Консультация Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.
консультация

Касьянова Юлия Алексеевна

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников  в формировании ценностного отношенияк окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников

в формировании ценностного отношения

к окружающей действительности.

   «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни,  дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он, ты приказал мне сделать невозможное!».Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.

   Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет  такой: бессильны  родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».

(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)

   Это высказывание в полной мере  относится к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться  особенно актуальными.  

 В условиях кризисного общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность и  духовность занимают  в настоящее время, к сожалению, далеко не первые места.

Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО,  который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО, является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач, Стандарт направлен на решение  следующей задачи:         

  • интеллектуальное и духовное обогащение детей;
  • элементарное знакомство с православной верой;
  • формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • сохранение нравственных семейных ценностей.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы.  Оно  должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

     Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

     Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.

 В Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы говорится о том, какие условия, необходимые для  развития детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Одним из Требований  к развивающей предметно-пространственной среде является учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. При этом развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается  из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;  адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Также взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);
  • родительские собрания;
  • папки-передвижки (Беседы о воспитании);
  • тематические выставки;
  • выставки семейного творчества (день матери, день России, 9мая);

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании.

  • Праздники (традиционные «Пасха», «День рождения книжки»);
  • беседы на нравственные темы;(отношение к своей родине и т.д.)
  • рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
  • продуктивная деятельность.

Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности.

Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.

   Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в  человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить в среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Тем самым мы можем сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание является важной часть в жизни каждого человека.

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности".

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.Задачи:·...

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

Выступление  на районной стажировочной площадке "Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения  к окружающей действительности"....

17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки

Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87  - Туркиной  М.Г. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музык...

Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности.

(МК. 10,14) «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, ...

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности».

Консультация «Роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности»....

Конспект занятия по формированию ценностного отношения к окружающему миру в средней группе

Конспект занятия по формированию ценностного отношения к окружающему миру в средней группе....