«Игры с детьми ОВЗ на развитие координации и ориентировки в пространстве»
консультация
«Игры с детьми ОВЗ на развитие координации и ориентировки в пространстве»
Игры и игровые упражнения с мячом — это разновидность активности детей и вместе с тем школа разнообразных умений и навыков. В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики), умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно, ребёнок становится более ловким, сильным.
Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта.
Данный мастер-класс направлен на развитие умение ориентироваться в пространстве при помощи игр с мячом.
Игра «Маленький и большой мяч»
Задача игры. Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой».
Пособия. Маленький и большой мячи.
Ход игры. Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.
Игра «Какой рукой дальше?»
Задание: прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад).
Игра "Какой рукой точнее? "
Задание: попасть мячом в цель, например: в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения: дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)
Игра "Какой рукой быстрее? "
Задание: собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.
Игра "Вратарь"
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции логопеда. Логопед: В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними . И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.
Игра «Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). Логопед: От ворот — поворот Вправо и наоборот.
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе Я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене.
Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает Ребенку следующие задания: • Какой обруч находится слева (справа)? • Стукни три раза мячом в правый обруч. • Стукни четыре раза мячом в левый обруч. • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи.
Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.
Упражнение «Мячик — об пол и поймай — да смотри же, не роняй»
Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.
«Справа, слева я стучу — перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Справа — два, а слева — три, Справа трижды повтори, Справа — раз, а слева — два: Не запутался едва.
«Я по стульчику стучу и по полу — где хочу!»
Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции воспитателя, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_detmi_ovz_na_razvitie_koordinatsii_i_orientirovki_v_prostranstve.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры с детьми ОВЗ на развитие координации и ориентировки в пространстве»
Игры и игровые упражнения с мячом — это разновидность активности детей и вместе с тем школа разнообразных умений и навыков. В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики), умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно, ребёнок становится более ловким, сильным.
Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта.
Данный мастер-класс направлен на развитие умение ориентироваться в пространстве при помощи игр с мячом.
Игра «Маленький и большой мяч»
Задача игры. Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой».
Пособия. Маленький и большой мячи.
Ход игры. Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.
Игра «Какой рукой дальше?»
Задание: прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад).
Игра "Какой рукой точнее? "
Задание: попасть мячом в цель, например: в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения: дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)
Игра "Какой рукой быстрее? "
Задание: собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.
Игра "Вратарь"
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики. Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции логопеда. Логопед: В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними . И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне.
Игра «Попади в ворота»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.
Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.
Ход игры. По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). Логопед: От ворот — поворот Вправо и наоборот.
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе Я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене.
Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»
Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает Ребенку следующие задания: • Какой обруч находится слева (справа)? • Стукни три раза мячом в правый обруч. • Стукни четыре раза мячом в левый обруч. • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»
Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.
Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи.
Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч: Я вдоль обручей иду, В каждый обруч попаду. Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.
Упражнение «Мячик — об пол и поймай — да смотри же, не роняй»
Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.
«Справа, слева я стучу — перепутать не хочу!»
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Справа — два, а слева — три, Справа трижды повтори, Справа — раз, а слева — два: Не запутался едва.
«Я по стульчику стучу и по полу — где хочу!»
Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции воспитателя, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения направленные на развитие зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве с использованием пособии:
Игры и упражнения направленные на развитие зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве с использованием пособии:...
Нетрадиционное спортивное оборудованиеНетрадиционное спортивное оборудование «Дорожка для прыжков» Использование: -прыжки с поворотом вправо, влево, на одной ноге. Цель: -развивать ловкость, координацию движения, ориентировку в пространстве.
Использование нетрадиционного спортивного оборудования...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Познавательное развитие: «Временные отношения, ориентировка в пространстве»
Дети в интересной игре запоминают названия дней недели.Они учаться эксперементировать с водой и сами приходят к выводу, что при переливании воды из одного сосуда в другой, количество воды остается неи...
Дидактические игры по развитию математических способностей. Ориентировка в пространстве
Дидактические игры по развитию математических способностей. Ориентировка в пространстве...
Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...
Игры на развитие внимания и ориентировки в пространстве
Игра в старшей логопедической группе...
Индивидуальное занятие с детьми 5-6 лет по теме: «Ориентировка в пространстве»
Занятие на ориентировку в пространстве....