Проект «В семье особый ребенок»
проект по коррекционной педагогике

Карпеня Гульназ Юрьевна

«В семье особый ребенок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В семье особый ребенок»

Подготовила: Карпеня Г.Ю

Инструктор по ФИЗО

Паспорт проекта

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети средних, старших, подготовительных групп детского сада.

Время реализации проекта : 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция средствами образования.

При воспитании и обучении ребенка с нарушениями интеллекта существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями : стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Таким образомпроект «Особенный ребенок предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на обеспечение развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи самореализации в социуме.

Цель проекта – создать условия для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.

Задачи:

-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

-разработка комплексных занятий специалистами ДОУ;

- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ.

Участники проекта :

Учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. -

Ожидаемые результаты:

• интеграция в образовательный процесс детей ОВЗ,

• осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,

• вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

• Модель взаимодействия участников проекта :

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: Учитель-логопед:

•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

•составляет индивидуальные планы развития;

•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

•консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель

•осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

•учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

•использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

•осуществляет укрепление здоровья детей;

•совершенствует психомоторные способности дошкольников. Воспитатель:

•проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально;

•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

•воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; •организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)

•консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап.

• Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Основной этап.

• Реализация занятий с детьми.

3. Заключительный этап..

• Анализ результатов деятельности по проекту

• Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;

• Планирование работы на следующий год.

План реализации проекта

№ Направления работы Пути реализации Сроки

1. Подготовительный этап.

1. Сбор информации Учёт рекомендаций , опрос родителей и педагогов. Сентябрь

2. Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Анализ полученных медицинских карт воспитанников ОВЗ, их адаптационных возможностей, материалов стартовой логопедической и психологической диагностики.

Сентябрь

3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ Составление плана работы с учётом индивидуальных возможностей детей ОВЗ Сентябрь

2. Основной этап.

4. Организация адаптационного периода

Сбор информации

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций , опрос родителей и педагогов

Диагностика состояния речи детей. Сентябрь

5. Развитие коммуникативных навыков Беседы: «Добро живёт в каждом из нас», «Протяни руку помощи»,

Организация фотовыставки: «Мой любимый домашний питомец». «Моя семья».

Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.

Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к другим детям. Развитие умений взаимодействовать, обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь. Мероприятия проводимые в течение учебного года

6. Формирование музыкально-игровой деятельности Фольклорные игры «Месим тесто», «Шел козел дорогою», «Маша и Яша», «Растяпа», «Дударь».

Дидактические игры «Кто в домике живет», «Угадай на чем играю», «Бубенчики», «Музыкальный домик».

Обучение детей ОВЗ согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других воспитанников) ежемесячно

7. Участие в утренниках, и в мероприятиях, проводимых по плану основной образовательной программы ДОУ Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т. п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях,

Способствовать развитию умений выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки. Мероприятия, проводимые в течение учебного года

Тематические утренники

8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.

Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т. д.)

Оформление фотовыставки о совместном мероприятии («Доброта живет в каждом из нас»).

Участие в акции: «Поделись теплотой своего сердца». Мероприятия, проводимые в течение учебного года

9. Работа с родителями Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:

беседы, консультации, мастер - классы; включение родителей в; подбор дидактических материалов, практические консультации; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей ОВЗ.

Мастер-классы: «Организация логопедических занятий дома»; «В детский сад без слез: особенности и проблемы адаптации. Важность развития артикуляционной моторики в формировании речи ребенка»; «Влияние родительских установок и запретов на развитие самостоятельности у детей ОВЗ»; «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ».

Консультации:

«Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома» : «Стиль семейных отношений. Секреты психологического здоровья детей ОВЗ»; «Роль игры в развитие детей ОВЗ»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома». Мероприятия, проводимые в течение учебного года

Заседания семейного  клуба «Содружество».

Литература

1. Сборник научно-методических материалов под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М. : Издательство «Спутник», 2014.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.

3. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ. 2007.

4. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В семье особый ребенок

Материалы для родителей...

Содружество детского сада и семьи особого ребенка

Сопровождение семьи «особого ребёнка» создает позитивные ценностно–смысловые установки в семье и его ближайшем окружении, что обеспечивает максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыш...

Статья: "В семье особый ребенок."

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особ...

Проект "В семье особый ребенок"

Проект "В семье особый ребенок"...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Семья особого ребенка

Работа по взаимодействию с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....

Практические рекомендации по организации сопровождения семьи «особого ребенка» в рамках речевого развития.

В презентации расматривается педагогическое сопровождение семьи «особого» ребенка в решении задач речевого развития,что  безусловно имеет свою специфику, обусловленную своеобразием ко...