“Коррекция речи детей с помощью игровых технологий”
методическая разработка (средняя группа)
“Коррекция речи детей с помощью игровых технологий”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rechi_detey_s_pomoshchyu_igrovyh_tehnologiy.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
“Коррекция речи детей с помощью игровых технологий”
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
- Дефицит внимания.
- Низкий уровень развития самоконтроля.
- Низкий уровень познавательной активности.
- Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
- Особенности зрительно-пространственного восприятия.
- Низкий уровень мотивации к обучению.
В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
- Игра дает свободу. По приказу играть нельзя, только добровольно.
- Игра дает порядок. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
- Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Игра возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
- Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
- Игра дает развитие воображения.
- Игра дает возможность развить умственные способности.
- Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
- Игра увеличивает потребность ребенка в общении, стимулирует накопление и развитие речевых умений и навыков.
- Игра дает радость общения.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.
Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи. По сколько ведущим видом деятельности является игра, часто используют на занятиях разные игры.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Они погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали герою выучить его любимый звук и т.п.
Занятия можно проводить в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.
Особое внимание можно уделить дидактическим играм. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используют:
игрушки, реальные предметы, объекты природы.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи:
- Расширять и уточнять знания детей
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)
- Совершенствовать речь
- Развивать все психические процессы.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...
Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»
Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...
Родительское собрание " Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ технологий"
Родительское собрание...
Мастер класс для воспитателей «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».
Мастер класс для воспитателей детского сада...
Мастеркласс для педагогов "Развите речи детей с использованием игровых технологий".
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр; по вклю...
Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ
Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ...
Развитие речевой активности детей с помощью игровых технологий
Игра является одним из главных приемов развития детской речи. Дошкольное детство - важный период становления и развития ребенка, это возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопр...