РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в психике.
К.Д. Ушинский указывал на значение игры в формировании личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которое со временем, если какое - нибудь сильное страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную цепь, которая определяет характер и направление человека».
Значение игры трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений и навыков коллективной жизни.
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольника, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений.
В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.
По выражению С.Л.Рубенштейна «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым. Он связывает развитие личности с развитием потребностей, способностей, мотивационной сферы, сознания, самосознания, деятельности человека и т.д.
Развитие личности опосредованно ее делами, ведущим типом деятельности, характерными для данного возрастного периода и тесно связанным с психическим развитием индивида.
В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования личности. Примерно с 1,5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание; малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимения «я», «мне», старается повлиять на действия других. В этом возрасте начинает развиваться способность к эмпатии. Это проявляется в способности малыша утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого.
В раннем возрасте ребенок легко заражается чувствами окружающих его людей. По наблюдениям Мухиной, уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникнуть чувство симпатии по отношению к сверстникам. Игровые переживания так же оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств. Благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Например, игры с куклами приближают ребенка к реальной жизни. В игре ребенок обучается сопереживать, ухаживать за куклой, малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, а иногда готовы поделиться сластями.
В возрасте 1,5 – 2 лет начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду. грязные руки и т.д..
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Л. С Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с развитием речи.
Игра повышает умственную активность ребенка, и она может решать более трудную задачу, чем на занятии. Она учит применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в различных ситуациях
Таким образом «развитие личности связано с развитием потребностей, способностей, мотивационной сферой, сознанием и самосознанием, деятельностью человека, характерной для данного возраста и тесно связана с психическим развитием индивида» С.Л.Рубенштейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка
В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....
Роль игровой деятельности в развитии умственных способностей детей
Кустовое методическое объединение логопедов национальных групп...
Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.
Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры»...
Доклад на Районном методическом объединении «Роль игровой деятельности в развитии ребенка»
Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Она теснейшим образом связана с развитием личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....
Консультация для педагогов "Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка"
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве¬дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот...
Роль изобразительной деятельности в развитии личности ребенка
Изобразительная деятельность дошкольников имеет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников - это разв...
Роль конструктивной деятельности в развитии личности дошкольника
Роль конструктивной деятельности в развитии личности дошкольника...