Игры на развитие связной речи у детей старшей группы
картотека по развитию речи на тему
Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247.5 КБ |
![]() | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие связной речи у детей старшей группы
№ п/п | Название игры, упражнения | Цель, задачи игры | Библиография | ||
Тема: «Части тела» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Найди отгадку» «Рассказ Незнайки» «Скажи что-нибудь о картинке» «Что в чудесном мешочке?» | Учить выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказатель-стве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи. Учить детей работать с деформирован-ным текстом; высказывать разные точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос. Учить детей составлению небольшого описательного рассказа о предметах гигиены. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. | Алексеева М.М., Яши-на В. И. Методика развития речи и обу-чения родному языку дошкольников, с.340 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 108 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.43 | ||
Тема: «Семья» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Две сестренки» «Скажи точнее» «Наша семья» «Звонок на работу маме (папе)» «Маленький помощник» «Два брата» «Радио» | Развивать у детей связную речь: умение описывать внешность, одежду, использо-вать в рассказах сравнения Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах Развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану). Закрепить навыки культурного диалога по телефону. Уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям. Учить детей составлять рассказ по плану. Учить детей объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Учить детей составлять описательный рассказ о членах своей семьи, развивать монологическую речь. | Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.39 Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 57 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 52 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.88 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.224 Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.14 Из опыта работы | ||
Тема: «Время года (осень, зима, весна)» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | «Нравится – не нравится» «Убери лишнюю» «Когда это бывает?» «Когда это бывает?» «Про погоду» «Соберемся на прогулку» | Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать связную речь, воображение. Продолжать учить детей доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений. Учить детей составлению рассказа по сюжетной картинке. Учить детей составлению описательного рассказа Учить детей составлять рассказ по картинкам. Закрепить представления детей о прис-пособлении людей к сезонным измене-ниям в природе. Развивать связную речь. | Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 111 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.133 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.57 | ||
Тема: «Деревья» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Почтальон принёс посылку» «Придумай загадку о дереве» «Опиши, а мы отгадаем» «Расскажи про дерево» «Загадай, мы отгадаем» | Учить детей описывать плоды деревьев и кустарников и узнавать их по описанию. Увеличивать активный словарный запас, учить описывать деревья, выделяя их характерные признаки. Учить детей составлять загадки-описания о деревьях и кустарниках. Учить детей составлять описательный рассказ о дереве, развивать связную речь. Учить детей описывать предметы и находить их по описанию. | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Овощи-фрукты» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» «Запомни и нарисуй» «Писатель» «Собираем урожай» «Повар» «А ты что любишь?» «Садовник» «Опиши предмет» «Рассказ про помидор» «Магазин» «Самый главный фрукт» «Что снаружи, что внутри» «Что в корзинку мы берем?» «Собери урожай» «Посылка из деревни» | Ориентироваться на партнера; обраща-ться к нему с высказываниями-побуж-дениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог. Свободно общаться в процессе выпол-нения совместного рисунка; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Формировать умение составлять неболь-шие рассказы на тему, предложенную воспитателем. Учить детей составлять небольшой рассказ о блюде, приготовленном из овощей. Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь Закреплять у детей навык составления описательного рассказа. Учить детей сравнению и описанию предметов (на примере овощей по цвету, форме, на ощупь). Учить детей составлению описательного рассказа. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Продолжать совершенствовать диалоги-ческую форму речи; учить в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища. Развитие связной речи, закрепление знаний о свойствах различных фруктов. Учить детей составлять загадки-описания об овощах (фруктах). Учить детей составлять рассказ о том, как выращивают фрукты (овощи). Учить детей составлять описательный рассказ о подарке, о людях, вырастив-ших его. | Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 231 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 232 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.43 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.44 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.45 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 115 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.46 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.47 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.48 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.61 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.63 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.54 | ||
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | «Оденем кукол на прогулку» «Потерялся поясок» «Ателье» «Ателье» «Кому что нужно» «Писатель» «Магазин» «Ателье» «Бюро находок» | Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчи-ненные предложения. Совершенствовать навык описания предметов одежды (платьев, пальто, курток и др.). Упражнять детей в классификации пред-метов одежды по сезонному признаку (зимняя-осенняя, летняя-весенняя). Учить связно описывать предмет, изо-браженный на картинке Учить детей составлять описательные рассказы, руководствуясь планом; закреплять представления детей о рассказе Закрепить знание детей о различных предметах одежды, учить объяснять свой выбор; развивать умение поддерживать непринужденную беседу. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлению описательного рассказа Формирование навыков диалогической речи. Учить детей описывать одежду, выделяя её существенные признаки; развивать связную речь | Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.32 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.31 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербо-вой, с.18 Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.81 Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.128 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.50 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52 Из опыта работы | ||
Тема: «Игрушки» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Рассказываем вместе» «Магазин игрушек» «Музей игрушек» «Вам посылка» «Вопрос - ответ» «Вежливые поиски» «Бюро находок» | Помочь детям уяснить план описания куклы; учить детей, составляя самостоятельное описание, руководство-ваться планом, предложенным воспита-телем, рассказывать подробно и интерес-но, избегая повторов. Учить детей подробно составлять описа-ние игрушек, придерживаясь плана, предложенного педагогом. Образовывать наименования действую-щего лица по роду деятельности. Учить детей составлять описательный рассказ. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее. Учить детей подробно рассказывать о характерных признаках игрушек; активизировать речь. | Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.36 Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.58 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.76 Из опыта работы | ||
Тема: «Детский сад» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Рассказ про Витю» «Малыши» «Кто больше увидит?» «Кукольный детский сад» «Собираемся на прогулку» | Закреплять усвоение детьми слов в предложении. Учить детей пользоваться сложносочиненным предложением с союзом потому что. Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке. Формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера с опорой на сюжетные картинки. Учить детей составлять рассказ по следам продемонстрированного действия | Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 71 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 92 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 112 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.36 Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.9 | ||
Тема: «Профессии. Инструменты» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | «Угадай, кем и где я работаю» «Мишка-музыкант» «Киоск открыток» «Писатель»
«Все трудятся» «Да и нет» «Звонок в поликлинику» «Кем работает моя мама (мой папа)?» «Кто нас лечит?» «Кто быстрее построит дом?» «Магазин» «Почта» «Кем быть?» «Дом, в котором ты живешь» | Закрепить знания детей о профессиях; учить составлять рассказ по картинке Соотносить названия музыкальных инст-рументов и музыкальных специальнос-тей; совершенствовать диалогическую форму речи. Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлять короткие рассказы на заданную тему; употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой актив-ности; совершенствование навыка диалогической речи Обогащение содержания самостоятель-ных детских игр. Закрепление навыка диалогической речи (телефонного разго-вора). Выработать у детей навык самостоятель-ного составления рассказа. Учить детей рассказывать о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Развивать связную речь. Учить детей составлять рассказ о совместном труде строительных рабочих разных специальностей. Учить детей составлять описательные загадки о предполагаемой покупке. Углублять знания детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работ-ников почты. Развивать связную речь детей. Учить детей составлять рассказ о предмете. Углублять знания детей об особенностях труда строителей. Учить составлять описательный рассказ об инструментах, необходимых строителю для работы. | Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.71 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 123 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 54 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.89 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.58 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.69 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.46 | ||
Тема: «Зимующие и перелетные птицы» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Писатель» «Кто прилетел к кормушке» «Составь рассказ» «Попугай Петруша» | Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа. Обучение составлению описательного рассказа по схеме. Учить детей пересказывать текст с наг-лядной опорой в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий. | Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.67 Журнал «Обруч» № 3, 2006., с.24 Ткаченко Т. А. Лого-педическая тетрадь, с.19 | ||
Тема: «Новый год» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Дед Мороз» «Отгадай, какой подарок» «Как дети встречали праздник ёлки в детском саду» «Угадай, кем я был на празднике ёлки» | Учить детей правильно использовать глаголы в речи, обогащать их словарь. Упражнять детей в описании предметов по представлению. Упражнять детей в составлении рассказа из личного опыта (по плану). Учить детей составлять загадки-описания, развивать связную речь. | Игры в логопедичес-кой работе с детьми / под ред. В. И. Сели-верстова, с. 48 Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Зимние забавы» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Снеговики» «Придумай загадку» «Расскажи о зимней прогулке» «Так или не так» | Учить детей составлять описательный рассказ о предмете; совершенствовать умение свободно общаться в процессе совместной работы; обмениваясь мате-риалами, доброжелательно обращаться с просьбой. Учить детей составлять загадку-описание о предметах, используемых в играх-забавах. Учить детей составлять короткий рассказ по продемонстрированному действию. Развивать умение отличать реальное от выдуманного, речевую активность. | А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75 Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Дикие и домашние животные» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | «Как лучше сказать» «Угадайте, где мы были» «Размытое письмо» «Бывает - не бывает» «Лес – двор» «Человек и животные» «Зоопарк» «Животные (домашние или дикие) в загоне» «Зоологический музей» «Справочное бюро» «Писатель» «Кого я видел в зоопарке» «Звери заблудились» «Три медведя» «Хитрый мышонок» «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме (в лесу)» «Расскажи о домашних животных и их детенышах» «Радио» (домашние животные) | Учить подбирать близкие и противопо-ложные по значению слова разных час-тей речи к заданной ситуации; состав-лять повествовательный рассказ. Совершенствовать речь детей; активизи-ровать мышление, развивать воображе-ние, чувство юмора при составлении небылиц. Упражнять впридумывании концовки рассказа. Учить детей рассуждать, обосновывать свое согласие или несогласие с выска-зываниями партнера. Соблюдать очеред-ность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа. Развивать умение детей поддерживать непринужденную беседу. Закреплять умение пользоваться прос-тым распространенным предложением с прямым дополнением. Развивать навык диалогической речи. Учить детей составлению короткого описательного рассказа. Закреплять у детей навык составления описательного рассказа. Учить задавать вопросы, опираясь на карточки-символы; совершенствовать диалогическую форму речи. Закреплять представление детей о животных. Закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами просьбы. Учить детей составлению описательного рассказа. Выработать у детей навык составления самостоятельного рассказа. Учить детей составлять рассказ по образцу. Обучать детей способам диалогического общения: ориентироваться на высказы-вания партнера, пересказывая сказку, соблюдать очередность, доброжелатель-но обращаться к товарищу. Учить детей умению свободно общаться в процессе рассматривания картинок; рассуждать, аргументировано высказы-ваться; рассказывая, соблюдать очеред-ность. Формировать умение детей составлять небольшие рассказы на тему, предло-женную воспитателем. Учить детей составлять рассказ по плану. Учить детей составлять описательный рассказ о животном с использованием схемы. | Развитие речи и твор-чества дошкольников / Под ред. О. С. Уша-ковой, с. 56 Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.87 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 119 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 237 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 39 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 73 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 113 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 114 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.48 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.75 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.63 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.66 А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.71 А. Г. Арушанова / Дошкольное воспита-ние № 11, 1999., с.75 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.156 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.157 Из опыта работы | ||
Тема: «Транспорт» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | «Выставка автомашин» «Транспорт» «Писатель» «Путешественник» «Старик Хоттабыч» «На чем я путешествую?» | Учить детей составлять рассказы-описания различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них Учить детей составлять рассказ по картинке, используя в речи предлоги в, на. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Формировать навык составления коротких рассказов на заданную тему. Развитие связной речи, закрепление навыка использования в речи приста-вочных глаголов. Учить детей составлять описательный рассказ о различных видах транспорта. | Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детс-кого сада, с.103 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 82 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.58 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.60 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.50 | ||
Тема: «День защитников Отечества» | |||||
1. 2. 3. | «Что я подарю папе на праздник» «Разложи картинки и составь рассказ» «Расскажи о папе» (по фотографии) | Учить детей составлять короткий описа- тельный рассказ с опорой на наглядность Учить детей составлять короткий описа- тельный рассказ по серии сюжетных картинок. Учить составлять описательный рассказ о папе | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Мамин праздник» | |||||
1. 2. 3. | «Что я подарю маме на праздник» «Расскажи о маме» (по фотографии) «Мы – помощники» | Учить детей составлять короткий описа- тельный рассказ с опорой на наглядность Учить детей составлять описательный рассказ о маме. Учить детей составлять рассказ из личного опыта по плану. | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Комнатные растения» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Кактус» «Узнай цветы» «Предложения - по картинкам» «Расскажи про цветок» «Звонок в цветочный магазин» | Обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации). Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовы-вая их с существительными в роде, числе, падеже. Учить детей составлять распространен-ное предложение по сюжетной картинке. Учить детей составлению описательного рассказа. Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной информации: вежли-во задавать вопросы и выражать просьбы. Закреплять правила ведения разговоров по телефону. Дать детям образцы выполнения этих правил. | Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 228 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 43 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 72 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 116 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.85 | ||
Тема: «Город. Дом и его части» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Хорошо - плохо» «Узнай, где я нахожусь» «Почта» «Знатоки» «Интервью о родном городе» «Наш город» «Где я живу?» | Знакомить детей с противоречиями окружающего мира; развивать вообра-жение; упражнять в объяснительной речи Закрепить знания детей о достопримеча-тельностях родного города; учить составлять описательный рассказ по картинке (открытке) Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реаги-ровать на них. Закреплять знания о родном городе. Учить детей вести диалог с исполь-зованием различных диалогических реплик. Закреплять представления о родном городе. Учить детей составлять рассказ по картинкам. Учить детей при составлении рассказа использовать свои знания о родном городе, его своеобразии, достопримеча-тельностях. Развивать связную речь. | Воробьева Т. А., Кру-пенчук О. И. Мяч и речь, с. 74 Алешина Н. В. Озна-комление дошкольни-ков с окружающей действительностью. Старшая группа, с.120 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.35 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.90 Шипицына Л. М. Азбука общения, с.231 Артемова Л. В. Окру-жающий мир в дидак-тических играх дош-кольников, с.67 | ||
Тема: «Квартира. Мебель» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Смешинки» «Писатель» «Магазин» «День рождения Маши» «Кто узнает?» | Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлению описательного рассказа. Уточнять представления детей о наз-начении различных предметов; развивать диалогическую речь. Учить составлять рассказ по образцу. Учить детей сравнивать и описывать предметы. | Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.49 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.56 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.57 Селиверстов В. И. Речевые игры с деть-ми, с.268 | ||
Тема: «Посуда» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Да и нет» «Угадай, какой предмет загадали» «Писатель» «Магазин» «Бюро находок» | Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности; совершенствовать навыки диалогической речи. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание; развивать диалогическую речь. Учить детей составлению описательного рассказа по плану. Учить детей составлению описательного рассказа. Учить детей составлять описательный рассказ о наиболее характерных признаках посуды; активизировать речь. | Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.46 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52 Васильева С. А, Соко-лова Н. В. Логопеди-ческие игры для дош-кольников, с.52 | ||
Тема: «Продукты питания» | |||||
1. 2. 3. 4. | «Мама поручила дочке приготовить обед» «А ты что любишь?» «Угощайся пирожком» «» | Обогащать речь детей существительны-ми высокой степени обобщения (продук-ты, жидкость и т.д.), глаголами, новыми грамматическими формами, совершенст-вовать произносительные навыки. Учить детей спрягать глаголы; развивать диалогическую речь Учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение. | Методика развития ре-чи детей дошкольного возраста / Л. П. Федо-ренко, Г. А. Фомичева и др., с. 150 Игры в логопедичес-кой работе с детьми / Под ред. В. И. Сели-верстова, с. 55 Бизикова О. А. Раз-витие диалогической речи у дошкольников в играх, с.78 | ||
Тема: «Спорт» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Киоск открыток» «Расскажи о виде спорта» «Найди, о ком расскажу» «Мама, папа, я – спортивная семья» «Расскажи, чем занимаются спорт- смены» | Соотносить наименование действий и названия спортивных специальностей. Учить детей составлять короткий рассказ о каком-либо виде спорта с опорой на наглядность. Учить детей составлять описательный рассказ о спортсменах. Учить детей составлять рассказ из личного опыта (по плану). Учить детей составлять короткие рассказы о спортсменах. | Арушанова А. Г. Речь и речевое общение де-тей, с. 124 Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы | ||
Тема: «Насекомые» | |||||
1. 2. 3. | «Опиши, мы отгадаем» «Писатель» «Муха-цокотуха» | Учить детей составлять описательный рассказ о насекомом с использованием схемы. Учить детей придумывать рассказ о насекомом и подробно и связно рассказать о нём, используя схемы. Учить детей пересказывать сказку по частям, используя в качестве нагляднос- ти иллюстрации. | Из опыта работы Из опыта работы Из опыта работы |
Библиография:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
- Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников./ Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992.- 96 с.
- Арушанова, А. Г. Сверстники: обучение диалогу. / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999.- № 11.- С.68-76
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей./ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 272 с.
- Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх / О. А. Бизикова, Н. С. Малетина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2007. – 120 с.
- Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников. / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – М.: Школа-Пресс, 1999.- 80 с.
- Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики./ Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб.: КАРО, 2003.- 96 с.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада./ В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Макарова, Ю. Карманы для кубика. / Ю. Макарова, Г. Галиева, Н. Гильманова // Обруч.- 2006.- № 3.- с.24
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144 с.
- Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми. / В. И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 1994.- 344 с.
- Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. / Т. А. Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.- 32 с.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Г. С. Швайко / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
- Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.- 384 с.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИТУЮЩЕГО ВИДА № 46 «Кот в сапогах»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ИГРЫ
НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
г. Нижневартовск
Предварительный просмотр:
Тема | Название игры | Цель, задачи | Источник |
1.Части тела | «Нарисуй портрет друга словами» | Учить составлять описательный рассказ по схеме. | (Из опыта работы) |
«Загадки-отгадки» | Учить выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи | Алексеева М.М., Яшина В.И. Развитие речи и обучения родному языку дошкольников, с.340. | |
« Ох, уж эти чистюли» | Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о предметах гигиены. | Игры в логопедической работе с детьми, В.И. Селивёрстов, с.108 | |
2.Семья | «Есть у меня братишка» | Вовлекать детей в содержательное общение со сверстниками, побуждать к высказываниям из личного опыта, рассуждению. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - с. 204.- 230 |
«Самый главный» | Учить детей озвучивать своего героя изображенного на картинке, описывая его по схеме от 1 лица и заканчивая словами «Я самый главный». Формировать умение вести скоординированный диалог между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Скажи точнее» | Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. | Развитие речи и творчества дошкольников. О.С. Ушакова, с.57 | |
«Наша семья» | Развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану) | Игры в логопедической работе с детьми, В.И. Селивёрстов, с. 52 | |
«Звонок папе или маме на работу» | Закрепить навыки культурного диалога по телефону. Уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям. | Шипицина Л.М. Азбука общения, с.224 | |
3.Осень
| «Путешествие колоска «Когда это бывает?» | Учить составлять связный рассказ с опорой на картинки, отражающие последовательность событий. Учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картине. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»стр 123, 124, 125, 127, 133 Игры в логопедической работе с детьми. В.И. Селивёрстов, с. 111 |
«Чей рассказ лучше?» | Формировать умение высказывать свою мысль связно, непрерывно, логично | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»стр 123, 124, 125, 127, 133 | |
«Нарисуй картину словами»
| Учить составлять связный рассказ по картине Продолжать учить составлять | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр 123, 124, 125, 127, 133 | |
«В саду осенью» | Учить составлять связный рассказ по картине и вопросному плану | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр 123, 124, 125, 127, 133 | |
Творческое рассказывание «Писатель» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Когда это бывает?» | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке | В.И. Селеверстов «речевые игры с детьми» с.267 | |
Расскажи по цепочке («Осень» И. Соколов-Микитов) | Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 13с. | |
4.Деревья
| «Волшебное окно (листопад)» | Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр стр136, 139 |
«Помоги Лесовичку» | Формировать умение составлять рассказы описания. Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр стр136, 139 | |
Упражнение «Кто какой?» | Развивать мелодико-интонационные и темпоритмические характеристики речи, воображение детей. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
Игра-драматизация «Спор деревьев» | Применять знания в практике речевого общения. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Писатель» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
5.Овощи | «В саду осенью» по картинке и вопросному плану | Развивать умение составлять рассказ по картинке | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» стр125, 130, |
«Агроном» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Овощевод» | Учить детей составлять рассказ описание по плану. | Васильева С.А., СоколоваН.В. Логопедические игры для дошкольников, с.47 | |
«Самый главный «Я» | Развитие связной речи, закрепление знаний о свойствах различных овощей | Васильева С.А., СоколоваН.В. Логопедические игры для дошкольников, с.48 | |
«Забывчивый покупатель» | Формировать навык составления описательного рассказа по опорной схеме о предмете не называя его. Развивать связную речь. | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.271 | |
«Рассказ про помидоры» | Упражнять детей в составлении описательного рассказа | Из личного опыта | |
«Похвальбушки» | Учить составлять сравнительный рассказ по опорным схемам. | Артемьева Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, | |
«Повар» | Совершенствовать умение в составлении описательных загадок об овощах | Артемьева Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.63 | |
«Вам посылка» | Учить составлять рассказ о том как выращивают овощи | Артемьева Л.В.Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.54 | |
6.Фрукты (ягоды) | «Писатель» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» |
«Забывчивый покупатель» | Формировать навык составления описательного рассказа по опорной схеме о предмете не называя его. Развивать связную речь. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Что вкуснее?» «Что я съел?» «Повар» | Учить составлять сравнительный рассказ по опорным схемам. | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.267 | |
«Вам посылка» | Учить составлять сравнительный рассказ по опорным схемам. | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 53с. | |
Расскажи с другом («Ягодознание» Н.Сладков) | Учить пересказу с использованием природоведческой литературы, по опорным схемам | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 53с. | |
7.Одежда. Обувь. Головные уборы | «Юные писатели» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» |
«Бывает – не бывает» | Учить обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Формировать умение соблюдать очередность речевых действий. Упражнять в поддерживании диалога при составлении коллективного рассказа | А.Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» с 237 | |
«Вам посылка» «Похвальбушки» «Ателье» | Совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по опорным схемам. Учить детей составлять описательные рассказы, руководствуясь планом; закреплять представления детей о рассказе | Из личного опыта Алёшина Н.В. Ознакомление с окружающей действительностью Старший дош. возрас. 128 | |
«Магазин» «Журналист» | Учить детей описанию предметов, формировать диалогическую речь. | Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников, с.52. | |
«Модный приговор» | Упражнять детей в классификации одежды, головных уборов, обуви. Учить составлять описательные рассказы о предметах, учить объяснять свой выбор; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу. | Из личного опыта | |
8.Игрушки | «На машине» | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, побуждать задавать друг другу вопросы и отвечать на них, участвовать в совместном рассказывании. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -238 с. |
«Кто узнает?» | Учить детей сравнивать и описывать предметы | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.268 | |
«Моя любимая игрушка» | Учить отбирать факты из личного опыта; рассказывать связно полно выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. | О.С. Ушакова Занятия по развитию речи в детском саду с.323 | |
«Магазин игрушек» | Учить детей подробного описания игрушек, придерживаясь плана, схемы, предложенного воспитателем | Журнал «Дошкольное воспитание» Н.С.Малетина Л.Пономарёва | |
9.Детский сад | «Кто больше увидит» | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке | В.И. Селеверстов «речевые игры с детьми» с.267 |
«Я б в профессию пошел, пусть меня Научат» | Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, побуждать задавать друг другу вопросы и отвечать на них, участвовать в совместном рассказывании. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). .- 238 с. | |
«Кукольный детский сад | Продолжать формировать умение вести координированный диалог, Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками | Из личного опыта | |
«Прогулка» | Учить детей составлять рассказ по следам продемонстрированного действия | Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь, с.9 | |
«Что сначала, что потом» | Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 238 с. | |
10.Школа и школьные принадлежности | «.Все клены стали рыжие, и ни один не дразнится…» | Вовлекать детей в совместный разговор. Учить поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них. Составлять короткие сочинения. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи).- 245 с. |
| «Мне теперь не до игрушек» | Учить детей поддерживать диалог со взрослым и сверстниками; высказываться на темы из личного опыта; совместно сочинять небольшие истории с фантастическим содержанием. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 245 с. |
«Цепочка» | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным | О.С. Ушакова Занятия по развитию речи в детском саду с.299 | |
11.Профессии
| «Кем я хочу быть?» |
Упражнять в составлении связного описательного рассказа с опорой на картинки. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с171, 172 |
«Волшебные значки» | Формировать умение составлять описательный рассказ по символам | Из личного опыта | |
«Кем работает моя мама (мой папа)?» | Выработать у детей навык самостоятельного составления рассказа | Артёмова Л.В. окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 58 | |
«Почта» | Углублять знания детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты. Развивать связную речь | Артёмова Л.В. окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 69 | |
«Кто нас лечит?» | Учить детей рассказывать о том, какую помощь оказывают больному человеку в поликлинике, больнице, в аптеке; что делает врач, медсестра, санитарка, провизор (аптекарь). Развивать связную речь. | Артёмова Л.В. окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 60 | |
«Похвальбушки» (Сравнение профессий) | Закреплять умение составлять сравнительный рассказ по «урезанным» опорным схемам. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Писатель» | Совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
12.Зимующие птицы | «Телепередача «В мире птиц» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»с219 |
«Спасатели птиц» | Упражнять детей в составлении описательного рассказа о птицах с использованием плана. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Сравни птиц» Составление рассказа по опорному плану | Закреплять умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –33с. | |
Расскажи другому» («Клесты» И. Соколов-Микитов) | Обучать пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. – 13с. | |
Расскажи по цепочке («Дятел» М.Пришвин | Учить пересказывать текст по плану
| В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. – 17с. | |
«Доктор леса» | Упражнять детей описывать птицу с опорой на схему | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. – 21с. | |
«Кто сидит на дереве?» | Совершенствовать умение описывать зимующих птиц по плану | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. –21с | |
13. Зима | Телепередача «Зима пришла» | Учить составлять последовательный связный рассказ с использованием в качестве плана серию сюжетных картинок. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с165, 167, 168, 192, |
«Цепочка» | Упражнять связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль, грамматически правильно оформлять свои высказывания. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Дружные объекты» П П | Формировать умение детей «по цепочке»— связывать словесно между собой какие-либо объекты на картинке. | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.267 | |
Пересказ сказки «Почему мы не боимся зимы?» (по ролям) | Закреплять умение детей пересказывать диалоги от имени разных лиц: птиц, зверей, рыб, людей, детей | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.267 | |
«Фокусник» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –20с. | |
«Кто больше увидит» | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке | Из личного опыта | |
«Когда это бывает?» | Обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 47с. | |
Расскажи по цепочке (Ушинский «Четыре желания») | Учить составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на наглядные картинки | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. – 9с. | |
Расскажи по цепочке («Четыре художника. Зима» Г.Скребицкий) | Учить составлению короткого рассказа по данному началу и плану с опорой на наглядные картинки | ||
Посмотри в окно («Здравствуй, зимушка – Зима») | Обучать связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –47с. | |
14. Новый год | «Нарисуй картину словами» | Упражнять в составлении рассказа по сюжетной картинке. Формировать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с173, 174, 185 |
«Как мы ходили на елку» С | Составление рассказа по личному опыту Учить детей составлять связный рассказ по личному опыту. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. Применять полученные знания в практике речевого общения. | Из личного опыта | |
«Пересказ текста по картинному плану» | Учить детей придумывать предложения, с которых начнется рассказ. Выбирается лучший вариант | В.И. Селеверстов «речевые игры с детьми» с.267 | |
«Пересказ с творческим заданием» | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке | В.И. Селеверстов «речевые игры с детьми» с.267 | |
«Кто больше увидит» | Учить пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. –32с. | |
15. Зимние забавы | «Телевизор» | Учить располагать картинки в нужной последовательности и самостоятельно составлять короткие рассказы | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с176, 180, |
Составление картинки «Зимние забавы» и рассказа по ней | Упражнять умение составлять картинку, задавать вопросы и строить грамматически правильные ответы на них. | В.И. Селеверстов «речевые игры с детьми» с.267 | |
«Журналист» | Составлять предложения и объединять их в рассказ. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль | Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.58 | |
Кто больше увидит | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке | О.С. Ушакова Занятия по развитию речи в детском саду с.306 | |
Рассказывание по картине «Вот так покатался!» | Учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга, | Из личного опыта | |
«Снеговики» | Учить детей составлять описательный рассказ о предмете; совершенствовать умение свободно общаться в процессе совместной работы. | А.Г.Арушанова /Дошколное воспитание № 11, 1999 с.75 | |
16. Домашние животные | «Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи» | Учить детей самостоятельно составлять короткие тексты-описания. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 220 с. |
«Рисуем кино» | Закрепить представления детей о структуре рассказа. Вовлекать в сочинение коротких текстов (по окончанию, переложенному взрослым). Побуждать детей задавать друг другу вопросы и отвечать на них. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -240 с. | |
«Спор животных | Учить последовательному пересказу литературного текста | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.25 | |
«Радиорепортаж: Животные (домашние или дикие) в загоне» | Закреплять у детей навык описательного рассказа | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.269 | |
Рассказывание из серии «Домашние животные» | Учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествующие события, | О.С. Ушакова Занятия по развитию речи в детском саду с.306 | |
17. Домашние птицы | Составление рассказа «Птицы улетают» | Учить составлять рассказ-описание и вводить его в повествовательный текст. Закреплять умение пересказывать текст, подбирать слова-признаки и слова-действия. Формировать умение оценить свой рассказ и рассказ товарища. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с182 |
«Говорю красиво и правильно» «Бывает- не бывает» | Учить подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации; составлять повествовательный рассказ. Учить детей рассуждать, обосновывать своё согласие или несогласие с высказыванием партнёра. Соблюдать очерёдность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа | Развитие речи и творчества. Арушанова А.Г. с.56 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей, с. 237. | |
18. Дикие животные наших лесов | «Репортаж дятла» | Учить детей составлять короткие сюжетные рассказы, используя картинки фланелеграфа. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 222 с. |
«Как животные готовятся к зиме» | Учить составлять рассказ по заданному началу. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с142, 144, 145, 146 | |
Игра-драматизация «Как животные готовятся к зиме» | Совершенствовать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»с142, 144, 145, 146 | |
Игра-драматизация «Ворона и заяц» | Развивать умение детей пересказывать диалоги героев сказки. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с142, 144, 145, 146 | |
Составление загадок по картинному плану | Упражнять в составлении рассказов-загадок по картинному плану . | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с142, 144, 145, 146 | |
«Чего недоставало белке?» | Учить детей рассуждать, используя сложноподчиненные предложения; задавать друг другу вопросы и отвечать на них. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 223 с. | |
«Еж» | Вовлекать детей в общий разговор. Учить перессказывать сказку близко к тексту; сочинять короткий текст по предложенной теме; задавать по тексту вопросы и отвечать на них | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - М.: Мозаика-синтез, 2004.- 242 с. | |
Л.Н.Толстого «Белка прыгает с ветки на ветку» | литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает) | грамматического строя речи). - 242 | |
Расскажи с другом (Н.Сладков «Отчего у лисы длинный хвост?») | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Занятия по развитию речи в детском саду с.345
| |
Расскажи по цепочке («В берлоге» И.Соколов-Микитов) | Учить пересказывать рассказ по плану. Упражнять в выделении смысловых отрывков в тексте рассказа и составлении плана | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. –6с. | |
«Дикие животные» | Совершенствовать умение составлять рассказ о животных, по набору картинок с последовательно развивающемся действием. | В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Развитие связной речи. – 36с. | |
«Зоопарк» | Закреплять у детей навык составлению описательного рассказа | В.И.Селивёрстов, с. 114 Игры в логопедической работе с детьми | |
19. Дикие животные юга и севера | По деревьям бойко скачут, в зоопарке всех дурачат… | Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Учить составлять короткие описания; | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). -225 с |
«Животные потерялись» | Обучать способам диалогического общения; ориентироваться на высказывания партнёра, пересказывая сказку, соблюдать очерёдность, доброжелательно обращаться к товарищу | А.Г. Арушанова /Дошколное воспитание №11, 1999 с.75 | |
Пересказ сказки «Лиса и Журавль» | Упражнять в пересказывании сказки близко к тексту с опорой на серию сюжетных картинок. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. Объяснять смысл пословиц и поговорок и, применять их. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» М -2006, с202, | |
Игра-фантазия «Сочинялка» | Воссоздавать сюжетную ситуацию на основе прослушанного текста и наглядной опоры. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с202, | |
«Сказка про льва» | Учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.256 | |
«Зоопарк» | Учить составлять короткий описательный рассказ | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.269 | |
20. Транспорт | Составление рассказа по серии картинок «Кто вежливее» | Учить составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения»с156, 158, 162, 189, 190, |
«Моделирование реальных событий» | Учить определять главную мысль текста и придумывать заголовок. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с156, 158, 162, 189, 190, | |
Составление рассказа «Транспорт» по картинке | Упражнять в составлении рассказа по картинке. Определять главную мысль текста и придумывать заголовок к нему. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с156, 158, 162, 189, 190 | |
Игра «Чей рассказ интереснее?» | Учить сочинять рассказ по воображению на заданную тему. Связно, непрерывно, логично высказывать ..свою мысль | Из личного опыта | |
«Дорисовывание кляксы и придумывание рассказа» | Развивать воображение и связную речь | Из личного опыта | |
«Телерепортаж» | Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.268 | |
«Кто узнает?» | Учить детей сравнивать и описывать предметы | Васильева С.А. Соколова Н.В. Логопедические игры для джошкольников, с.58 | |
21. День защитника Отечества | Пересказ по серии сюжетных картинок «Собака-санитар» | Закреплять умение пересказывать текст по серии сюжетных картинок. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с196, 198 |
22. Мамин праздник | «8 Марта» | Формировать умение связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с204 |
Игра «Мамины помощники»» | Учить детей пересказывать текст с наглядной основой и в виде сюжетных картин, отображающих последовательность событий | Ткаченко Т.А.Логопедическая тетрадь, с.19 | |
Похвальбушки | Составлять связный рассказ по представлению. Применять полученные знания в практике речевого общения. | Из личного опыта | |
23. Комнатные растения. Цветы | «Фантазеры» | Учить составлять рассказ по началу и концу | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.270, 272 |
«Садовник» | Закреплять у детей навык описательного рассказа | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.270 | |
«Узнай цветок, расскажи про него» | Учить детей составлению описательного рассказа | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.272 | |
«Шмель и цветок» | Продолжать совершенствовать диалогическую речь; учить в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарищей | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.252 | |
24. Город | «Чья история интереснее?» | Учить составлять рассказ на основе частично представленной наглядной опоры. | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.250 |
«Хорошо-плохо» «Корреспондент» | Учить детей вести диалог с использованием различных диалогических реплик. Закреплять представления о родном городе. Учить детей составлять описательные рассказы по фотографиям. | Бизикова О.А.Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.90 Шипицина Л.М. Азбука общения, с.231 | |
«Мой город» | Учить детей при составлении рассказа использовать свои знания о родном городе, его достопримечательностях. Развивать связную речь | Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с.67 | |
«Мое любимое место в городе» | Учить детей связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Из личного опыта | |
25. Дом и его части | «Нарисуй словами дом» | Составлять связный рассказ по серии картинок, с пропуском одного сюжета темы. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 236 с. |
Новоселье | Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. Определять главную мысль текста и выражать ее в заголовке. Воссоздавать сюжетную ситуацию на основе частично представленной наглядной опоры. | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 236 с. | |
26. Квартира. Мебель. Электроприборы | «В мебельном магазине» | Учить детей составлению описательного рассказа по плану | Васильева О.А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.49 |
Пересказ текста «по цепочке» | Учить детей сравнивать и описывать предметы | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» | |
«Кто узнает?» | Упражнять в составлении связного рассказа по представлению. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.268 | |
«Магазин» | Учить детей составлению описательного рассказа | Логопедические игры для дошкольников, с.56 | |
27. Посуда | «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая» | Учить составлять короткие тексты-рассказы | Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей (формирование грамматического строя речи). - 221 с. |
«Да-нет» | Совершенствовать навыки диалогической речи. Знакомство с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизация речевой поисковой активности. | Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.44 | |
«Юные писатели» | Учить детей составлять описательный рассказ по плану. | Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников, с.52 | |
28. Продукты питания | «Чья история интереснее?» | Упражнять в составлении рассказа по серии картинок с одной пропущенной | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.270 |
«Чьё блюдо вкуснее?» | Учить детей диалогической речи. Освоение умений формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание | Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у дошкольников в играх, с.46 | |
«Кто узнает что за блюдо?» | Учить детей сравнивать и описывать предметы ( продукты питания). Развивать связную речь | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.268 | |
29. Перелетные птицы | «Кот и цыплята» | Учить составлять связный рассказ по серии картинок, изображающих начало и конец сюжетного действия. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. Воссоздавать сюжетную ситуацию на основе частично представленной наглядной опоры. Формировать умение творчески дополнять рассказы. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с147, 149,153 |
«Писатель» | Учить составлять связный рассказ по серии картинок, изображающих начало и конец сюжетного действия. Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Утка и утята» | Учить детей пересказывать текст связно, непрерывно, последовательно. Развивать связную речь | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.257 | |
30. Весна | «В парке весной» «Дорисуй весну словами» «Чей рассказ интереснее?» | Закреплять умение составлять рассказ по представлению. Определять главную мысль повествования и выражать ее в заголовке. Контролировать произношение в самостоятельной речи | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с232, |
«Писатель» | Учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. | Т.А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» | |
«Когда это бывает?» | Учить детей составлению рассказа по сюжетным картинам | Игры в логопедической работе с детьми Селивёрстова В.И., с.111 | |
«Когда это бывает» | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке | В.И. Селеверстов «Речевые игры с детьми» с.267 | |
31. Праздник Победы | Составление рассказа из личного опыта «Как я ходил на праздник Победы» | Учить детей воссоздавать сюжетную ситуацию из личного опыта. | Е. А. Лапп «Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет с нарушением зрения» с147 |
32. Спорт | «Писатель» | Упражнять в составлении рассказа по серии картинок с одной пропущенной | В.И. Селеверстов «речевые игры с детьми» с.287 |
«Похвальбушки» | Учить детей составлять сравнительный описательный рассказ по опорной схеме | Из личного опыта | |
33. Насекомые | Расскажи по цепочке («Первая охота» В.Бианки) | Закреплять умение пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. – 60с. |
Картотека
дидактических игр и упражнений
по развитию связной речи для детей
подготовительной к школе группы
Нижневартовск 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-639988-1599657720.jpg)
Игры по развитию связной речи у детей старшей группы
В материале представлена картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-816726-1509278475.jpg)
Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста
Выступление на родительском собрании "Игры для развития связной речи для детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-615022-1428152398.jpg)
Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Связная речь - одна из важный составляющих на пути к успеху. Очень важно развивать связную речь именно в дошкольном возрасте. Предлагаю вам красочно оформленную картотеку игр на развитие связной речи,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/30/picture-151155-1527685261.jpg)
Авторские игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Даётся фото и описание нескольких самостоятельно придуманных игр на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-998765-1570382088.jpg)
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»
Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).Рассказывание о литературном персонаж...