Консультации по духовно-нравственному воспитанию
консультация (младшая группа)

Зубкова Ольга Вячеславовна

Как научить ребенка любить Родину?

Как воспитать в ребенке доброту?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx206.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

(младший дошкольный возраст)

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков | «ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ  БИБЛИОТЕКА»

Как научить ребенка любить свою Родину?

     

 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
      Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
      В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

       Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, одним из которых является чувство Родины.
      Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

       Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, при этом особо выделяя наиболее характерное и важное для данной местности.
      Любой край, область, город и даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, город. Прежде всего, это  история, традиции, достопримечательности, памятники, лучшие люди.

       Исходя из опыта работы, могу сказать, что в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

       Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
      Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
      Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, и, следовательно,  воспитанию любви к своей стране.

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

           В дошкольном возрасте воспитание любви к Родине – это прежде всего воспитание в ребенке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности. Если ребенок ни к чему не привязан, как научить его патриотизму? Это будет здание на песке. Воспитывать чувство привязанности к дому, к детскому саду, к любимому уголку, игрушке. Чтобы у малыша были вещи, которые он любит, о которых вспоминает. Знакомя ребенка с улицей, на которой он живет, рассказать о том, кто строил дома, магазины, библиотеки, школы, детские сады, почему называется улица так, а не по-другому, познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.

           Рассказать, какими природными ресурсами богат наш край, какие предприятия находятся в нашем городе. Научить ребенка любить Родину – это прежде всего научить любить родные места, гордиться людьми, живущими и работающими в городе, в стране, ощущать неразрывность с окружающими, желание сохранить и преумножить богатства своей страны.

           Познакомив ребенка с особенностями родного края, пробудив в сердце любовь к нему, показать всю страну, воспитать любовь к отечеству можно только тогда, когда будешь умело сочетать наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире открывает ребенку окно в мир, помогает делать необходимые обобщения, способствует пробуждению чувств.

           Работа по патриотическому воспитанию так же связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны быть смелыми, сильными, ловкими и здоровыми. Развитие этих качеств решается через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

           Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством,  когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность очень важна для воспитания будущего гражданина. Труд ребенка не велик и несложен. Но он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для группы, для детского сада и т.д. Труд с общественной мотивацией следует организовать не только в детском саду, но и дома систематически.

           Формируя бережное отношение к природе (уход за животными, выращивание цветов, подкормка птиц и др.). Сочетание с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая свой участок, клумбу, двор, улицу.

            Работа по формированию патриотических чувств происходит эффективнее, когда установлена тесная связь между детским садом и семьей. Родители не только помощники, но и равноправные участники в формировании детской личности. На прогулках всей семьей они могут познакомить детей с достопримечательностями города, посетить музеи, выставки, памятники, рассказать о своей работе, о труде других людей, сходить в поход, побывать на экскурсии в другом городе и т.д.

Как воспитать в детях доброту?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите,

что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Конфуций

 ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. Воспитание доброты осуществляется, прежде всего, в родительском доме. Теплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение ее членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро.

Доброта порождается и питается добротой. Ребенок стремится к эмоционально-нравственному общению с взрослыми, ждет от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребенку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью. Доброта в отношении к детям должна сочетаться с разумной и последовательной требовательностью к ним.

По мере взросления ребенка нужно развивать у него стремление делать добро людям. Подросток должен осознавать, что добрый человек – это тот, кто способен сочувствовать и сопереживать, разделить радость и поддержать в горе, кто готов самоотверженно отстаивать добро в борьбе со злом. Доброта в понимании детей – это и щедрость, готовность поделиться всем. Разумно поступают те родители, которые поощряют желание ребенка быть добрым

Доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький ребёнок должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания.

Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами –это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким),  к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.

Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

Воспитание у детей доброты начинается в семье. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра.

Доброта появляется только по доброте и без таковой не существует. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества,  взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения.

Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро, а не использовать людскую доброту. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Дети понимают доброту как выражение абсолютной щедрости. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача  родителей.

Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра и зла, гуманизма.

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: «Не обижай других», «Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?» и т.д. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища. Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.

Доброта делает человека воспитанным.

Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ.

Добру надо учить.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному.

Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты.

Общение с природой пробуждает у ребёнка доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.

Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.

С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.

У природы мы учимся чувству красоты, чувству меры, добра, справедливости.

А как же приобщить ребёнка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?

Прежде всего, надо сталкивать ребёнка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой… Встреча с природой должна быть для ребёнка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.

Чуткая ребячья душа, которая с детства познала чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. На свете ведь трудно прожить без трех вещей: искусства, любви и воспоминаний.

Практические советы родителям

-  На своем примере покажите детям, как вы уважительно относитесь к своим бабушкам и дедушкам. Не надо скрывать своих чувств перед родителями, каждый день напоминайте родителям о том, как они вам дороги и поинтересуйтесь их здоровьем. Тогда через много лет вы обрадуетесь тому, когда ваш ребенок будет интересоваться вашим настроением и здоровьем. Совместные времяпровождения с родителями, с дедушками и бабушками должны отложиться в памяти ребенка приятными воспоминаниями, а значит и уважением к старшим.

- Научите детей с маленького возраста сопереживать и проявлять доброту старшим. Кроме личного примера, очень большое значение в воспитание этих качеств у ребенка имеет поощрение. Любые проявления вежливости и доброты ребенком не должны оставаться незамеченными родителями. Если ребенок уступил место в автобусе бабушке или вам, то скажите ему: «Твой поступок меня очень порадовал, ты показал пример остальным детям».

- Никогда не пересекайте желание ребенка помочь вам. Нельзя стараться переделать все домашние дела самой, считая, что ребенок еще маленький. Только помогая родителям, бабушкам и дедушке дети учатся проявлять заботу о старших и уважать их. Если же родители целыми днями трудятся, а ребенок ничего не делает, кроме посещения детского сада и игр, то он такого же отношения к себе будет ждать и будущей взрослым.

-  Отличным помощником в воспитании уважения к старшим и доброты у детей с давних пор считались сказки. Они учат малышей добру и к уважению старшим. При просмотре телевизора или фильмов в кинотеатрах также необходимо стараться уделить больше внимания фильмам и мультфильмам, которые способствуют развитию этих качеств у ребенка.

Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о доброте,

мы не достигнем желаемого результата, пока сами не будем совершать добрые, хорошие поступки.

Дети учатся доброте у нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по духовно-нравственному воспитанию дошкольника.

Тема:"Роль семьи в духовно-нравственном воспитаниидошкольников "....

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Консультация по духовно-нравственному воспитанию

Консультация по духовно-нраствнному воспитанию для родителей...

Консультация Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников  в формировании ценностного отношенияк окружающей действительности....

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности».

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности»....