Система финансового обучения ребенка в семье.
консультация

Бурбилова Татьяна Григорьевна

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_finansovogo_obucheniya_rebenka_v_seme.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Система финансового обучения ребенка в семье.

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка.

Главный тезис: Карманные деньги -это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению. Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов).

Надо напоминать ребенку почаще, что деньги -это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел, посочувствовать, никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов -  что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает

Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг -обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами?  По материалам Золотаревой А.В. это:

  • умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
  • знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
  • умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
  • умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты);
  • повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - то мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок -последствия -осознание -понимание -развитие -психологическая зрелость , уже более зрелый поступок;
  • познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
  • познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу);
  • радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?);
  • возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления субъектности ребенка;
  • знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности;
  • умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями "Влияние семьи на становление личности ребенка"

«Каждой семье – педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющ...

Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.

Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюде...

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Семья как эталонная система ценностных ориентиров ребенка

Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы...

Проект " Оздоровление детей дошкольного возраста через активизацию взаимодействия с родителями при создании системы закаливания ребенка в семье"

Проект обусловлен большой  значимостью проблемы оздоровления детей дошкольного возраста. Данный проект рассчитан на 1 год. В реализацию проекта вовлечены родители и дети старшей группы....

Консультация." Система финансового обучения ребенка в семье."

Консультация для родителей .Система финансового обучения ребенка в семье....

Система финансового обучения в семье

Чтобы определить, насколько  родители, заинтересованы в обучении  детей основам финансовой грамоты и формировании у них навыков рационального экономического поведения,педагог предлагает...