Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы.
методическая разработка
Нарушение пищевого поведения у дошкольников. Причины и способы решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нарушения пищевого поведения. Психологические причины. | 480.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое пищевое поведение? С точки зрения физиологии пищевое поведение является проявлением чувства голода. Организм подаёт сигнал, что ему нужна пища. Пища необходима для поддержания нормального состояния внутренней среды(гомеостаза) и обеспечения жизнедеятельности Чувство голода- это проявление пищевого инстинкта- самого древнего и сильного. При возникновении чувство голода появляется стремление найти пищу, съесть и получить от этого удовольствие.
Функции отделов головного мозга Ведущим отделом является гипоталамус в ядрах которого находятся «центр голода» и «насыщения». Когда один возбуждён, другой находится в покое Лимбическая система - формирует мотивацию по отношению к пище(булимия, анорексия и пр ) в ней находятся большое количество биогенных аминов( серотонин , домафин , норадреналин) и нейропептидов ( эндорфин , энкефалин и пр ). Они регулируют чувство удовольствия или неудовольствия, играют решающую роль в правильном питании.
Функции отделов головного мозга Ретикулярная формация определяет уровень активности ЦНС. Она контролирует: Состояние сна и бодрствования Передает сенсорную информацию лимбической системе Способствует её эмоциональной окраске Обеспечивает её вегетативные функции как сосание, жевание, глотание, кашель, чихание, рвоты Обеспечивает контроль за скелетной и гладкой мускулатуры
Функции отделов головного мозга Передние отделы головного мозга принимают участие в формировании сложных поведенческих актов. Кора головного мозга, самая молодая структура, способна хранить долго следы полученной информации
Ошибки родителей при формировании неправильного пищевого поведения Просмотр мультфильмов Ребёнок отвлекается от еды Ест автоматически Не осознает важность еды Не закрепляет удовольствие от еды Прием пищи ассоциируется в дальнейшем с развлечением Частые перекусы. Еда должна быть по весу и возрасту ребёнка. Прием должен быть регламентирован, подчинен режиму
Ошибки родителей при формировании неправильного пищевого поведения Перекармливание ребёнка. Не следует заставлять есть больше, чем он хочет или может. Ни в коем случае не кормить насильно!! Не кормит ребёнка отдельно от остальных членов семьи. Это способствует в дальнейшем к выборочному подходу к еде.
Нарушение пищевого поведения Гораздо чаще нарушения пищевого поведения встречаются у детей: С неврологической патологией С задержкой психоречевого развития (ЗПР) С расстройствами аутического спектра (РАС) Синдром Дауна Это вызвано поражением структур, отвечающих за возникновение аппетита и чувства насыщения, которые усугубляются любыми причинами психологического плана
Пищевое нарушение при РАС Появляется с первых дней жизни: Вялое сосание, срыгивание, рвота Икота, запоры, поносы, метеоризм Отказ от еды днём и ночью Во втором полугодии избирательность в еде и отказ от жевания Трудности с прикормом, поперхивание при еде. Настороженное отношение к еде, отказ пробовать новую пищу Медленное пережёвывание пищи, задержка во рту, закладывание за щёку. Синдром Пика- еда мела, бумаги и других несъедобных вещей
Пищевые нарушения при органических поражениях НС Симптомы первого года жизни похожи на аутизм- частые срыгивания, рвота, запоры, диарея и запоры Пассивное бодрствование, снижение аппетита, или наоборот плачь , беспокойство. По мере взросления нарушение ПП становится индивидуально выраженным Обращаем внимания на навык глотания, жевания, застревает ли пища между зубами, имеются ли сложности при чистке зубов.
Спектр расстройств пищевого поведения Ребёнок отказывается от еды Ребёнок отказывается от определённых продуктов, групп продуктов, от продуктов определённого цвета, от тех продуктов, которые коснулись его тарелки Ребёнок срыгивает, сплёвывает Ребёнок поедает несъедобное Ребёнок ест всё подряд, огромными порциями
Ребёнок малоежка Корни уходят в младенчество, когда мама раздражённая и тревожная. Кормление для матери приносило неудовольствие, мать не справлялась с родительскими функциями, ребёнок усвоил, что кормление, это что-то опасное. Ребёнок отказывающийся от еды- всегда ребёнок опасающийся своей матери и ее раздражения или тревоги. Ребёнок в дальнейшем может страдать от голода, но запомнившийся сигнал «кормление- это опасно», отказывается от приёма пищи
Ребёнок малоежка При исследовании детей- малоежек было выявлено, что матери таких детей плохо распознавали сигналы голода у детей и испытывали противоречивые эмоции к ребёнку. В 11-14 лет на приёмах у психотерапевта такие дети вступали в конфликт и противостояли психотерапевту- «попробуйте, вылечите меня, если сможете» Достаточно часто дети с младенческой анорексией имеют депрессивные расстройства
Что делать? Консультация педиатра , чтобы рвота не перешла из психогенной в истерическую рвоту, когда любой испуг, расстройство будут поводами для рвоты. Работа матери с психологом, психотерапевтом или психиатром для снятия тревожности, тревоги и гнева.
Поедание несъедобного Как правило дети поедающие несъедобное, это дети: Имеющие задержку психического развития Дети, которым родители до 8 месяцев не объяснили. Что можно есть, а что нельзя Нарушения в системе восприятия, например, плохое зрение Между родителем и ребёнком не складываются доверительные отношения и ребёнок ест что попало
Пищевое недоразвитие у детей Наблюдается у детей, у которых родители имеют различные психические расстройства (депрессия, клиническая депрессия ,БПР) Ребёнок не научен правилам пищевого поведения, когда мама на одной диете, папа на другой, бабушка вегетарианка, а дедушка ест только мясо. Ребёнок в такой ситуации вряд ли получит удовольствие и понимает- что еда это арена борьбы за фигуру.
Кто корректирует нарушения ПП у ребёнка и когда следует обращаться за помощью? Психотерапевт. При сложных случаях подключается психиатр. Коррекция осуществляется в нескольких направлениях: - с ребёнком - с семьёй - информационная работа на семинарах, вебинарах , курсах по здоровому подходу к пищевой рутине - отработка здоровых навыковПП - Психотерапия матери /отца при расстройстве ПП
Когда следует обращаться к специалисту? Психиатры считают, что обращение в 4-5 лет уже поздно. Необходимо обращаться уже в первый год жизни по симптоматике.
Если проблемы питания связаны с проблемами ЖКТ Установите режим питания для ребёнка (3-4 раза) Исключите перекусы Уменьшите порции, чтобы объём еды не пугал ребёнка Приучите ребёнка есть аккуратно за сервированным столом Не разрешайте играть с едой Уберите с поля зрения все сладости и мучное Не разрешайте смотреть мультфильмы при приёме пищи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Укороченная подъязычная связка, её последствия и способы решения проблемы.
Статья содержит сведения о последствиях укороченной подъязычной связки и предлагаются рациональные способы решения данной проблемы....
Нарушение пищевого поведения у дошкольников
Вопрос касается психологических проблем питания у детей дошкольного возраста. Часто родители, дети которых страдают нарушением пищевого поведения, не могут пра...
Консультация "Детская манипуляция причины и способы решения"
Существует ли детская манипуляция?...
Ребенок не слушается. Причины и пути решения проблемы.
Памаятка для родителей...
Избалованный ребенок: причины и способы решения проблемы.
Рекомендации для родителей по выявлению признаков избалованности ребенка и устранению последствий....
Консультации для родителей «Замкнутый ребенок: причины и способы решения».
Цель: повышение педагогической грамотнисти родителей замкнутых детей.Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок генеративный. Однако это не означает, что он не нуждаетс...
Консультация для родителей "Пищевая избирательность или нарушение пищевого поведения"
Что означает проблема избирательности в пище? Начнем с определения. AFRID – нарушение пищевого поведения у ребенка, когда ребенок избиратель...