«Развитие эмоций через пальчиковую игру»
консультация (младшая группа)

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном образовании важную роль играет развитие речи у детей в возрасте 3-4 лет, которое характеризуется характерными особенностями. Есть определенные нормы этого показателя, на которые родителям следует ориентироваться. Если они узнают, что есть отклонения и риск отстать от сверстников, то надо наверстывать упущенное. Есть много техник, которые позволят вам это сделать. Итак, в чем же разница между речью трех - или четырехлетнего крохи? Характерные особенности

Логопеды выделяют характерные особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родителям необходимо  знать о них, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их ребенка. К ним относятся:

- в 4 года-около 2000 слов в активном словарном запасе, норма речевого развития детей 3 лет — 1500 слов;

- пытается говорить четко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего неуклюже и смешно;

- речевое развитие 3-летнего ребенка еще нечетко, но заметно, как оно стремительно набирает обороты и совершенствуется;

- внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, стараясь воспроизвести их;

- создание собственных словоформ;

- попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

- с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

и все же речевое развитие детей 3-4 лет остается слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно используют падежные окончания и предлоги;

- проблемы с произношением и фонетикой не редкость, так как физиологический речевой аппарат в этом возрасте еще недостаточно развит, чтобы справляться с такими сложными звуками, как звонкие (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);

- путаные звуки;

- переставляют слоги в словах.

Недостатками этого перечня являются особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что в идеале считается нормой для этого показателя?

Любопытный факт. По мнению специалистов, в норме кроха этого возраста должен говорить большую часть дня. Он молчит только во сне.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, которыми должны руководствоваться родители, заинтересованные в успехе своего ребенка в будущем:

- проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

- называть имена близких родственников и друзей;

- воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

- говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

- находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

- называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

- точно повторять услышанное;

- пересказывать мультфильм, сказку;

- в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют такие нормы речевого развития детей 3-4 лет, согласно которым очень легко проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он строит предложение немного неуклюже или неправильно называет атрибут и действие объекта. Это очень незначительные ошибки, легко исправляемые регулярными занятиями. Есть гораздо более серьезные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Важно! Мальчики в своем речевом развитии в большинстве случаев отстают от девочек, по статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте ребенку любое из перечисленных выше заданий и сравните полученные результаты с нормой. Ошибки в трех и более пунктах? В этом случае стоит задуматься, есть ли у вашего малыша задержка речевого развития (ЗРР) в связи с этим. Смотрите, как и что он говорит. Тем более что у вас есть характерные для речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего ребенка. Серьезными отклонениями считаются следующие показатели:

ребёнок постоянно тарахтит;

его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;

его сложно понять;

в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;

ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

глотает окончания слов;

произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;

приоткрытый рот;

частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы заметили такие отклонения от нормы у своего ребенка, вам понадобится специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Важно!

Существует патологическая задержка в развитии речи, связанная с нарушением функций головного мозга или центральной нервной системы, а есть элементарный недостаток внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребенком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.

Диагностика

Если у вас есть какие-то сомнения, вам необходима диагностика развития речи у детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребенка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Ребенка нужно осмотреть специалистам. Диагностика также включает в себя:

возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;

беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;

изучение моторики мышц лица;

сравнение понимания и воспроизведения речи;

анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Если все-таки речевое развитие детей в возрасте 3 лет отстает от нормы, есть шансы догнать сверстников интенсивными занятиями. Через 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения таких целей существуют различные методы.

Методики развития

Существуют различные методики речевого развития детей 3-4 лет, которые родителям не составит труда освоить самостоятельно. Если занятия не дают результатов в течение 3-4 месяцев, следует обратиться за помощью к специалистам.

Постоянно расширяйте сферу общения вашего малыша. Познакомьте его с новыми людьми разных возрастных групп.

Постепенно увеличивайте свой словарный запас. Выучите с его помощью новое слово и закрепите его в лексиконе на несколько дней.

Обратите внимание на то, как он произносит шипящие и свистящие звуки, твердые и мягкие. Поправьте его, если он произносит их неправильно.

Разговаривайте с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

При чтении сказки обращайте внимание на голос, интонацию, тембр, выразительность.

При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.

Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.

Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

Не нужно забывать об упражнениях, играх, приемах для развития мелкой моторики, которая непосредственно связана с речью. Предложите ему поработать с мелкими деталями (паззлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другие игрушки для развития мелкой моторики). Научи его завязывать шнурки.

Поиграйте с ним в словесные игры "Кто говорит?", " Что где?", " Съедобно это или нет?", " В чем разница между предметами?", "Опишите предмет" и т. д.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет, которое должно соответствовать определенным стандартам, может многое рассказать о способностях и социализации маленького человека. Если есть отклонения, родители должны принять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это можно как самостоятельно, так и с привлечением специалистов со стороны. Главное-не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно его добьются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи через пальчиковые игры в старшей группе «Прогулка в зоопарк»

Тема «Прогулка в зоопарк»Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Закрепить приемы аппликации в технике торцеван...

Проект «Развитие речи через пальчиковые игры»

Формировании   и развитии речи дошкольников, с включением  в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Наиболее продуктивными для решения поставленной про...

Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику

Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику...

МАСТЕР - КЛАСС ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ "ШКОЛА ДОВЕРИЯ"

Цель мастер - класса: построение эмоционально- доверительных взаимоотношений, способствующих приобщению к социокультурным нормам....

конспект совместной деятельности на развитие эмоций через театрализованную игру для детей средней группы

учить различать эмоции схематическими изображениямиразвивать выразительность речи и движенияпонимать чувство героев сказок по интонациям и расказыванию об этом...