дня рождения своего друга. Твой подарок. Практическая помощь в приготовлении праздничного обеда, сервировка стола (приготовление национальных блюд).
- Откровенный разговор на тему: «Каких друзей я хочу иметь» или «Могу ли я гордиться своими родственниками».
Мой город.
- Мой город, его название. Соседние города. Чем отличается мой город от соседних. Экскурсия по своему и соседним городам.
- Внешний вид моего города и её отдельных улиц. Мой вклад в благоустройство и озеленение моей улицы. Осенне-весенняя посадка цветов на клумбах около домов.
- Природа, окружающая мой город. Местная топонимика: названия лугов, полей, лесов, речек и родников.
- Простейшие наблюдения за изменениями погоды(по ветру, солнцу, облакам).Приметы и поверья татар о погоде.
- Дикие и лекарственные растения. Сбор лекарственных трав.
- Население моего города. Основное его занятие. Выдающиеся деятели или знаменитые люди моего города, их труд (сбор материалов для альбома). Родной (основной) язык жителей моего города. Учреждения культуры: спорткомплекс, Дом культуры, музеи, исторический заповедник, ипподром, кинотеатры и т. д.
- Детский фольклор моего города(старинные и современные народные игры и развлечения, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, волшебные сказки). Могу ли я сегодня гордиться своим городом и его людьми.
- Животный мир нашего края.
Я - среди друзей.
- Я – член своей семьи. Моё место в семье, доме, детском саду. Взаимоотношения с членами моей семьи, детского сада.
- Внешний облик девушки – татарки, её характер. Старинная и современная женская одежда (составление альбома женской одежды). Известные женщины-татарки.
- Внешний облик юноши-татарина, его характер. Старинная и современная мужская одежда. Известные мужчины-татары.
- Диспут на тему: «Каким сегодня я вижу моих друзей-девочек и мальчиков». Татарский фольклор о поведении девочек и мальчиков в обществе. Правила поведения в общественных местах.
- Традиции уважительного отношения к друзьям, людям старшего и младшего поколений; самосовершенствование личности; умение давать оценку своим словам и поступкам.
- Кем и каким быть, когда вырастешь. Твоё место в обществе.
- Традиции общения: приветствие, прощание, гостеприимство, благодарность, соболезнование, сочувствие, разбор конкретных ситуаций.
- Культура речи, красота и богатство родного языка.
- Что такое хороший человек, беседа о людях, оставивших в народе добрую память о себе.
- Народные приметы, их значение в жизни человека.
- Твоя родословная.
- Татарская кухня.
- Старинные игры.
II блок.
Знакомство с татарской народной культурой.
Задачи:
- Углубление знаний детей о деревне и селе, знать исторические особенности его развития.
- Научить сравнивать характерные особенности старой и современной деревни.
- Помочь дошкольникам стать знатоками и патриотами своей малой родины.
Цель:
Познакомить детей с историей татарского народа: бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес у детей жить в Татарстане, в татарской деревне, крестьянской избе; продолжать формировать уважение к традициям татарского народа, к человеку-труженику, результатам его труда и с условиями жизни татар в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились. Продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм татарского фольклора. Познакомить с традиционным народным прикладным искусством, народными мастерами и умельцами из родного края, а также с творчеством профессиональных художников и композиторов.
Татарская усадьба.
- Понятие об усадьбе (йорт), её составных частях (мунча - баня, баз- погреб). Крестьянская усадьба в прошлом и теперь. Расположение усадеб в деревне.
- Выбор места для усадьбы, её планирование. Образование новой усадьбы (яна ой). Помощь – древняя традиция коллективной работы по строительству дома, кладке печи.
- Строительный инвентарь и орудия труда. Обычаи, поверья, обряды, связанные с домом, усадьбой, надворными постройками; загадки, песни, сказки и другие произведения фольклора, связанные с постройкой усадьбы.
- Роли хозяина и хозяйки в содержании и ведении дома. Инвентарь избы: стол, стулья, полати, скамейки, резные шкафчики, обычаи, связанные с ними.
- Внешнее оформление дома, способы украшения. Деревенские мастера по украшению домов.
- Усадьба – семейная крепость. Двор, огород, ворота, чистота и ухоженность усадеб в деревне. Что можно сказать о семье по внешнему виду усадьбы.
- Праздник новоселья в прошлом и теперь. Приход гостей, их благожелания, подарки, веселье.
Татарская деревня.
- Понятие о деревне и селе. История родной деревни от возникновения до наших дней. Жители деревни. Ветераны войны и труда. Известные люди – выходцы из твоей деревни.
- Внешний вид деревни. Чистота и опрятность улиц. Изменения в облике деревни (положительные и отрицательные).
- Занятия жителей деревни. Сельские профессии (традиционные и современные). Обычаи и обряды, связанные с профессией.
- 4. Традиции питания в деревне. Традиционные и современные блюда в меню односельчан. Обычаи угощения соседей и т. д.
- Деревенские праздники и развлечения: «Сукага чыгу – выход на пашню (первая борозда)», праздник земледельца, приготовления к нему и праздновании этого праздника в прошлом и сейчас.
Практические задания.
- Названия рек, ручьёв, протекающих около вашей деревни.
- Язык жителей вашей деревни.
- Опишите праздники вашей деревни.
- Какие пословицы и поговорки чаще употребляются в вашей деревне.
Наш район.
- Природа района: характеристика ландшафта. Наиболее красивые места. Памятники природы. Исторические места. Хозяйство района, его вклад в республиканское хозяйство.
- Локальные (районные) особенности татарской речи, одежды, пищи.
- Краткая этнокультурная характеристика других народов, живущих в районе деревнями (русские, татары, крещёные татары, марийцы, удмурты и народы других национальностей).
- Нравы и быт наших предков.
- Народные праздники в районе (обзор), более подробно о Сабан туе (или принять участие в подготовке праздника, его реклама).
- Район известен делами людей: поговорим о прославленных земляках (составим альбом для музея, по возможности организовать встречу с кем – либо из них).
Чувство прекрасного у народа.
Развитие чувства прекрасного у детей – знакомство с традиционным народным прикладным искусством, народными мастерами и умельцами из родного района, а также с творчеством профессиональных художников и композиторов.
- Традиционные виды женского рукоделия: вязание, вышивание. Названия узоров, их источники, традиционные цветовые сочетания; способы вязания и вышивания. Изготовление пуховых подушек, перин, тюфяков. Знакомство с изделиями мастериц – землячек. Выставка – конкурс собственных изделий. Ознакомление с ткацкими станками различных типов и принципами их работы. Демонстрация старинных деревенских тканых изделий. Внутреннее убранство дома – национальная гордость татарских женщин.
- Мужские ремёсла: деревообработка (резьба, долбление). Украшение жилища усадьбы (ворот, наличников, окон, перил). Выделка шкур, кожи. Изготовление домашней утвари. Встреча с народными мастерами. Выставка – конкурс собственных изделий. Мастера – скульпторы – гордость нашего края.
- Песенное искусство народа, отношение народа к песне и её исполнителям; песни, выражающие идеал общественной жизни татар – жить в мире и согласии.
- Хореографическое искусство народа: ознакомление с наиболее распространёнными танцевальными движениями и правилами. Их разучивание.
III блок.
Земля – наш общий дом.
Задачи:
- Воспитание у дошкольников чувства уважения к своей республике, её народу и природе.
- Способствовать формированию у дошкольников нравственно – эстетических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере вековых традиций народа.
- Воспитание культуры межнационального общения.
Цель:
Формировать самосознание дошкольника, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре Татарстана;
воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего, продолжать накапливать опыт восприятия произведений прикладного искусства. Формировать патриотические чувства; закрепить знания государственных символов страны, простейшие географические представления о стране, уточнить понятия «богатая», «большая», «родная страна». Воспитывать любовь к природе и животному миру Татарстана, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу Татарстана.
Народные традиции – прошлое и будущее.
- Население города и района (татары, удмурты, крещёные татары, русские, марийцы и т. д.). Внешний облик, характер, своеобразие культуры.
- Народные промыслы.
- Татарская одежда. Конструирование и моделирование современной татарской одежды. Конкурс моделей.
- Народный календарь.
- Традиции, связанные с выдающимися событиями в жизни народа.
- Татарские народные праздники: «Рамазан», «Науруз», «Сомбелэ», «Сабан туе», «Нардуган», «Каз омэсэ» и другие.
- Традиционные культуры поведения.
- Трудовые традиции.
- Семейные традиции.
- Устное народное творчество.
Мой родной Татарстан.
- Татарстан – мой край родной: географическая и демографическая характеристики республики, её административное деление. Экология и охрана здоровья. История культуры края в разные периоды. Особенности быта населения. Реки: народные традиции отношения к реке; обряды, связанные с рекой, экологические проблемы современности. Лес: народные традиции отношения к лесу.
- Народное богатство и народное хозяйство; промышленная и сельскохозяйственная продукция. Люди трудовой славы. Знаменитые земляки. Города моей республики.
- Профессиональные ансамбли, творческие союзы, театры, музеи, газеты, журналы, книжные издательства.
- Общественные движения в Татарстане.
- Международные экономические и культурные связи.
Анкета.
Какие стороны национальной культуры Вы хотели бы развить в ребёнке.
- Знание обычаев, традиций.
- Знание народных промыслов.
- Знание татарского языка.
- Знание татарской литературы.
- Знание истории татарского народа.
- Знание творчества писателей, композиторов – земляков.
- Знание татарских народных песен и игр.
- Знание фольклора татарского народа.
- Знание творчества татарских художников и художников – земляков, выходцев из Елабужского народа.
- Татарский театр: его особенности и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Возвращение Красной Шапочки домой"
Занятие направлено на:- формирование произвольности психических процессов, развитие внимания, мелкой моторики, графомоторных навыков,- развитие межполушарного взаимодействия , межанализаторных...
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по социокультурным истокам. Тема: «Старание и терпение»
Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.Задачи:1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных це...
"У Байкала мы живем". Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр.
Дидактические игры, в ознакомлении с национальной культурой, делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребенку получить собственный опыт. Все дидактические игры вхо...
Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"
Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры"Истоки"
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"...
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...