Общее недоразвитие речи.
консультация

В краткой и доступной форме изложены вопросы общего недоразвития речи у детей. Представлена характеристика 4 уровней ОНР. Выделены причины нарушения. Освящен материал по коррекции речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_nedorazvitie_rechi.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Общее недоразвитие речи

Очень часто родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка                       в логопедическую группу.  Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.                                                                                         

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение             ОНР - общее недоразвитие речи.        

                                         

Подробнее остановимся  на данном речевом нарушении.

                                        

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства,                  при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.                                                

                                                        

Для речи таких детей характерны следующие признаки:

-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда                                и в 5 лет);

-экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

-дети неправильно согласуют различные части речи между собой,                                 не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

-имеются  нарушения произношения нескольких или всех групп звуков;

-речь малопонятна для окружающих.        

                                                                

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия           речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического                    и лексико-грамматического недоразвития.                                                                         

Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР.

При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь                     практически    не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов                               («ись» — «киска», «ака» — «собака», «нини» — «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически                              («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот.                             Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду,                         сок, молоко. А слово «дей» («дверь») — глаголы «открыть», «закрыть».                      Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем ОНР                           понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка нарушено, многие из них искажаются,                  смягчаются, опускаются  и т. п.

При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает.                        Если у детей с первым уровнем речевого недоразвития преобладают                      двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех-                        и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Ибуаська» — «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой                            структуры и звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» — «Ем ложкой»). Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков.

III уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой                               речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети использую распространенные   предложе-ния,   пытаются  употреблять  сложносочиненные  и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» — «чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» — «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» — «яблочный», «крыша из соломы» — «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» — «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.

У детей с IV уровнем  нет грубых нарушений звукопроизношения,                                 а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор»),                 в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»).                                              В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («Дети увидели Медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей,                      которых можно отнести к IV уровню ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.            На первый взгляд  недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

     Выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода                                по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода                                               во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые  заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

     Вместе с тем, ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением                               со взрослыми  в  период активного развития речи. Во многих случаях – это  следствие комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей  с ОНР.

     Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи.                  Исправить данное нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются                           на два года.  Коррекционная работа   проводится комплексно. В зависимости                         от периода обучения, учитель-логопед проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся                      индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

     В вечернее время воспитатели работают с детьми по заданию логопеда                                      с целью закрепления полученных навыков.

     При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невролог,                               так как  у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга                           и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

    Один  раз в неделю учитель-логопед  задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

     Такая структура коррекционной работы позволяет максимально                          исправить речевое нарушение  и сформировать  полноценную гармоничную личность.

                                                                Подготовила:

                                                                                               учитель-логопед  Белова  М. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....