Консультация логопеда "Запинки в речи. Норма или патология?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данная консультация будет интересна тем, кто обеспокоен сосоянием речи детей: родителям и педагогам. Что такое запинки в речи детей, чем они отличаются от заикания. Профилактические меры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapinki_i_zaikanie.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ЗАПИНКИ В РЕЧИ. НОРМА ИЛИ ПАТОЛОГИЯ?

❗Многие родители, активно следящие за развитием ребенка, сталкиваются с проблемой: ребенок стал заикаться. При этом зачастую родители уверены в том, что это именно заикание, с чем и обращаются к специалистам.

На самом деле, далеко не всегда проблема, настораживающая родителей, является действительно заиканием. Часто за него принимаются речевые запинки, которые имеют под собой немного другую основу.

Попробуем разобраться, в чем же отличия в этих речевых нарушениях и что с ними делать.

Заикание - это нарушение темпа и ритма речи, возникающее при судорожном состоянии мышц речевого аппарата.

Судороги бывают различной локализации:
✒голосовые,
✒артикуляционные,
✒дыхательные.

Данная речевая патология может проявляться:
• у двух-пятилетних детей с различными поражениями головного мозга, неврологическими и психологическими проблемами, нарушениями работы центральной нервной системы;
• у подростков с психологическими и социальными проблемами;
• в зрелом возрасте при поражениях центральной нервной системы.
Физиологические запинки (итерации) - часто встречающееся явление в речи дошкольников. Обычно они возникают в случае, когда развитие мышления опережает речевые возможности и сопровождаются хорошим уровнем умственного и физического развития.
У эмоциональных, очень развитых и впечатлительных детей риск возникновение речевых запинок повышается. Запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении истинного заикания довольно велик.

Как же отличать речевые запинки от заикания?

При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

Обратите внимание на то, как ребенок реагирует на просьбы говорить лучше, медленнее и плавнее. При патологическом заикании речь у ребенка после этой просьбы будет только хуже. В случае присутствия итерации ребенок исправляется и речь становится лучше.
Важно проанализировать причины нарушения ритма речи. Проблемы с запинками – это следствие эмоционального фона, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений (симптомом невроза). Запинки часто проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д.

Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции значительнее труднее, чем запинки.

Физиологические запинки в речи чаще всего возникают у детей в возрасте 3-5 лет. Они могут появляться, длиться 2-3 месяца, затем исчезать и снова появляться, и так на протяжении нескольких лет и со временем пройти без медикаментозного лечения.

Исключение составляют ситуации, когда запинки были вызваны сильным стрессом.

При коррекции запинок следует:
✒проконсультироваться с логопедом. Логопедические упражнение на развитие дыхания помогут ребенку справиться с нарушениями темпа речи.

✒проконсультироваться с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.

Провести курс расслабляющего массажа (если нет противопоказаний).
Проводить больше времени в воде (бассейн, водоем в теплое время года, игры с водой дома).

Если же у ребенка наблюдаются судороги в области речевого аппарата, шеи или других областях, то, вероятнее всего, дело в патологическом заикании. В таких случаях ребенку требуется консультация невролога и логопеда и дальнейшее коррекционное воздействие.

НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ (Физиологические запинки)
Ребёнок повторяет слоги или слова только один раз (са-самолет, ба-бабуля).
Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.
Паузы в речи могут заполняться звуками типа «м-м-м» или «э-э-э».
Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ
Ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз (ры-ры-рыба)
Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.
Иногда у ребёнка возникает так называемый «ступор» — отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
Изменяется голос — становится тихим и зажатым.
Запинки в речи присутствуют постоянно.

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ
В речи ребёнка много очевидных запинок.
Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.
Ребёнок в речи избегает произнесения некоторых слов.
Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что ребёнок старается его скомпенсировать с помощью расслабляющих движений (например, машет рукой, топает ногой, трясет кулачком и т.д.).
Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.
Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.

Рекомендации для родителей
Если вы заметили запинки в речи вашего ребёнка, внимательно изучите проблему, обратите внимание на особенности вашего общения с ребёнком:
✒говорите доброжелательно;
✒смотрите ребёнку в глаза;
✒хвалите и называйте ласковыми словами;
✒говорите чуть медленнее и спокойнее, чем обычно.

Если запинки в речи повторяются ежедневно, нужно ограничить общение с другими детьми на некоторое время. В идеале, несколько недель или пару месяцев посидеть дома и не посещать детский сад, не ходить в гости и исключить зрелищные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

«Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб...

Доклад для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»

Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм"....

Консультация для воспитателей: Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожален...

Конспект родительского собрания "Детская речь: "норма" и диагностика речевого развития"+ презентация

Мероприятие для родителей воспитанников ДОУ об особенностях речевого развития в дошкольном возрасте + презентация...

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция

 Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в моз...