Проект "В семье особый ребенок"
проект по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
комбинированного вида №6 «Сказка»
Барабинского района Новосибирской области
Проект « В семье особый ребенок».
Подготовили:
Шваб Я.В.
Хухуа Л.К.
Иванова Е.А.
2018 г.
Паспорт проекта
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп детского сада.
Время реализации проекта: 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция средствами образования.
При воспитании и обучении ребенка с нарушениями интеллекта существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Таким образом, проект «Особенный ребенок!» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на обеспечение развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи самореализации в социуме.
Цель проекта – создать условия для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.
Задачи:
-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
-разработка комплексных занятий специалистами ДОУ;
- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ.
Участники проекта:
Учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. -
Ожидаемые результаты:
- интеграция в образовательный процесс детей ОВЗ,
- осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,
- вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
- Модель взаимодействия участников проекта:
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: Учитель-логопед:
•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
•составляет индивидуальные планы развития;
•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
•консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель
•осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
•учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
•использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
•осуществляет укрепление здоровья детей;
•совершенствует психомоторные способности дошкольников. Воспитатель:
•проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально;
•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; •организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)
•консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Основной этап.
- Реализация занятий с детьми.
3. Заключительный этап.
- Анализ результатов деятельности по проекту.
- Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;
- Планирование работы на следующий год.
План реализации проекта
№ | Направления работы | Пути реализации | Сроки | |
1. Подготовительный этап. | ||||
1. | Сбор информации | Учёт рекомендаций ОЦДК, опрос родителей и педагогов. | Сентябрь | |
2. | Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Анализ полученных медицинских карт воспитанников ОВЗ, их адаптационных возможностей, материалов стартовой логопедической и психологической диагностики. | Сентябрь | |
3. | Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ | Составление плана работы с учётом индивидуальных возможностей детей ОВЗ | Сентябрь | |
2. Основной этап. | ||||
4. | Организация адаптационного периода Сбор информации Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. Учёт рекомендаций ОЦДК, опрос родителей и педагогов Диагностика состояния речи детей. | Сентябрь | |
5. | Развитие коммуникативных навыков | Беседы: «Добро живёт в каждом из нас», «Протяни руку помощи», | Мероприятия проводимые в течение учебного года | |
6. | Формирование музыкально-игровой деятельности | Фольклорные игры «Месим тесто», «Шел козел дорогою», «Маша и Яша», «Растяпа», «Дударь». В рамках сотрудничества БФНОККИИ и МКДОУ №6 была проведена Вечерка с родителями. Бумажное Дефиле. Мероприятия: «День знаний» «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта» Конкурсы, фестивали: Фестиваль «Поверь в мечту», Фестиваль «Театральная весна Барабы», Районный конкурс чтецов посвященный «Дню матери». Районный конкур «Безопасность Дорожного Движения». | Мероприятия,проводимые в течение учебного года | |
Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других воспитанников) | ежемесячно | |||
7. | Участие в утренниках, и в мероприятиях, проводимых по плану основной образовательной программы ДОУ | Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях), Способствовать развитию умений выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях Формирование правильной самооценки. | Мероприятия, проводимые в течение учебного года Тематические утренники | |
8. | Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания | Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; Участие в акции: «Поделись теплотой своего сердца». | Мероприятия, проводимые в течение учебного года | |
9. | Работа с родителями | Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»: «Стиль семейных отношений. Секреты психологического здоровья детей ОВЗ»; «Роль игры в развитие детей ОВЗ»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома». | Мероприятия, проводимые в течение учебного года Заседания семейно клуба «Содружество». |
Литература
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
- Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В семье особый ребенок
Материалы для родителей...
Содружество детского сада и семьи особого ребенка
Сопровождение семьи «особого ребёнка» создает позитивные ценностно–смысловые установки в семье и его ближайшем окружении, что обеспечивает максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыш...
Статья: "В семье особый ребенок."
Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особ...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
Семья особого ребенка
Работа по взаимодействию с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....
Проект «В семье особый ребенок»
laquo;В семье особый ребенок»...
Практические рекомендации по организации сопровождения семьи «особого ребенка» в рамках речевого развития.
В презентации расматривается педагогическое сопровождение семьи «особого» ребенка в решении задач речевого развития,что безусловно имеет свою специфику, обусловленную своеобразием ко...