Проект «В семье особый ребенок»
проект по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Проект «В семье особый ребенок»
Подготовила: Карпеня Г.Ю
Инструктор по ФИЗО
Паспорт проекта
Вид проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети средних, старших, подготовительных групп детского сада.
Время реализации проекта : 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция средствами образования.
При воспитании и обучении ребенка с нарушениями интеллекта существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями : стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Таким образом, проект «Особенный ребенок!» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на обеспечение развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи самореализации в социуме.
Цель проекта – создать условия для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.
Задачи:
-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
-разработка комплексных занятий специалистами ДОУ;
- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ.
Участники проекта :
Учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. -
Ожидаемые результаты:
• интеграция в образовательный процесс детей ОВЗ,
• осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,
• вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
• Модель взаимодействия участников проекта :
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: Учитель-логопед:
•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
•составляет индивидуальные планы развития;
•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
•консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель
•осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
•учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
•использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
•осуществляет укрепление здоровья детей;
•совершенствует психомоторные способности дошкольников. Воспитатель:
•проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально;
•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; •организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)
•консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
• Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Основной этап.
• Реализация занятий с детьми.
3. Заключительный этап..
• Анализ результатов деятельности по проекту
• Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;
• Планирование работы на следующий год.
План реализации проекта
№ Направления работы Пути реализации Сроки
1. Подготовительный этап.
1. Сбор информации Учёт рекомендаций , опрос родителей и педагогов. Сентябрь
2. Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Анализ полученных медицинских карт воспитанников ОВЗ, их адаптационных возможностей, материалов стартовой логопедической и психологической диагностики.
Сентябрь
3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ Составление плана работы с учётом индивидуальных возможностей детей ОВЗ Сентябрь
2. Основной этап.
4. Организация адаптационного периода
Сбор информации
Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Учёт рекомендаций , опрос родителей и педагогов
Диагностика состояния речи детей. Сентябрь
5. Развитие коммуникативных навыков Беседы: «Добро живёт в каждом из нас», «Протяни руку помощи»,
Организация фотовыставки: «Мой любимый домашний питомец». «Моя семья».
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к другим детям. Развитие умений взаимодействовать, обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь. Мероприятия проводимые в течение учебного года
6. Формирование музыкально-игровой деятельности Фольклорные игры «Месим тесто», «Шел козел дорогою», «Маша и Яша», «Растяпа», «Дударь».
Дидактические игры «Кто в домике живет», «Угадай на чем играю», «Бубенчики», «Музыкальный домик».
Обучение детей ОВЗ согласно принятой на себя роли, следовать правилам.
Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других воспитанников) ежемесячно
7. Участие в утренниках, и в мероприятиях, проводимых по плану основной образовательной программы ДОУ Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т. п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях,
Способствовать развитию умений выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях
Формирование правильной самооценки. Мероприятия, проводимые в течение учебного года
Тематические утренники
8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т. д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии («Доброта живет в каждом из нас»).
Участие в акции: «Поделись теплотой своего сердца». Мероприятия, проводимые в течение учебного года
9. Работа с родителями Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, мастер - классы; включение родителей в; подбор дидактических материалов, практические консультации; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей ОВЗ.
Мастер-классы: «Организация логопедических занятий дома»; «В детский сад без слез: особенности и проблемы адаптации. Важность развития артикуляционной моторики в формировании речи ребенка»; «Влияние родительских установок и запретов на развитие самостоятельности у детей ОВЗ»; «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ».
Консультации:
«Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома» : «Стиль семейных отношений. Секреты психологического здоровья детей ОВЗ»; «Роль игры в развитие детей ОВЗ»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома». Мероприятия, проводимые в течение учебного года
Заседания семейного клуба «Содружество».
Литература
1. Сборник научно-методических материалов под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М. : Издательство «Спутник», 2014.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
3. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ. 2007.
4. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В семье особый ребенок
Материалы для родителей...
Содружество детского сада и семьи особого ребенка
Сопровождение семьи «особого ребёнка» создает позитивные ценностно–смысловые установки в семье и его ближайшем окружении, что обеспечивает максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыш...
Статья: "В семье особый ребенок."
Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особ...
Проект "В семье особый ребенок"
Проект "В семье особый ребенок"...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
Семья особого ребенка
Работа по взаимодействию с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....
Практические рекомендации по организации сопровождения семьи «особого ребенка» в рамках речевого развития.
В презентации расматривается педагогическое сопровождение семьи «особого» ребенка в решении задач речевого развития,что безусловно имеет свою специфику, обусловленную своеобразием ко...