Готовность к школе: что это?
консультация (подготовительная группа)

Ракина Юлия Андреевна

Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д.

Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту проблему обстоятельно со всех сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx903.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Готовность к школе: что это?»

Вот ребенок ходил в детский сад, а теперь он собирается идти в первый класс. Это два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества.

Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д.

Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту проблему обстоятельно со всех сторон.

Виды готовности ребенка к школе

Традиционно различаются следующие виды готовности ребенка к школе:

  • психологическая,
  • личностная,
  • мотивационная,
  • интеллектуальная,
  • речевая,
  • физиологическая,
  • физическая

Все эти виды в своей совокупности должны соответствовать должному уровню, для возможности обучаться и легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.

Психологическая готовность ребенка к школе

Так, при беседах с детьми на вопрос: «А почему ты хочешь идти в школу?», многие из них отвечали приблизительно так: «Я же уже большой и поэтому хочу учиться». Они, в этом возрасте видя, что взрослые, говоря об учебе, относятся к этому очень серьезно, сами начинают осознавать, что вступают в новый период жизни, который важен для их родителей. Проще говоря, ребенок, психологически готовый к обучению на новом уровне, уже стоит на первой ступени к становлению взрослым человеком.

Категорически не рекомендуется заставлять ребенка с мучениями и слезами выполнять задания из школьной программы, пугать плохими оценками и негативным социальным окружением.

Дошкольник еще не знает конкретно, что такое школа, он черпает информацию со слов взрослых. Родители необходимо заинтересовать ребенка, показать ему, что именно обучение сможет показать ему какой большой и интересный мир, рассказать, сколько нового и неизведанного он сможет узнать. Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя сложнейший комплекс составляющих, которые являются результатом воспитания и развития ребенка в период до 6-7 лет.

Личностная готовность ребенка к школе

Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Происходит внутренняя перемена, и ребенок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один цикл в его жизни – детский сад, «маленькое детство» и начинается другой – «более взрослый этап». Это очень важный процесс осознания, без которого адаптация к школе может проходить с определенными осложнениями. Личностная готовность ребенка к школе – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.Naughty Boy Cartoon Stock Illustrations – 1,034 Naughty Boy Cartoon ...

Мотивационная готовность ребенка

Большую роль тут играет мотивационная готовность ребенка к школе, когда он руководствуется определенными мотивами, объясняя свое желание идти в школу. Такими мотивами будут являться: учебный (пойду, потому что мне нравится учиться), познавательный (иду, потому что хочу получать новые знания), позиционный (хочу заниматься важным делом, буду это делать как взрослый). Мотивами, говорящими о несоответствующей подготовке будут: игровой (буду ходить в школу, потому что там много ребят, с которыми можно играть), социальный (ходить надо, чтобы потом на работу устроиться и зарабатывать) и внешний (придется учиться, так как мама заставляет).

Психическая готовность ребенка к школе

Готовность психики ребенка определяется его внутренним миром, который успел сформироваться за период от 3 до 6 или 7 лет. Именно за это время дети начинают получать максимум уже хорошо осознаваемой информации. Так, окружающая их действительность уже не сводится только к дому, родителям, друзьям по детскому саду. Она начинает расширяться до пределов города и страны, а также приглашает войти в пространство взрослых отношений. Именно в дошкольном возрасте дети мыслят образными представлениями, используя во всем творческий подход и элементы игры. Постепенно они начинают осознавать себя как личности и приобретают способность к внутреннему и самостоятельному контролированию своего поведения. Происходит принятие этических норм, формирование мировоззрения и малыш окончательно формируется как личность, готовая к общению в социуме с соблюдением правил этого социума.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Для успешного обучения без выраженного напряжения дети должны интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Здесь речь идет, во-первых, об их общих познаниях, связанных с окружающим миром, общественной жизнью и определенных навыках счета, знания букв и т.д. Во-вторых, очень важно умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Необходимо наличие способности находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения. Конечно же, в таком возрасте еще нет логического мышления, в каком виде оно присутствует у взрослых, но это уже его прототип, хотя по сути это высшая форма пока что только образного мышления.

Так, совершенно не трудно оценить интеллектуальную готовность ребенка к школе с помощью обычного разговора. Ребенок должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и о своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире – как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться. Многие взрослые считают, что этот процесс познания и развития ребенка протекает сам собой при помощи вопросов, которые задает он сам. Это не так. Дети получают ответы, которые потом оказываются не связанными в одну систему никаким образом, поэтому и не возникает единой картины мира. Именно поэтому родители должны обеспечить правильную и полную подачу информации своим детям, которую они смогут анализировать и воспринимать во всей совокупности и взаимосвязи всех ее частей.

Речевая готовность ребенка к школе

Речевая готовность ребенка к школе является важнейшим интеллектуальным показателем развития. Это надо обязательно помнить всем родителям. Не обладающие развитой речью, школьники, как правило, не справляются должным образом и с письмом.

Если речь не разборчива из-за проблем в звукопроизношении, то обязательно надо обратиться к логопеду, для того чтобы специалист смог исправить эту проблему. Кроме этого, существует масса специальных упражнений, которыми можно заниматься дома, излишне не напрягая детей, а осуществляя это в виде игры.

Бывает и так, что словарный запас, недостаточно велик, так, по норме считается, что он должен содержать не менее 1500–2000 слов. Тут необходимо уточнить, что ребенок обогащает свою речь путем подражания окружающим его людям. Это означает, что если родители будут сознательно много и правильно разговаривать или читать вместе с детьми, то данной проблемы наблюдаться не будет.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Очень важным аспектом является так называемая физиологическая готовность ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. В возрасте 7 и 8 лет, детский организм достаточно интенсивно развивается и, к концу первого класса ребята, как правило, выравниваются и догоняют друг друга по вышеуказанным показателям.

Очень часто родители считают, что их ребенка ко всем трудностям подготовит детский сад. В чем-то это утверждение верно, но никакие дошкольные учреждения не смогут дать любовь, понимание, показать маленькому человеку, что он является личностью, если рядом не будет понимающих и помогающих родителей, возникнет проблема готовности ребенка к школе.

Лучше не допустить появление проблемы, чем потом долго искать пути ее решения, а иногда и безуспешно. Если хоть один из вышеуказанных видов готовности (психологический, мотивационный, психический и т.д.) не будет соответствовать должному уровню, и родители не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо сразу же обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет, исходя из профессионального опыта, помочь ребенку преодолеть необходимые барьеры и покажет родителям каким образом в дальнейшем можно избежать подобных ошибок.

Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности и в силах родителей помочь ребенку быть более подготовленным к новой для него социальной ситуации развития – школьной жизни.

С Уважением, педагог-психолог МБДОУ д/с №14

Юлия Андреевна Ракина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....