Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ
презентация по коррекционной педагогике
Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ | 1.23 МБ |
Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Существует множество методов и средств развития речи ребенка.
«Изобретение Раймонда Луллия » В XIII веке Раймонд Луллий - поэт, философ, мыслитель, родоначальник комбинаторики , создал логическую машину, состоящую из нескольких колец. Кольца, дополняя друг друга складывались в единый круг. На каждом кольце была надпись или рисунок (известная истина). Приводя кольца в движение складывалась некая комбинация (новая истина). Как считал Р. Луллий , новые истины помогут узнать мир лучше.
Авторы технологии ТРИЗ применили данную технологию в дошкольном образовании и назвали « Кольцами Луллия » . Конструкция очень проста: два гвоздика для надевания пластинок две пластинки две фанерки (крышка и основание) мебельный уголок
Игры для развития грамматического и лексического строя речи. 1. Образование притяжательных прилагательных Д/и «Чья тень?»
Д/и «Чей след?» Д/и «Чей хвост?»
2. Образование названий детёнышей животных Д/и «Назови детёныша»
3.Образование существительных мн.ч. в именительном падеже. Д/и « Один - много» (далее можно использовать данное пособие для изменения существительных мн. ч. в родительном падеже, задавая вопрос «Чего не стало?» и убирая картинку.) 4.Образование уменьшительно – ласкательной формы слов. Д/и «Назови ласково»
Игры для развития связной речи (развивать навыки диалога и учить отвечать полным предложением, подбирая пару картинке.) Д/и «Чем питается?» Д/и «Где живёт?»
Д/и «Органы чувств» Д/и «Подбери заплатку»
Д/и «Из какой сказки герой?» Д/и «Куда, зачем – едет, летит, плывёт?»
Д/и «Профессии. Подбери предмет.» Д/и «Семья. Кто, что делает?»
Игровая технология «Кольца Луллия » – это универсальное средство многофункционального характера, которое можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам дошкольной программы. Данная технология вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, стимулирует речевое творчество детей.
Вариативность исполнения игры«Кольца Луллия »
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 132»
Мастер - класс
Тема:
Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».
Подготовила:
Учитель-логопед
Песчаная У.С.
Воронеж 2017
План мастер-класса:
I. Актуальность проблемы.
II. Способы решения речевых проблем с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».
III. Игры с элементом случайности в установке колец.
IV. Применение игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия» для решения других образовательных задач в дошкольном учреждении.
V. Литература.
Оборудование: игровое пособие «Кольца Луллия».
- Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и методы педагогического воздействия.
II. Способы решения речевых проблем с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».
Одним из современных и интереснейших методов обучения является логическая машина, которую в XIII веке создал Раймонд Луллий (каталанский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. Луллий считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики). ( Википедия). Авторы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) применили её в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».
Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду, а эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Игры для развития грамматического и лексического строя речи.
- Образование притяжательных прилагательных.
Д/и «Чья тень?»
Д/и «Чей след?»
Д/и «Чей хвост?»
- Более трудным для детей является образование названий детёнышей животных.
Д/и «Назови детёныша»
- Образование существительных мн.ч. в именительном падеже.
Д/и « Один - много» (далее можно использовать данное пособие для изменения существительных мн. ч. в родительном падеже, задавая вопрос «Чего не стало?» и закрывая картинку.)
- Образование уменьшительно – ласкательной формы слов.
Д/и «Назови ласково»
- Игры на развитие связной речи (развивать навыки диалога и учить отвечать полным предложением, подбирая пару картинке.)
Д/и «Чем питается?»
Д/и «Где живёт?»
Д/и «Органы чувств»
Д/и «Куда, зачем – едет, летит, плывёт?»
Д/и «Из какой сказки герой?»
Д/и «Профессии. Подбери предмет.»
Д/и «Семья. Кто, что делает?»
Д/и «Подбери заплатку»
Игровая технология «Кольца Луллия» прочно заняла свое место в педагогике, она является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Её можно многопланово использовать при решении коррекционно-развивающих задач развития речи у дошкольников. Игровая технология «Кольца Луллия» вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, стимулирует речевое творчество детей.
III. Игры с элементом случайности в установке колец.
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Развивается фантазия ребёнка.
Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны на занятиях. Поэтому использование методов и приёмов «Колец Луллия» в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает лучшее восприятие нового материала.
Это эффективное средство в решении коррекционно-развивающих задач. Практическая значимость её очевидна и заслуживает внимания всех педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Очень рекомендую коллегам использовать это пособие в своей работе с детьми разных возрастных категорий.
IV. Применение игровой технологии «Кольца Луллия» для решения других образовательных задач в дошкольном учреждении.
Игровая технология «Кольца Луллия» – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам дошкольной программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.
Эта технология может использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.
- развивать познавательную активность;
- сенсорное развитие (восприятие цвета, формы, размера);
- формировать элементарные математические представления;
- развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
- развивать креативные способности дошкольников;
- развивать навыки фантастического преобразования объектов.
V. Литература
1. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2016.-40с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ).
2. Ткаченко Т. А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника» - М., «Гном», 2002 г.
3. Парамонова Л. Г. « Ваш ребёнок на пороге школы» - СПб., «Каро», 2005 г.
4. Агранович З. Е. « Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» - СПб., «Детство – пресс», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...
Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»
Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...
Мастер класс для воспитателей «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».
Мастер класс для воспитателей детского сада...
Развитие речи детей с использованием игровых технологий
Презентация на тему "Развитие речи детей с использованием игровых технологий"....
Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий"
Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий" «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, это друзья, товарищи, которы...
Мастер - класс для воспитателей. Тема: «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».
Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разных форм работы....
“Коррекция речи детей с помощью игровых технологий”
ldquo;Коррекция речи детей с помощью игровых технологий&rdquo...