Роль игровой деятельности в развитии умственных способностей детей
учебно-методический материал по логопедии на тему
Кустовое методическое объединение логопедов национальных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igrovoy_deyatelnosti_v_razvitii_umstvennykh_sposobnostey_detey.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение “Управление дошкольного образования” Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Роль игровой деятельности в развитии умственных способностей детей
(Кустовое методическое объединение логопедов национальных групп)
Подготовила : Учитель - логопед Агмалова
Амина Лутфулловна
г. Нижнекамск
Ежегодно 1 сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками. Готов ли ребенок к новому этапу своей? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития - развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, т.е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.
Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии ребенка. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.
Одним из средств умственного воспитания является игра. Е1о своей природе игра ребенка - деятельность отобразительная. В основном виде игры - творческой, сюжетно - ролевой - отражаются впечатления детей об окружающей жизни, их знания, понимание происходящих явлений и событий.
В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идет по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие ребенка происходит в творческой игре. Развитие содержания творческих игр отражает направленность детского познания. Основное содержание сюжетных игр малышей - изображение разнообразных действий с предметами. В ходе таких игр дети осваивают общественно закрепленные способы использования предметов, действий с ними. Идет обобщение действий и отделение их в сознании ребенка от конкретного предмета.
Появление в игре роли означает изменение в направленности сознания ребенка, в его практическом познании окружающего мира. В центре познания оказывается взрослый человек. Первые ролевые игры по-прежнему отражают действия с предметами, но теперь эти действия и предметы соотносятся с конкретным человеком. Фактически идет освоение разделения труда между людьми: «кто что делает» - это интересует ребенка, это он отражает в своих играх. Однако труд, деятельность взрослых имеет общественную направленность, по ходу ее люди вступают друг с другом в разнообразные отношения. Постепенно сознание ребенка переключается с действий человека с предметами на взаимодействия и отношения людей, осуществляющиеся в общественной и трудовой деятельности. Отношения людей регулируются правилами и нормами морали: освоение их в игре способствует умственному и нравственному воспитанию.
Отражение в игре общественных событий и явлений, особенно характерное для детей среднего и старшего дошкольного возраста, формирует интерес дошкольников к жизни взрослых, к традициям людей.
Таково основное содержание знаний, которое осваивается ребенком в творческой игре. Однако усвоение их своеобразно. Игра - практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком ранее. Но в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются: благодаря речи (одному из основных выразительных средств игры) знания, сформированные на уровне наглядно - образных представлений, переводится в речевой план и, следовательно, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень - уровень словесно - логический. Представления ребенка об окружающем, составляющие основу игры, служат одновременно и руководством к разнообразным действиям и отношениям (ребенок в игре действует в соответствии с принятой ролью). Это приводит к более глубокому пониманию и осознанию имеющихся знаний.
Несомненно, в игре идет и пополнение знаний благодаря действиям с разнообразными предметами (знания о свойствах и качествах предметов и их использовании, о материалах, из которых они изготовляются, и т.д.), обмену мнениями в ходе коллективной игры между ее участниками, советам и пояснениям взрослого.
В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Без выдумки, воображения не существует игры. Но в процессе игры воображение и формируется, развивается.
По мере развития детей их творческие игры приобретают все более планомерный характер: дети договариваются о содержании игры, о некоторой последовательности сюжета, использовании игрушек и т.д. В ходе игр тем самым формируется важная для развития ребенка планирующая функция мышления.
В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к игре, ее содержанию переносится на сами явления и события, побуждая детей наблюдать, вслушиваться, задавать вопросы окружающим.
Таким образом, игра, являясь одной из форм практической деятельности ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение), что представляет и особые требования к руководству ходом умственного развития ребенка в игре:
воздействие на умственное развитие детей опосредовано содержанием игры, ее структурой, изобразительными средствами. Поэтому творческая игра не может служить средством сообщения новых знаний, планируемого закрепления знаний и умений;
обогащение содержания детских игр через расширение впечатлений, знаний детей об окружающем - основной путь руководства умственным развитием детей в творческой игре. Переработка знаний, их совершенствование осуществляются в процессе игры;
тщательное наблюдение и анализ игр позволяют выявить уровень понимания детьми тех или иных событий или явлений, организовать работу по уточнению, углублению или корректировке знаний;
необходимо в повседневном руководстве творческими играми детей поощрять их фантазию;
руководство играми должно быть направлено на постепенное приучение детей к предварительному определению темы игры, распределению ролей, определению основного направления игры и т.д.
Наряду с творческими играми большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила. Из поколения в поколение передается большое количество народных игр. Много игр разработано и педагогами.
Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания.
Содержание дидактических игр и те умственные задачи, которые в них заключаются, самые разнообразные. Так, игры с народными дидактическими игрушками (башенки, матрешки, бочонки и т.д.) способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т.д.). Одновременно в играх с дидактическими игрушками формируются навыки и умения сравнивать и обобщать предметы по сенсорным признакам. В других играх развивается внимание детей (игры типа лото), уточняются их представления об окружающем мире. Есть игры, в которых дети должны проявить находчивость, сообразительность (игры типа головоломок). Имеющийся в распоряжении педагога ассортимент дидактических игр
предусматривает развитие основных познавательных процессов (на сенсорном и интеллектуальном уровне), отдельных мыслительных операций, уточнение знаний детей об окружающем, их обобщение и систематизацию.
Соединения в дидактической игре обучающей задачи и игровой формы, наличие готового содержания и правил дает возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.
Руководство умственным развитием детей через дидактическую игру осуществляется:
а) путем подбора игр с постоянно усложняющимся содержанием (как по характеру и объему знаний, так и по умственным задачам, которые они содержат);
б) обучением детей дидактическим играм (объяснение содержания, правил, способов действий);
в) контролем за выполнением правил, приучением дошкольников к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе игры.
Руководя дидактическими играми детей, следует сохранять заинтересованность детей в игре, повышать их самостоятельность.
Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей, формируют определенные качества личности.
Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.
Литература:
1. Игра дошкольника. Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова.
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. H.H. Поддьяков.
3. Дошкольная педагогика. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин.
4. Дошкольная педагогика. H.A. Курочкина, Б.С. Лейкина, В.И. Логинова.
5. Дошкольное воспитание. №1-№3, 1988 г.
6. « Творчество, развитие, изобретательность, задор » Обруч. № 4, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная де...
Роль музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей
В статье показана значимость музыкально-игровой деятельности для формирования коммуникативных навыков и творчества у детей старшего дошкольного возраста. Автор обозначает условия среды, которая должна...
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теа...
Роль дидактических игр в развитии умственных способностей детей
Роль игры в развитии детей...
«Роль занимательной математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Роль занимательной математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста»...
Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей
Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей...