Семья особого ребенка
статья

Работа по взаимодействию с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_osobogo_rebenka.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  СЕМЬИ,  ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ  РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В данной статье описывается система работы дошкольной образовательной организации с родителями детей имеющих тяжелые нарушения речи от принятия проблемы до ее решения, особенности психолого-педагогического сопровождения.  

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, дошкольники, сопровождение, поддержка.

Как правило, первыми педагогами,   замечающими особенности речевого развития ребенка являются воспитатели, они являются первыми взрослыми встречающими ребенка в ДОО. Целенаправленная работа педагогов детского сада с родителями ребенка имеющего нарушения речи, начинается с момента обнаружения у воспитанника  речевых трудностей. С первого дня посещения детского сада педагог старается стимулировать речевую (вербальную) активность  ребенка, применяет различные методы и приемы речевого взаимодействия с детьми, налаживания эмоционального контакта. Уже в этот период можно проследить те или иные особенности  речевого развития детей, заметить трудности.

В ходе дальнейшей работы одной из важнейших задач, которую ставит перед собой детский сад, является мотивирование родителей на тесное взаимодействие с педагогами. Это помогает включить родителей в коррекционно-развивающую деятельность, сделать ее совместной, для них более понятной, интересной, открытой, а главное установить с родителями партнерские отношения.

Основную коррекционную работу в первую очередь осуществляет учитель-логопед, тесно взаимодействуя с воспитателем и педагогом-психологом. Параллельно с работой учителя-логопеда педагог-психолог ведет консультативную  работу с семьей, намечает пути сотрудничества. В ходе общения с родителями,   педагог-психолог обращает внимание на особенности межличностных отношений в семье, отмечает позицию членов семьи по отношению к ребенку, анализирует  реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.). Особое внимание уделяется отношению родителей к особенностям речевого развития ребенка их отношение к дефектам речи (желание сотрудничества, принятие проблемы, поиск путей решения проблемы).

Родители, зачастую  испытывающие растерянность перед возникшей проблемой ждут эмоциональной поддержки от специалистов, хотят владеть точной информацией об особенностях нарушений у ребенка [1, с. 3]. В этот момент важно наладить взаимодействие с родителями таким образом, чтобы родители чувствовали свою причастность к разработке траектории решения выявленных проблем, осознали важность их желания и стремления помочь своему ребенку.

Помимо работы специалистов необходимо сказать о большом вкладе воспитателей комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, основной задачей которых при организации деятельности с родителями,  является их вовлечение коррекционный процесс. Необходимо отметить важность налаживания и поддержания дружеских, доверительных отношений родителей и педагогов. Важно разъяснять родителям необходимость ежедневной, регулярной работы, как в детском саду, так и дома, соблюдать единство требований педагогов и родителей и обозначить родителям, что только в этом случае возможен успех и наилучшие результаты.

Существует большое разнообразие форм работы с родителями, как традиционных, так и нетрадиционных. В работе с родителями важно соблюсти баланс и подобрать для каждой семьи наиболее подходящие, обеспечивающие наилучший результат методы и приемы.

Анализируя опыт работы с родителями ребенка имеющего особенности развития, нарушения развития, наиболее эффективным методом на начальном этапе, в период принятия проблемы, оказались  индивидуальные тренинги и консультации, которые давали исчерпывающую информацию о нарушении в развитии ребенка и способах его устранения или минимизирования, а так же возможных способах предотвращения  вторичных нарушений,  в виде эмоционально-личностных расстройств или расстройств социально-коммуникативной сферы.

В дальнейшем, когда родители пройдут период принятия проблемы, предлагается вовлекать родителей в групповую работу (тренинги, собрания, игры и др.), где объединены родители детей имеющих такие же нарушения, и в ходе взаимодействия делятся меду собой опытом, оказывают психологическую поддержку.

Индивидуальный потенциал ребенка может быть раскрыт только благодаря тесной, продуктивной работе родителей, воспитателей, специалистов детского сада [3, с. 11-13].

Таким образом, для преодоления трудностей у детей с тяжелыми нарушениями речи родители проходят несколько этапов:

- получают необходимую информацию о ДОО, составе коллектива, традициях, особенностях развития детей с нарушениями речи;

- родители включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, что повышает их психолого-педагогическую компетентность и формирует эмоциональную близость, уверенность и доверие педагогам;

- родители получают успешный опыт своей родительской позиции, за счет осознанного  участия в достижениях своего ребенка, постепенного преодоления трудностей.

Реализуя данный подход, уже на этапе адаптации формируется коллектив родителей, заинтересованный в партнерских отношениях. Родители принимают активное участие в выстраивании индивидуального образовательного маршрута по исправлению недостатков речи детей, а дети чувствуют активную поддержку родителей, что является залогом успеха.

Список литературы

  1. Быкова М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений – М., Московский городской психолого-педагогический институт, 2008. – С. 3-4.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь: психика, сознание и бессознательное. – М., 2001.
  3. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей.// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004. – С. 11-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В семье особый ребенок

Материалы для родителей...

Содружество детского сада и семьи особого ребенка

Сопровождение семьи «особого ребёнка» создает позитивные ценностно–смысловые установки в семье и его ближайшем окружении, что обеспечивает максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыш...

Статья: "В семье особый ребенок."

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особ...

Проект "В семье особый ребенок"

Проект "В семье особый ребенок"...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Проект «В семье особый ребенок»

laquo;В семье особый ребенок»...

Практические рекомендации по организации сопровождения семьи «особого ребенка» в рамках речевого развития.

В презентации расматривается педагогическое сопровождение семьи «особого» ребенка в решении задач речевого развития,что  безусловно имеет свою специфику, обусловленную своеобразием ко...