Роль конструктивной деятельности в развитии личности дошкольника
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Иванова Ирина Александровна

Роль конструктивной деятельности в развитии личности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_4_1.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Тисульский детский сад №4 Структурное подразделение Тамбарский детский сад

Роль конструктивной деятельности в развитии личности дошкольника.

2024 г.

«Роль конструктивной деятельности в развитии личности ребенка дошкольника»

Содействие становлению гармоничной личности - непреходящая проблема педагогики. Актуальность ее не исчезает с изменениями, происходящими в мире, с развитием цивилизации, сменой общечеловеческих ценностей в различные исторические эпохи и в различных социально-политических системах. На сегодняшний день проблема обеспечения разностороннего и своевременного развития детей, творческих способностей, целостного миропонимания, культуры отношений имеет всеохватывающий характер.

Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребенка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира, стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям:

-к человеку и человечеству в целом

-к природе

-к культуре (искусству)

-к рукотворному миру (в том числе)

Чтобы помочь освоить эти общечеловеческие ценности, сформировать ценностное отношение ребенка к объектам и явлениям окружающего мира, педагогу необходимо сначала зажечь чувства ребенка (заинтересовать его объектом познания, зажечь интерес), довести до сознания ребенка сведения, касающиеся данного объекта и перевести чувства и знания в поведения, т.е. деятельность, доступную ребенку. Причем такую деятельность, которую ребенок способен усвоить до уровня самостоятельности, ибо только в такой деятельности ребенок может творить не только определенный вещественный продукт, но и свою собственную личность.

Конструктивная деятельность - вид продуктивной деятельности, в результате которой ребенок может получить реальный продукт, оценить свою деятельность, себя как деятеля и творца.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативное навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Это происходит в рамках исконно «детских видов деятельности» (А.В. Запорожец) и доступных для дошкольников формах.

Конструирование-это такой вид деятельности, который занимает существенное место в жизни ребенка.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала (мох, ветки, шишки, камни пр.) и бросового материала (фантики, пробки, гофрированный картон от коробок и пр.) (1)

Выделяется два вида конструирования-техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги, природного материала…).

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер-это зависит от цели, которую ребенок ставит перед собой сам или принимает цель взрослого человека. Вне зависимости от конструктивных материалов конструирование представляет собой созидательную деятельность, направленную на получение предметно-осмысленного результата в соответствии с поставленной целью(замыслом)

Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях побуждения к созидательно-поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена творчеством в конструктивной деятельности.

«Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью

внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим только в самом человеке»

Л.С. Выгодский.

В. Б. Хозиев пишет, что основным достоинством конструктивной деятельности является то, что отображаемое человеком пространство моделируется, причем моделируется в существенных отношениях. Между предметными действиями и практически перемещением в пространстве с одной стороны, и изобразительной деятельностью, моделирующей на плоскости пространственные отношения в реалистическом рисунке с другой, находится еще одно звено. Это объемное моделирование, свойственное строительным играм и лепке как синтетической форме продуктивной деятельности детей.

Конструирование как один из видов продуктивной деятельности может показать, на каком уровне мышления находится ребенок.

Конструирование играет огромную роль в умственном развитии детей: дети усваивают последовательность и структуру трудовой деятельности, без которой невозможна осмысленная деятельность, ведущая за собой развитие личности. Основы для развития личности закладываются через освоение «правила руки», предлагаемой Крыловой Н. М.:

постановка цели деятельности (либо принятие цели другого человека как своей)

отбор необходимого материала для деятельности

отбор средств

установка последовательности действий (операций) выставление плана действий

получение результата, ориентируемого на поставленную цель (что хотел получить и что получил)

Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его постройка максимально была похожа на отображаемый или воображаемый предмет. Именно здесь конструирование сближается с изобразительной деятельностью. Кандидат педагогических наук Грибанова М. В. считает, что конструирование-это продуктивная изобразительная деятельность, т.к. она имеет наличие конкретного результата труда и художественного образа в этом результате.

Конструирование развивает такие способности умственной деятельности, как пространственное воображение. По мере обогащения деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей формируется способность строить новые и достаточно оригинальные образы. При этом особенно важно, чтобы ребенок обладал умением оперировать образом в пространстве, изменять положение целостного образа (вращать, перемещать), преобразовывать структуру образа (перегруппировать его основные части, делали).

Конструирование, кроме того, аналитико-синтетическая деятельность. Ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель.

В этой продуктивной деятельности развивается способность к обобщению. Например, дети освоили 3 способы техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника, полученного из квадрата, к противоположным его сторонам. Далее дети сначала выполняют способ конструирования и получают определенную геометрическую фигуру. А затем им предлагаются задачи, решение которых способствует введению способов в процессе изготовления разных поделок. Для этого воспитатель показывает детям дополнительные бумажные детали разной формы. Величины цвета, предлагая их рассмотреть и соотнести с полученной фигурой, назвать, какую игрушку из этого можно сделать. После этого дети создают разные поделки из одной базовой формы- т.е. налицо перенос знакомого материала на новое содержание- одна из важнейших составляющих самостоятельности детской деятельности. (по Шибановой Н. Я.)

Кроме того, конструктивная деятельность связанна с развитием способности к планомерной, «шаг за шагом» организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода опосредующих звеньях между целью(замыслом) и результатом (продуктом), образом и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт.

Развитие такого рода знаково - символического опосредования деятельности –важный показатель перехода ребенка на более высокий уровень психической организации.

В теории психологии и педагогики большое значение придается развитию самостоятельности дошкольников (А.Л. Люблинская, Н.Д. Левитов, С.П. Рубинштейн.)

Характеристика самостоятельности по отношению к детям дошкольного возраста сводится к следующему – самостоятельность рассматривается как умение без подсказки и

помощи взрослого применять привычные способы, действия в разных условиях. Высокий уровень самостоятельности определяется тем, что усвоение в процессе обучения приемы изображения сопровождаются развитием умения самостоятельно определять замысел, подбирать соответствующие выразительные средства и протекает на фоне эмоциональной активности, произвольности выполнения деятельности.

Развитие самостоятельности дошкольников тесно связано с творчеством. Из теории обучения детей изобразительной деятельности можно сделать вывод, что переход к творчеству связывается с самостоятельным замыслом, планированием содержания деятельности, с выбором способов и последовательности исполнения, представлением образа результата. Вначале этот замысел определяется с помощью воспитателя. Педагог раскрывает детям, как и каким путем можно осуществлять задуманное, в дальнейшем дети учатся самостоятельно решать эту задачу.

Продуктом детского творчества является авторский образ, интерпретация знакомой ситуации с элементами выразительности, созданные самостоятельно. Таким образом, ясно прослеживается связь самостоятельности с творческой активностью.

Художественное творчество детей представляет собой неразрывное единство процессов познания, отражения и образного преобразования. Детское изобразительное творчество рассматривается как одна из эффектов форм художественного освоения окружающей Действительности, в процессе которой дошкольники не только учатся изображать предметы и явления, но также осваивают способы познания и образного преобразования окружающего мира.

Ветлугина Н.А, дает следующее определение творческой деятельности

«Творчество-это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения».

Осмысление и анализ проблем детского изобразительного творчества приобретает все больше значение в настоящее время, особенностью которого является динамичностью жизни, ее быстрая изменчивость. Успех процесса социализации во много определен

Такими личностными качествами ребенка, как инициативность, самостоятельность, активность, опосредующим, в свою очередь, развитие потребностей к самовыражению, самоактуализации, преобразованию действительности путем создания субъективно-ценностного образа мира (и себя в нем!) средствами художественного-творческих видов деятельности.

Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях побуждения к созидательно- поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена изобразительно-конструктивным творчеством.

Проявление детского творчества является достаточный уровень развития активности и самостоятельности в организации и осуществлении деятельности, как уже говорилось выше.

В книге Е.Л. Яковлевой «Психология развития творческого потенциала личности» (1997) проведен глубокий анализ феномена творчества, раскрыта позиции зарубежных и отечественных ученных, исследующих проблемы развития творчества потенциала человека.

Анализ существующих моделей и вариативных программ организации работы с детьми позволил автору прийти к выводу, что «имеется определенное противоречие между теоретическими представлениями о природе одаренности (творческости) с одной стороны и характером обучения и развития с другой. Практически все современные концепции призывают и подчеркивают роль личностных факторов как одного из важнейших компонентов одаренности. С другой стороны, большинство программ обучения ориентированы либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие» (14) Причем такого противоречия в том, что все концепции остаются в рамках одной и той же парадигмы: творческость отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту, причем это относится как к интеллектуальному, так и к художественному творчеству.

Развитие творческости (т.е. способности нестандартно, креативно решить возникшую проблему) представляет собой одну их приоритетных линий личностного развития.

Яковлева рассматривает творческость как личностную характеристику, как способность человека к реализации собственной индивидуальности (знаю, умею, могу и хочу сделать

это по-своему). Человеческая индивидуальность-это и есть творческий акт внесения в мир ранее не существовавшего. По мнению автора характеристика творческости чаще не предметы, а процессуальны, т.к. творческость необходимо прежде всего рассматривать как процесс выявления собственной индивидуальности.

Итак, ТВОРЧЕСКОСТЬ:

развертывается в процессе субъект-субъективного взаимодействия;

в той или иной мере адресована другому;

предлагает:

-поиск индивидуального стиля (способа решения

проблемы «по-своему»

-переживание и открытие «субъективного смысла»

действия, поступка, деятельности;

-выражение своей индивидуальности в социально- приемлемых формах деятельности (например- в конструктивной деятельности)

Выделение требования оптимально могут быть реализованы в контексте художественно- творческих видов деятельности, основы которых ребенок приобретает в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника.

Статья раскрывает влияние музыки на формирование  личности ребёнка-дошкольника....

Статья "Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника"

В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает  развивать музыкальные способности ребёнка, учит творит...

Консультация для родителей по теме «Роль детской журналистики в развитии личности дошкольника».

На основе создания пресс-центра в группе был организован кружок «Юные журналисты». В его  основе лежит игра как преемственная форма обучения. Игровая мотивация является определяющей, но не единст...

Роль декоративного рисования в развитии личности дошкольника.

Роль декоративного рисования в развитии личности дошкольника.Консультация для воспитателей дошкольного образования....

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения. Развивающая среда в ДОУ. Соответствие развивающей среды возрасту детей....