«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
консультация по логопедии на тему

Кочетова Елена Сергеевна

       Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

       Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. Одни из наиболее распространенных приемов являются игровые, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.

        Хочу остановиться на каждом разделе логопедической работы и игровых приемах, применяемых на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_priemov_na_log_zanyatiyah.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Ефремовская начальная школа»

КОНСУЛЬТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Подготовила учитель – логопед:

Кочетова Е.С.

г. Ефремов, 2016 г.

       Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

       Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. Одни из наиболее распространенных приемов являются игровые, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.

        Хочу остановиться на каждом разделе логопедической работы и игровых приемах, применяемых на них.

Артикуляционная гимнастика

       Для того чтобы,  процесс был более занимательным и увлекал детей, а также достичь более лучших результатов артикуляционная гимнастика проходит в виде игры.

- «Зоопарк» (язычок отправляется в путешествие в зоопарк);

- «Угадай, какой звук?» (на карточках изображены символы звуков, дети берут карточку и угадывают звук, а также называют его мягкую пару).

      Каждое артикуляционное упражнение обыгрывается.

Развитие фонетико – фонематических представлений

      На первом этапе я учу детей слушать, слышать и различать неречевые звуки с помощью следующих игр:

- «Что мы слышим?» (ребенку предлагается прослушать аудиозапись гул машин, шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собаки);

- «Оркестр» (ребенку предлагается произвести действия со звучащими предметами);

- «Угадай, на чем играю?» (я прячу за ширму звучащий предмет, а ребенок должен угадать, какой музыкальный инструмент он услышал, или назвать предмет, с помощью которого появился звук);

- «Где звенит колокольчик?» (ребенок определяет направление звука).

- «Том – дом – ком» (игра способствует развитию слухового внимания);

- «Барабанщик» (игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов);

- Игры «Поезд» и «Три медведя» (направленны на развитие силы и высоты голоса)

- «Путешествие по звукам» (направленна на автоматизацию звуков, определение их места в словах, различение твердого и мягкого звуков по звучанию);

- «Играйка - различайка» (настольно – печатная дидактическая игра, которая положительно влияет на все компоненты речевой системы. Способствует развитию фонетико – фонематической стороны речи, развитию интеллекта, мышления, вырабатывает умение сосредотачиваться на решении определенной задачи);

- «Пять щенков» (данная игра учит различать в словах и предложениях звуки ч – т (ть) – ш – щ – с(сь) не путать их при произношении, развивает речь, обогащает словарь ребенка);

       Данная игра делится на 2 варианта:

1 вариант:

- игра «Веселые щенки» (пять щенков Чимка, Тимка, Шумка, Щимка и Симка играли и разбросали вещи, каждый из них пытается навести порядок: Чимка прячет их в чемодан. Тимка тянет в телегу. Шумка кладет в шкаф и т.д);

2 вариант:

- игра «Щенки собираются на дачу» (игроки называют все предметы, которые возьмут с собой на дачу. Главное условие – в словах должен быть звук, с которого начинается имя щенка);

- «Логопедическое лото» (помогает закрепить у детей верное звукопроизношение, различать на слух мягкость и твердость звуков, учит определять положение звука в словах);

- «Звонкий - глухой» (способствует развитию фонематического слуха, связности речи, внимания, памяти);

- «Скажи правильно» (игра направлена на дифференциацию звуков, различение фонем);

- «Мои первые буквы» (игра состоит из 33 картонных карточек, разрезанных на 2 половинки по технологии пазл. Всего 66 элементов. На одних половинках карточек изображены буквы русского алфавита, а на другой различные животные, растения, игрушки и бытовые предметы. Ребенок подбирает нужные половинки и соединяет их.       Для старшего дошкольного возраста задача усложняется из букв можно составлять слова. Игра помогает ребенку познакомиться с буквами русского алфавита, научиться выделять первый звук в произносимых словах. Предлагаемые варианты игры даются по степени их усложнения, что позволит учесть возрастные и индивидуальные  особенности детей).

Формирование лексико – грамматических представлений

         В данном разделе я использую следующие игровые технологии:

- «Грамматика в играх и картинках» на лексические темы авторы М.Г.Борисенко и Н.А.Лукина (данные игры помогают организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 2 до 7 лет. Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом  основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка);

- «Считалочка» (учит детей правильно согласовывать числительные с существительными);

- «Что из чего сделано?» (учит детей правильному  образованию относительных прилагательных);

- «Кто где живет?» (научит детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными);

- «Вокруг да около» (игра помогает изучить пространственные понятия, развивает внимание, учить правильно употреблять предлоги);

- «Противоположности» и «Подходит – не подходит» (развивает умения подбирать слова, пополняя словарный запас);

-  «Что забыл нарисовать художник?» (развитие умений в словоизменении существительных в родительном падеже. Детям раздаются предметные картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела);

- «Магазин» (развитие умений согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде и числе в именительном падеже; обогащать словарный запас по теме «Одежда»);

- «Эхо» (учит  образовывать сложные слова, например: листья падают – листопад,

сам ходит – самоход, снег падает - снегопад );

- «Кто и что?» (игра помогает детям различать одушевленные и неодушевленные предметы, знакомит с понятием «действие предмета», учит задавать вопрос «что делает?» или «кто делает?»).

Развитие связной речи

        Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

       И для того, чтобы этот процесс был увлекательным, я выстраиваю его в виде игровых ситуаций.

       В создании данной ситуации может участвовать любая игрушка, которую мы рассматриваем, а затем составляем описательный рассказ о ней.

- «Мы - писатели» (дети учатся составлять рассказы по сюжетной картинке);

- «Сыщики» (дети учатся выстраивать сюжетную линию из серии картинок, объясняя последовательность);

- «Загадки» (дети учатся сочинять свои загадки о предметах окружающего пространства, последовательно, излагая его характеристику);

- «Поговорим» (помогает развивать у детей диалогическую речь);

- «Магазин» (развитие диалогической речи);

- «Собери сказку» (в ходе данной игры у детей развиваются мыслительные процессы, связная речь);

- «Сравниваем предметы» (данная игра учит детей таким навыкам связной речи, как рассуждение).

Пальчиковая гимнастика

      Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это инструмент всех инструментов»- заключил еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. И эти выводы не случайны.

      Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

       Все игры берутся исходя из лексической темы: «Стол», «Стул», «Коза», «Дом», «Кошечка», «Ежик», «Колючий мяч», «Баранки» (для развития кистей рук). Су - Джок .

Игры на развитие речевого дыхания

     Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное  как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

     При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут  с перерывами на отдых.

      Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

- «Кто загонит мяч в ворота» (развитие сильного плавного выдоха);

- «Волшебные бабочки» (развитие длительного непрерывного ротового выдоха);

- «Горячий чай» (развитие сильного плавного и продолжительного выдоха);

- «Фокус» (развитие сильного целенаправленного выдоха).

«Волшебные пузырьки», «Трубочка» и т.д.

Развитие графомоторных навыков

- «Штриховка» (тренировка зрительно – двигательной координации);

- «Клетки» (развитие зрительного и пространственного восприятия).

        Игровые технологии дают возможность решать различные педагогические задачи.

        Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.

        Подводя итог выше сказанному, хочется процитировать слова  В.А. Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование магнитных досок в процессе занятий с дошкольниками с нарушениями речи (из опыта работы)

Данный материал рекомендуется для использования в работе учителей-логопедов и воспитателей,работающих с детьми старшего дошкольного возраста..предложенные задания для детей помогут дошкольникам с нару...

Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...

Использование игровых приемов в логопедической практике

Обзор по теме. Представление собственного опыта...

Мастер- класс для родителей «Игровые приемы при постановке звуков у дошкольников с нарушениями речи»

- Знакомство родителей с игровыми приемами постановки и автоматизации звуков у детей с нарушением звукопроизношения.- Выработка правильной артикуляционной позы для постановки звуков [Л] и [Р].- Развит...

Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)

Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного ...