Проблемы и нарушения сенсорного развития и их причины
консультация (младшая группа)

Сизова Ирина Евгеньевна

В последние десятилетия наблюдается тенденция к росту количества детей с гиперактивным, плохо контролируемым поведением. Неврологи, психиатры связывают это с трудностями выработки адаптивного ответа на сенсорные раздражители, искаженное и(или) неселективное их восприятие.

Нарушение сенсорной интеграции-- это неврологическое расстройство, характеризующееся неправильной обработкой сенсорной информации, идущий от органов чувств к различным центрам головного мозга. Проявляется разнообразными симптомами: повышенной чувствительностью к свету, звуку, прикосновениям, трудностями координации, гиперактивностью. Для диагностики применяются стандартизированные тесты, включающие серии проб на исследование сенсорных функций разных модальностей. Лечение проводится с помощью психокоррекции, в частности методом сенсорной интеграции.

  • Осложнения беременности, родов, недоношенная беременность. Вирусные или инфекционные заболевания, которые были у матери во время беременности, а также другие патологические состояния.
  • Генетические патологии.
  • Дефицит сенсорного опыта.
  • Нейродегенеративные заболевания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и нарушения сенсорного развития и их причины

Консультация для родителей. Подготовила воспитатель Сизова И.Е.

В последние десятилетия наблюдается тенденция к росту количества детей с гиперактивным, плохо контролируемым поведением. Неврологи, психиатры связывают это с трудностями выработки адаптивного ответа на сенсорные раздражители, искаженное и/или неселективное их восприятие.

Нарушение сенсорной интеграции – это неврологическое расстройство, характеризующееся неправильной обработкой сенсорной информации, идущей от органов чувств к различным центрам головного мозга. Проявляется разнообразными симптомами: повышенной чувствительностью к свету, звуку, прикосновениям, трудностями координации, гиперактивностью. Для диагностики применяются стандартизированные тесты, включающие серии проб на исследование сенсорных функций разных модальностей. Лечение проводится с помощью психокоррекции, в частности методом сенсорной интеграции.

Причинами данного расстройства являются:

•        Осложнения беременности, родов, недоношенная беременность. Вирусные или инфекционные заболевания, которая были у матери во время беременности, а также другие патологические состояния. инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком во внутриутробный период. Поражения ЦНС плода/новорожденного приводят к нарушению восприятия сигналов от рецепторов. Интегративная дисфункция диагностируется при детском церебральном параличе, раннем детском аутизме, синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А также травмы спины или головы, травмы, полученные во время родов (гипоксия, защемления и т. д.).

•        Генетические патологии. Расстройство обработки информации от органов чувств диагностируется при синдроме Дауна, синдроме Вильямса. В таких случаях неврологические симптомы связаны с измененной структурой генов.

•        Дефицит сенсорного опыта. Дезинтеграция сигналов от органов чувств может быть спровоцирована пребыванием ребенка в условиях с недостаточной тактильной, визуальной, аудиальной стимуляцией (пример: дети из домов малютки, долгое время находящиеся одни в кроватке без игрушек).

•        Нейродегенеративные заболевания. У пожилых людей сенсорная дезинтеграция обусловлена патологиями, при которых происходит гибель нервных клеток. К ним относятся болезнь Пика, лобно-височная деменция.

Также нарушения сенсорного развития всегда сопутствуют таким диагнозам, как ДЦП, синдром Дауна, СДВГ, аутизм, слепота, глухота, умственная отсталость, параличи и парезы.

Существует ряд признаков-сигналов, которые говорят о нарушениях в сенсорном развитии. Обратите внимание, если ребенок:

•        боится или вздрагивает от громких звуков, закрывает уши руками;

•        боится яркого света;

•        часто падает и бьётся головой, неуклюж и плохо держит равновесие;

•        избегает прикосновений;

•        не может определить, откуда исходит звук;

•        не понимает инструкций, которые дают родители;

•        путает лево и право;

•        не чувствует дискомфорта, если одежда на нём надета неправильно или испачкана;

•        не определился с ведущей рукой после 5 лет (левша или правша);

•        не может усидеть на месте или, сидя на стуле, раскачивается;

•        поворачивается всем телом к источнику звука вместо того, чтобы повернуть только голову;

•        не удерживает взгляд на движущемся предмете;

•        избегает общества других детей, любит играть один;

•        имеет проблемы с обучением.

Как улучшить восприятие

Профилактика заключается в организации разнообразного взаимодействия ребенка с окружающей средой: занятия спортом, манипуляции предметами с различными текстурами, игры на дифференциацию звуков, зрительных образов.

Если у малыша подтвердилось нарушение сенсорного развития, обратитесь за помощью в специализированный центр. Там подскажут, как эффективно выстраивать занятия для налаживания сенсорного восприятия. Перед тем, как составить для ребёнка образовательный маршрут, специалисты сначала проведут диагностику. Она определит все сильные и слабые стороны малыша, покажет, на что именно делать упор и какие сферы восприятия нужно развивать в первую очередь. Задача родителей – следовать указаниям и рекомендациям специалистов и помочь ребёнку как можно быстрее достичь прогресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды

Как своевременно распознать проблему в речевом развитии малыша? Что делать? Как помочь? Ответы на эти вопросы здесь....

Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды.

Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В бол...

Презентация: "Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста"

Проблемы речевого и сенсорного развития раннего возраста...

Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы.

Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы....

«Сенсорное развитие. Причины сенсорных нарушений.»

Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движения рук и глаз.Чтобы ребенок начал разнообразно действовать с предметами эти дейст...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАС

В данном материале рассмотрены виды и методы коррекции сенсорных рарушений у детей с РАС...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нарушения сенсорной интеграции у детей - проблема современности»

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений. Каждую миллисекунду в наш мозг поступает огромное количество сенсорной информации от всех сенсорных систем нашего организма.  В мо...