Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
материал
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «Дружная семейка»
Тема: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Уважаемые родители! Чтобы детство наших детей было счастливым, основное и главное место в их жизни должна занимать игра. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. И сегодня мы хотим Вас познакомить с играми, которые помогут Вам в домашних условиях развивать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Что такое мелкая моторика? Это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. А развитие мелкой моторики рук – это развитие мелких мышц пальцев рук.
С развитием мелкой моторики развивается: память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства.
Многим детям сложно манипулировать мелким предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие.
Чтобы добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков нужно развивать моторику рук у ребенка.
Но просто делать упражнение малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Один из них – пальчиковые игры, сопровождаемые чтением стихотворений. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.
Например : «Моя семья»;
«Пальчики»
1,2,3,4,5
Вышли пальчики гулять
1,2,3,4,5
В домике спрятались опять
(поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
В эти игры мы играем с детьми в группе, они не только развивают моторику, но и, конечно, речь, память.
Для развития мелкой моторики можно использовать различные крупы: манка, фасоль, горох, гречку.
Дети очень любят игры с крупами. Это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить.
Но здесь очень важно помнить о технике безопасности. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше всего использовать в играх фасоль и более крупные крупы. Манка успокаивающе действует на ребенка и способствует развитию воображения.
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Предложите ребенку найти клад в крупе. Для этого надо переворошить всю крупу. Можно посчитать сколько нашли игрушек (конфеток), поговорить об их цвете и форме. А кроме того, это очень увлекательно – искать клад.
Игра «Золушка»
Если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое зернышко от большого. Раскладывать крупинки можно в тарелочки разного цвета и формы, тогда будет возможность закрепить и эти понятия.
Очень дети любят играть с прищепками. Эта игра развивает не только моторику, но и творческое воображение. А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. Я предлагаю вам сейчас включить всю свою фантазию и воображение и из цветного картона и прищепок сделать свое изображение. (Яблоко, ежик, тучка, елочка и т. д.)
Чрезвычайно полезное занятие для ребенка – застегивать и расстегивать всевозможные пуговицы, кнопки, крючочки и молнии. Такие упражнения развивают мелкую моторику руки малыша. А чтобы у ребенка появился интерес к различным застежкам, облеките их в игровую форму. Постепенно покажите ребенку, как можно расстегивать и застегивать молнию на своей одежде, справляться с пуговицами, а позже и с завязыванием шнурков. Ведь самообслуживание – это навык, который необходим ребенку и дома и в садике. Начните развивать моторику с самого простого – с липучек, потом добавьте кнопки. А затем уже и пуговицы с молнией.
Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Игры – шнуровки могут быть как простыми бессюжетными, так и сложными, требующими выполнения действий в определенном порядке, содержащими большое количество маленьких деталей, которые прошнуровываются к основе(яблоки и листики на спине ежика). Для детей раннего возраста лучше использовать простые игрушки, выполненные из дерева. Сначала объясняем и показываем, как играть со шнурками, затем предлагаем ребенку попробовать, помогаем им.
Массажеры бывают разными. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Детям очень нравится катать шарики в руках. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Разминка с массажным мячиком:
Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)
Есть в печке тесто (перекладываем в левую руку)
Я для милой мамочки (сжимаем мяч двумя руками)
Испеку два пряничка (круговые движения между ладонями).
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук. Массаж рук ребенка, а именно внутренней поверхности ладоней, можно использовать не только поглаживанием, но и с использованием различных предметов – это карандаши или фломастеры.
Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямлены и направлены вперед. Начните прокатывать карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек.
Обратите внимание, для игры лучше выбрать карандаш с граненой поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.
Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу:
Вперед, назад и как хочу!
Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя познает окружающий мир, отличный помощник в общении с ребенком.
Пальчиковый театр – это представление с использованием миниатюрных кукол, надеваемых на пальчик рук. Он обладает очень важными качествами и незаметно из игры превращается в развивающее средство. Театр на пальчиках помогает дифференцировать движения пальцев. Вначале предложите ребенку поиграть только одним пальчиком, затем 2-3 на одной руке. Помимо развития моторики рук, театр на пальчиках поможет развить речь детей, их воображение, расширит представления об окружающем мире.
Очень хорошим тренажером для развития пальчиков является закручивание и откручивание крышек от пластиковых бутылок и картонных коробок из-под молока, кефира и т. п. Игры с пробками не сложно изготовить самостоятельно, они яркие, красочные, привлекают внимание малышей.
В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет.
Мы сегодня познакомились с вами лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....
План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...