Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
консультация по коррекционной педагогике
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_otsenki_rechevogo_razvitiya_detey.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Сроки проведения и цели образовательного мониторинга:
Дата | Цель |
Сентябрь (05.09 -26.09) | выявить исходный уровень речевого развития ребенка; определить перспективы дальнейшей коррекционной и педагогической работы, выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка . |
Май (15.05-24.05) | дать оценку освоения ребенком программы коррекционного и дошкольного образования; и степени решения поставленных задач; определить перспективу дальнейшего проектирования педагогического процесса в конкретной возрастной группе. Получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. |
- Методы мониторинга: наблюдения за ребенком; беседы с родителями; сбор анамнеза из медицинских карт ребенка; дидактические игры и тестовые задания;
- Предмет мониторинга: показатели развития ребенка, определенные на основе анализа раздела речевого развития, реализуемой в ГБДОУ программы дошкольного образования и программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Диагностический инструментарий:
- протоколы наблюдений за детьми;
- вопросники;
- диагностические задания (дидактические игры)
- диагностические карты для заполнения показателей.
- Используемые источники:
Методический комплект Н.В.Нищевой:
- Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: ООО «Издательство» Детство-Пресс», 2010
- Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет. Спб.: .:ООО «Издательство» Детство-Пресс», 2010.
Дидактический материал по обследованию речи детей / О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. М.: Аркти, 2001
- Система оценки:
- 3 балла– речь ребенка соответствует возрастной норме
- 2 балла – некоторые компоненты речи ребенка ниже возрастной нормы
- 1 балл– множественные компоненты речи ребенка ниже возрастной нормы
- 0 баллов - грубые нарушения всех компонентов речи ребенка.
Для определения уровня развития ребенка выводится средний балл по всем разделам исследования:
- Низкий 0-11 баллов
- Средний 11-18 баллов
- Пограничный – 18-22 балла
- Высокий – 22-24 балла
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
ИССЛЕДУЕМАЯ ОБЛАСТЬ | КРИТЕРИИ | |||
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Анамнез | имеются значительные повреждающие воздействия: травмы головного и спинного мозга; тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр. Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития. | имеются повреждающие воздействия ( токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и т.д.), а так же неврологические и психопатологические синдромы ( перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, задержка моторного развития и т.д.).Отмечены хронические соматические заболевания | имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие | без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме |
Неречевые функции | задания не выполняет совсем | задания выполняет с помощью взрослого, часто ошибается | задания выполняет неуверенно | ребенок задания выполняет. |
Моторная сфера | задания не выполняет совсем | выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп несколько замедлен. Не может удержать артикуляционную позу Отмечаются синкенезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение. | ребенок все движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения точные, координированные, в нормальном темпе. Возможна леворукость. Длительно не может удержать артикуляционную позу. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается. | все движения выполняет. Объем движений полный,переключаемость своевременная, движения точные,координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Может длительно удержать артикуляционную позу. Синкенезии отсутствуют. |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Произносительная сторона | имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушения двигательной способности органов артикуляции и/или грубые нарушения звукопроизношения ( расщелина твердого неба, отсутствие маленького язычка и др. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласнын и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса. Грубые нарушения темпа и ритма речи. Речь монотонная. | имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляционного аппарата и качество звукопроизношения: расщелины верхней губы ,открытый боковой, открытый передний и перекрестный прикусы, укороченная подъязычная связка и пр. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушений: преобладают искажения и смешения звуков. Дыхание верхне-ключичное. Объем недостаточный. Голос тихий или громкий, немодулированный. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии или дисритмия. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует. | имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции: прогения, прогнатия, высокое узкое твердое небо, редкие кривые зубы и пр. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков. Дыхание смешанное. Объем достаточный. Голос тихий или громкий, модулированный. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. В речи использует повествовательную интонацию | Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. Тип дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Голос нормальной силы, модулированный. Тем и ритм речи нормальные. Правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой интонации |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Речевые психические функции | задания не выполняет совсем | затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки. При воспроизведении звукослоговой структуры слов допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. | дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется/ошибается при дифференциации звуов, смешиваемых в произношении. Выделяет конечный и начальный согласные, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. Ребенок повторяет большинство слов, сохраняя слоговую структуру. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. | ребенок различает оппозиционные звуки, слоги повторяет без ошибок. Уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласный, определяет последовательность и количество звуков в слове. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложениях. |
Импрессивный словарь | . объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне. | : объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне. | объем пассивного словаря ниже возрастной нормы, частично владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения. | объем пассивного словаря соответствует возрастной норме, владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения. |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Экспрессивный словарь | словарь не сформирован. Задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения не выполняет совсем. | словарь значительно отстает от возрастной нормы. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения.Допускает стойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения | словарь ребенка ниже возрастной нормы. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения | словарь сответствует возрастной норме или опережает ее. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения |
Связная речь | : задания не выполняет совсем. | нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. | нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов. | ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Коррекция общения как средство повышения эффективности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи».
Сфера общения в последние два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и из...
Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов
В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...
Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»
Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи
Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...
РОЛЬ ПОЭЗИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Заучивание поэтических произведений развивает речь, память, мышление, расширяет кругозор ребенка с общим недоразвитием речи....
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....