Игры на развитие связной речи для детей с ТНР
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
1.Игра «Закончи предложение»
Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, «Девочка поливает (цветы)»; «Мальчик бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Бабушка испекла (торт)».
Упражнение «Составь рассказ по картинке»
Задача: развить связную речь детей.
Оборудование: сюжетная картинка.
Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Затем ребёнок сам без помощи взрослого составляет рассказ по картинке.
2.Игра «Назови профессию»
Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий. Оборудование:сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий:продавец,повар,учитель,шофер,строитель,парикмахер,художник, пожарник, врач.
Ребенок рассматривает картинку и составляет предложение об обязанностях человека данной профессии. Например: «Врач лечит людей». «Повар варит».«Шофер водит машину». «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
3. Игра «Моя семья»
Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок отвечает полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
4.Игра «Где спрятан предмет?»
Задача: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.
Оборудование:предметы,игрушки Взрослый прячет любой предмет где-либо в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как его найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи карандаш на полке, между куклой и машинкой. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный карандаш и ответить полным предложением, где находился предмет: «Карандаш был на полке между куклой и машинкой.
5.Упражнение «Маленькое нужное слово»
Задача: продолжать знакомить детей со значением в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, мебель), сюжетные картинки.
Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи книгу (на) стол. Тетрадь лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
6.Упражнение «Составь рассказ по серии картинок»
Задача: развить связную речь детей.
Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, разложить их правильно по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-639988-1599657720.jpg)
Игры по развитию связной речи у детей старшей группы
В материале представлена картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156262-1354448884.jpg)
«Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»
Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-816726-1509278475.jpg)
Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста
Выступление на родительском собрании "Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1002803-1572465762.jpg)
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной под...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-615022-1428152398.jpg)
Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-232023-1536585054.jpg)
Игры на развитие связной речи у детей старшей группы
Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 летИгры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет...