Семья особого ребенка.
консультация

 

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_osobogo_rebenka.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Семья особого ребенка.

Подготовила:

Скомаровская И.А.,

учитель-логопед МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Статья 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ОВЗ. В исследованиях ряда авторов (Натальи Николаевны Авдеевой, Елены Антоновны Стребелевой) указывается, что одним из ведущих условий для построения системы профилактических и коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение семьи к данному процессу. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.

Никто из будущих родителей не готовится стать родителем особого ребенка. За редким исключением это понимание приходит к родителям внезапно. Оно обрушивает. Ведь под обломками остается тот образ ребенка и родительства, который они вынашивали.

Родителям не хватает информации и живых примеров таких семей в социуме. Открытых, радостных, социализированных. Они, безусловно, Когда на свет появляется особый ребенок, вся семья погружается в особую психотравмирующую ситуацию. Родители переживают горе и одновременно должны решать сложные задачи, связанные с состоянием ребенка.

Повышается риск эмоционального выгорания: родители находятся рядом со своим особым ребенком круглосуточно и сильно устают, так как подчиняют всю свою жизнь интересам сына или дочери. 

На себя в такой ситуации проще всего махнуть рукой. Но чем дальше, тем тяжелее им дается выполнение родительских функций. Это в свою очередь влияет на состояние ребенка. Чтобы выбраться из этого порочного круга, родителям особых детей нужно психологическое сопровождение.

Такие семьи сразу же после появления особого ребенка желательно включать в специально разработанную для этого систему психологического мониторинга, чтобы у родителей был постоянный контакт со специалистом, возможность поговорить о собственных переживаниях и трудностях, облегчить свое эмоциональное состояние.

Принять состояние ребенка

Родителям нужна поддержка, чтобы принять состояние ребенка, если его нельзя изменить, и приблизить представление о возможностях ребенка к реальности. Это одна из важнейших задач психологической помощи.

«Очень часто семьи нацелены на то, чтобы исцелить ребенка любым способом, хотя реальность ясно показывает: этого не произойдет никогда, — объясняет Светлана Цапина. — Больных бы не было, если бы все болезни можно было победить. Иногда принять физическое состояние ребенка, стараться поддерживать его благополучное психологическое состояние важнее, чем биться об стену. Важно учиться принимать то, что изменить нельзя».

Иногда принятию реальности мешает позиция специалистов. Например, врачи поддерживают в родителях приверженность лечению, которая на деле становится гиперприверженностью и скорее вредит, чем помогает ребенку — и в физическом плане, и в психоэмоциональном. Мамы и папы хотят привести ребенка к норме, хотя во многих ситуациях полезнее ставить более адекватные цели. Но это станет возможным только после того, как родители примут ребенка таким, какой он есть. «Если это произойдет, в жизни семьи появится место и для личных интересов родителей, и для развития личных интересов ребенка. В конце концов, важнее всего, чтобы он был счастлив, независимо от своего состояния», — объясняет психолог.

Развивать, но в меру

Развивать ребенка с нарушениями необходимо, задача взрослых — раскрыть тот потенциал, который у него есть. Но родителям важно не перестараться, не забывать о здравом смысле и чувстве меры. В этом отношении особые дети уязвимы так же, как дети одаренные: и от тех, и от других некоторые родители требуют достижений, результата, невзирая на сопротивление.

Сохранить вкус к жизни

Многим родителям особых детей кажется, что на них не распространяются правила жизни обычных семей. Но проблемы у всех семей похожи, хотя трудности в семье, где есть особый ребенок, могут проявляться резче, усугубляться — из-за состояния хронического стресса, в котором находятся родители.

Кроме того, особому ребенку всегда требуется подбирать индивидуальный способ, который сможет помочь ему раскрыться, исходя из его особенностей. Хотя и тут возможны некоторые обобщения: например, детей с проблемами зрения необходимо учить ориентации в пространстве, детям с расстройствами аутистического спектра помогать выражать свои желания и потребности, решать поведенческие проблемы.

И главное помнить:

1. Вы не одиноки

2. Вы тоже заслуживаете, чтобы о вас позаботились

3. Вы не идеальны — и это нормально!

4. Вы — супергерой!

5. Терапия — это игра

6. Найдите время, чтобы получить удовольствие от общения с детьми

8. Вам придется принимать тяжелые решения

9. Вы не всегда будете делать все правильно

10. Прощайте себя

11. Быть родителем трудно. Быть родителем ребенка с инвалидностью трудно вдвойне!

12. Воспитание особого ребенка похоже на марафон

13. Не теряйте себя

14. Сохраняйте чувство юмора

15. Радуйтесь мелочам!

16. Не позволяйте родителям детей без инвалидности расстраивать вас

17. Не сравнивайте

18. Вам не обязательно быть «тем самым родителем»

19. Берегите свой брак

20. Доверяйте своим ощущениям

Таким образом, нужно научиться в короткие минуты общения с детьми вести себя правильно и эффективно. Именно семейный очаг определяет, насколько счастливым, внутренне защищенным и уравновешенным растет ребенок. Настоящая любовь безоговорочно и безусловна. Любить ребенка безусловно – значит любить его независимо ни от чего: красив он или уродлив, полон достоинств или недостатков, плюсов или минусов. У каждого ребенка есть свой эмоциональный «резервуар», и поскольку эмоциональное реагирование, свойственно ребенку, постоянно его опустошает, пополнение резервуара становиться важнейшей задачей для психического здоровья. А кто отвечает за наполнение эмоционального резервуара? Конечно же родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В семье особый ребенок

Материалы для родителей...

Содружество детского сада и семьи особого ребенка

Сопровождение семьи «особого ребёнка» создает позитивные ценностно–смысловые установки в семье и его ближайшем окружении, что обеспечивает максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыш...

Статья: "В семье особый ребенок."

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особ...

Проект "В семье особый ребенок"

Проект "В семье особый ребенок"...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Семья особого ребенка

Работа по взаимодействию с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....

Проект «В семье особый ребенок»

laquo;В семье особый ребенок»...